Особенности международной торговли машинами и оборудованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы производства и торговли машинами и оборудованием.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:

• дать понятие торговли машинами и оборудованием, его форм

• рассмотреть историю внешней торговли России машинами и оборудованием

• выявить место России на мировом рынке машин и оборудования

• проанализировать динамику внешней торговли машинами и оборудованием, выявить основные проблемы, актуальные для страны на сегодня и предложить пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Основные формы международной торговлей машинами и оборудованием………………………………………………………………6

1.1 Ведущие мировые производители машин и оборудования ………....…6

1.2 Мировой экспорт машин, оборудования и транспортных средств …….9

2. Анализ состояния российской торговли машинами и оборудованием и её позиция в мировой торговле………………………………………………15

2.1 Позиция России на мировом рынке машин и оборудования………….15

2.2 Проблемы торговли машинами и оборудованием……………………..36

3. Пути решения проблем российской торговли машинами и оборудованием ………………………………………………………………..41

Заключение ……………………………………………………………………46

Список используемых источников…………………………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая 2011КМТ.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

     Соответственно, задачей государства является содействие развитию отечественному машиностроению исходя из необходимости обеспечения национальных приоритетов научно-технологического развития и той различной роли, которую играет государство в реализации приоритетов различного рода. При этом даже в рамках какого-либо конкретного приоритета полностью обеспечить его реализацию исключительно за счет отечественного машиностроения даже в среднесрочной перспективе не представляется возможным. Следовательно, речь идет о выборе в рамках конкретного приоритета ограниченного перечня ключевых компетенций, необходимых для его реализации и о развитии соответствующих машиностроительных производств для приобретения этих ключевых компетенций.

     Исходя  из такого подхода усилия государства  должны быть в первую очередь сосредоточены  на технологическом развитии ключевых производств в тех отраслях машиностроения, которые связаны с решением задачи достижения технологического лидерства в области ракетно-космической техники, гражданского авиастроения и атомной энергетике, так как в реализации данных приоритетов государство играет доминирующую роль.

     Также в задачи государства входит привлечение  инвесторов именно в этот сектор промышленности путем снижения налогов на прибыль, финансирования программ льготного  кредитования для промышленных предприятий, а также в дальнейшем помощь в выходе на мировой ранок.

     Конечно же, один из важнейших вопросов - вопрос подготовки и переподготовки кадров, особенно рабочих специальностей. Эта  проблема требует особого внимания, как со стороны государства, так  и со стороны бизнеса: необходимо помочь вузам и профессиональным училищам с разработкой новых образовательных программ, организацией производственной практики, созданием систем контроля за качеством образования. Стоит задача подготовки нового управленческого и инженерно-технического поколения, способного обеспечить инновационное развитие машиностроения. При этом начать, по мнению автора, можно с того, чтобы поднять престиж технических специальностей среди молодёжи. Также нужно возродить практику по созданию образовательных кластеров на базе предприятия. Они могут объединять образовательные учреждения всех уровней, включая подшефные школы, профессиональные лицеи и высшие учебные заведения для подготовки квалифицированных кадров. Молодые специалисты должны иметь возможность стажироваться, проходить практику на реальном производстве и заканчивать учебные заведения с реальным опытом и знаниями.

     Проблема  «утечки умов» сушествует не первый день. К сожалению наше государство  не может обеспечить уровень дохода как , например, в США или развитых странах Европы. Но не все люди стремятся к высоким доходам, поэтому в задачи государства входит создание научно-исследовательской базы, которая позволит не только ученным, но и студентам уже на начальных этапах обучения проводить научные исследования. Надо, прежде всего, создать нормальные условия на уровне мировых стандартов здесь, в России, для научной молодежи, чтобы остановить отъезд за рубеж и «внутреннюю эмиграцию» молодых ученых в более престижные и высокооплачиваемые сферы нашей экономики. Иначе в стране исчезнет «критическая масса мозгов». В ХХ веке около двух третей мировых новаций, внедренных в экономику развитых стран, было реализовано при использовании достижений и идей нашей фундаментальной науки. Согласно исследованию Гарвардской бизнес школы, опубликованному в феврале 2004 года, в России самый высокий уровень творческой активности.

     Низкая  производительность труда может  быть связана как с устаревшими  основными фондами предприятий, так и с неправильной организацией рабочего процесса, незаинтересованностью работника в результатах его труда. В связи с этим предприятием может быть разработана система индивидуальных поощрений по результатам работы, а также предоставлена работникам возможность поделиться своими предложениями по поводу усовершенствования рабочего процесса.

     НИОКР является основой развития машиностроительной отрасли. Поэтому очень важно  создать необходимые условия  для улучшения деятельности предприятий  и организаций, работающих в сфере  НИОКР, обеспечения стратегического развития комплекса отраслевой и фундаментальной науки и др.

     В развитых странах ОЭСР соотношение  расходов государственного и частного сектора на НИОКР составляет 1:3 и 1:4. В России сложилось противоположное  соотношение – 2,5:1. При этом у  нас государство финансирует свыше половины НИОКР (56%), выполняемых частным сектором. Для стран ОЭСР этот показатель составляет всего 7%, для Китая – менее 5%. Поэтому государство должно проводить политику активного стимулирования притока как национальных, так и зарубежных инвестиций в машиностроение и научные исследования.

     К сожалению, на сегодня приток капитала из-за рубежа не стал двигателем инновационного обновления экономики и повышения  ее конкурентоспособности. На обрабатывающие производства приходится лишь 15% прямых иностранных инвестиций, в то время как почти 80% инвестиций направляется в добычу полезных ископаемых, операции с недвижимостью, торговлю и финансовую деятельность. На производство транспортных средств, машин и оборудования приходится около 2,5 % от общего объёма инвестиций.

     В экономике России отсутствуют стимулы  для перетока средств в высокотехнологичные  отрасли. К сожалению, велик разрыв между стадией исследовательских  работ и их коммерциализацией, их внедрением в прикладную сферу ( около 15 лет против 5-7 лет в США). Инновации нельзя осуществлять как «продразверстку» (введение обязательных корпоративных программ инновационного развития, установление норматива для госкорпораций по расходам на НИОКР и т.р.). Инновационная экономика заработает только тогда, когда бизнесу станет выгодно тратить деньги на инновации. Причина низких расходов российского бизнеса на НИОКР связана не только с известными особенностями формирования рыночной экономики в России, но и в отсутствии продуманной государственной политики по поощрению расходов частного сектора на НИОКР косвенными методами - с помощью налоговых стимулов. Увеличение налогов на ресурсы и снижение налогов на прибыли в обрабатывающей промышленности могли бы в решающей мере сделать обрабатывающую промышленность, в том числе машиностроение, несравненно более привлекательным объектом для отечественных и иностранных капиталовложений. Необходимо снижать налоги именно на прибыль, а не на ресурсы, которые и так дешевы.  

 

      Заключение 

     Изучив  российскую торговлю машинами и оборудованием, можно сказать, что машины и оборудование являются наиболее динамичной статьей международной торговли. На них приходится около одной трети современной мировой торговли. В экспорте промышленно развитых капиталистических стран доля машин и оборудования достигает 80 %. Поэтому уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинам и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

     Если  говорить о торговли машинами и оборудованием, то в зависимости от степени завершенности  производственного цикла различают: комплектные, поставки, поставки отдельных  видов готовой продукции серийного производства, поставки деталей и узлов в разобранном виде. По видам сопутствующих услуг выделяют такие формы внешней торговли как, инжиниринговые услуги, осуществление технического обслуживания, снабжение запчастями, аренда оборудования, обучение специалистов для работы на оборудовании. Что касается видов сотрудничества, то здесь выделяют технико-экономическое, промышленное и научно-техническое сотрудничество.

     По  уровню развития машиностроения различия стран крайне велики. Более 90% машиностроительной продукции производят развитые страны. Безусловными лидерами в производстве являются: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Китай, Россия. Они производят практически все виды металлоизделий, машин и оборудования – от «иголок до самолётов». Страны Западной и Восточной Европы, а также, некоторые развивающиеся страны (Бразилия, Индия, Сингапур и др.) обычно специализируются на выпуске определенных видов машиностроительной продукции, с которой они выходят на мировой рынок. В целом отставание развивающихся стран в этой отрасли ещё очень велико. Низка и доля продукции машиностроения в структуре всей промышленности – она не превышает 20%, тогда как в развитых странах она составляет 30-40%. Во многих развивающихся странах машиностроение представлено ремонтными мастерскими по обслуживанию транспорта, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства и изготовлению простейшего инвентаря.

     Очевидно, что доля промышленной продукции  в общем объеме экспорта в России существенно ниже аналогичных показателей других стран, причем даже не только высокоразвитых. Отчасти это объясняется низкой конкурентоспособностью российских товаров.

     Правомерно  говорить о круге проблем машиностроения, который носит пока замкнутый  характер: изношенные фонды - низкое качество выпускаемой продукции - низкая конкурентоспособность - низкие объемы продаж - недостаточные обороты по финансам - нехватка денежных средств на обновление оборудования. И, как следствие, отсутствие возможностей, как для внедрения инноваций, так и наращивания темпов роста производства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. БИКИ. 2006. №20. С.3.
  2. БИКИ. 2006. №21. С.3.
  3. БИКИ. 2009. №127. С.10.
  4. БИКИ.2009. № 119. С.10.
  5. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов/Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; Под ред. проф. Л.Е. Стровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА.2004. – 847 с.
  6. Клинов В.Г. Мировой рынок высокотехнологичной продукции. Тенденции развития и особенности формирования конъюнктуры и цен/В.Г. Клинов. –М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – С.50.
  7. Мировая экономика. Глобальные тенденции развития за 100 лет; Под ред. И.С. Королёва. – М.: Эксмо. 2002. – 749 с.
  8. PwC Automotive Institute Analyst Note”, October 12, 2009.

Информация о работе Особенности международной торговли машинами и оборудованием