Некоторые вопросы регулирования инновационных процессов на постсоветском пространстве в рамках межгосударственных союзов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:52, доклад

Краткое описание

Каждый школьник знает, что сегодня общество шагнуло в новую эру – постиндустриальную. И сегодня, пожалуй, главной производительной силой является человеческий интеллект, поскольку именно он создает инновационную экономику. С каждым днем возрастает число людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

форум 3 апреля.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Выступление на V Международном Форуме  
"Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности"

Тема: Некоторые вопросы регулирования инновационных процессов на постсоветском пространстве в рамках межгосударственных союзов

Каждый школьник знает, что сегодня общество шагнуло в новую эру – постиндустриальную. И сегодня, пожалуй, главной  производительной силой является человеческий интеллект, поскольку именно он создает инновационную экономику. С каждым днем возрастает число людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг. Неурегулированность вопросов защиты интеллектуальной собственности в России, да и на территории всего постсоветского пространства, является важным фактором невключенности нашей страны в мировой рынок научно-технологической продукции, где уже сложилась четкая специализация разных стран; отрицательно сказывается на развитии в нашей стране науки, изобретательства, создания инновационных продуктов и услуг.

Интеграционные  процессы, происходящие на постсоветском пространстве в рамках СНГ, ТС, ЕврАзЭС, Союзного государства Россия- Беларусь, формирующегося  ЕЭП, породили новый вид международных общественных отношений - отношения интеллектуальной собственности, составной частью которых являются отношения по разработке и внедрению инноваций.

2.Интеграция  инновационных отношений в рамках  названных межгосударственных организаций,  как и в мире в целом, осуществляется (должно осуществляться) по трем  основным направлениям:

1) межгосударственное научно- техническое сотрудничество;

2)межгосударственная торговля инновациями как продуктом интеллектуальной деятельности;

3) межгосударственное е регулирование инновационных отношений.

3.Говоря о  последнем направлении, нужно  отметить, что регулирование инновационного потенциала, как и любой творческой деятельности, ограничено, имеет свои рамки.

   В тоже  время очевидно, что международные  организации не могут быть  безучастными к инновационным  процессам.

В этой связи  можно выделить, по крайней мере, следующие формы такой регуляции:

1) согласование национальных стратегий в области инновационной деятельности. Это функции соответствующих органов межгосударственных союзов;

2) создание благоприятных условий для разработки и принятия инновационных решений в рамках союзнических отношений, в том числе путем инвестирования инновационной деятельности за счет ресурсов международных организаций;

3) разработка общих правил торговли и защиты инноваций, развития инновационных отношений в целом.

Таким образом, проблемы защиты интеллектуальной собственности приобретают для России едва ли не ключевое значение на пути интеграции в мировое сообщество, развития внутреннего рынка и становления новой «экономики знаний».

Отсутствие  национального коллизионного регулирования  компенсируется достаточно большим количеством международных договоров, посвященных охране авторских и смежных прав.

    1. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (21 мая 1974 г.). Россия участвует с 20 января 1989 г. (на 15 апреля 2001 г. участвует 24 государства). Обратной силы не имеет.
    2. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС (Agreement on Trade-Related of Intellectual Property Rights), 15 апреля 1994 г.), которое устанавливает требования к законодательству об интеллектуальной собственности государств, желающих присоединиться к Всемирной торговой организации. Данное Соглашение устанавливает судебные, административные, таможенные меры защиты нарушенных прав. Россия не присоединилась пока к Соглашению.
    3. Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву (20 декабря 1996 г., вступил в силу 6 марта 2002 г.) является специальным международным документом, посвященным особенностям охраны прав авторов, в том числе и в сети Интернет. Имеет обратную силу. Россия не является участницей (на 15 апреля 2002 г. участвует 35 государств).
    4. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (20 декабря 1996 г., вступил в силу 20 августа 2002 г.). Имеет обратную силу (на 25 июля 2002 г. участвует 37 государств).

На постсоветском  пространстве существует несколько  соглашений, которые охватывают основные аспекты регулирования интеллектуальной собственности:

    1. Соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные и используемые в ходе военно-экономического сотрудничества в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (подписано 6 октября 2007 года); Ратифицировано РФ – 31 марта 2009
    2. Соглашения, заключенные в рамках Единого экономического пространства – Соглашение «О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности» от 09.12.2010 (ратифицировано РФ – 11 июля 2011)
    3. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств N 34-6 "О модельном Кодексе интеллектуальной собственности для государств - участников СНГ"
    4. Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 "О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав" которое предусматривает применение государствами-участниками на своей территории Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 г., сотрудничество по совершенствованию внутреннего законодательства и борьбе с незаконным использованием авторских и смежных прав.
    5. Евразийская патентная конвенция (9 сентября 1994 г.) заключена между государствами – членами СНГ (всего 10 государств подписали Конвенцию, в том числе и РФ). Конвенция учреждает Евразийскую патентную организацию и определяет правила получения евразийского патента. Особый порядок предусмотрен относительно процедуры получения патента, который заключается в том, что правом на евразийский патент обладает изобретатель или его правопреемник, вне зависимости от принадлежности к гражданству государства-участника. В отношении служебных изобретений право на патент определяется законодательством того государства, в котором служащий имеет основное место службы либо, в котором работодатель занимается предпринимательской деятельностью, с которой связан служащий. Евразийская заявка подается либо через национальное ведомство государства, либо непосредственно в Евразийское ведомство. Заявка проверяется на соблюдение формальных требований, установленных Конвенцией и Патентной инструкцией, и проводится поиск по этой заявке, по результатам которого составляется отчет. Следующим этапом является проведение экспертизы заявки по существу и принятие решения коллегией экспертов Евразийского ведомства о выдаче либо об отказе в выдаче евразийского патента. За проведение соответствующих процедур в пользу Евразийского ведомства взимается пошлина.

Инновационные отношения должны стать предметом  самостоятельного согласованного управления и регулирования со стороны названных  межгосударственных региональных организаций.

Только в этом случае возможна самодостаточная инновационная политика и формирование эффективной национальной и региональной инновационных систем.

Главной стратегической задачей такой политики и практики должно стать формирование масштабного  рынка инноваций, систематизация результатов инновационной деятельности, увеличение доли внедренных в производство патентов и числа заключаемых лицензионных соглашений, повышение уровня нематериальных активов предприятий, направленных на развитие экономики страны и региональных экономических сообществ. И ориентир здесь - "продвинутые" зарубежные фирмы, чьи неосязаемые активы достигают 90% от годового оборота.

Возникает вопрос, кто должен формировать правовую базу для возможностей инноваций?

Представляется, что основную нагрузки здесь должны нести межгосударственные парламентские структуры , устанавливая правовой режим инноваций, путем принятия соответствующих законодательных актов.

На настоящий  момент такие структуры имеет  лишь СНГ и Союзное государство.

В СНГ - это Межпарламентская Ассамблея, в Союзном государстве- Парламентское собрание.

В остальных  межгосударственных союзах парламенты пока не созданы.

Но работа в  этом направлении проводится.

И еще один немаловажный момент. При правовом регулировании  инноваций мы должны принимать в расчет наше членство, впрочем как и ряда других наших партнеров, в ВТО, где выстроены отношения с регулированием и защитой интеллектуальной собственности, торговлей интеллектуальным продуктом. Основополагающим документом здесь является Соглашение ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (далее – ТРИПС).

 В целом,  главной доминирующей идеей Соглашения  о ТРИПС является требование  о том, что все участники  Соглашения должны предоставлять  в отношении охраны ИС остальным  его участникам режим не менее благоприятный, чем они предоставляют своим гражданам и хозяйствующим субъектам.

ТРИПС делает акцент на правоприменении: то есть мало сказать, что «права на интеллектуальную собственность  защищаются в судебном порядке», но нужно обеспечить высокий стандарт такой защиты от правонарушений. В рамках ВТО будет оцениваться эффективность процедур защиты и охраны прав на интеллектуальную собственность.

Поэтому правовое регулирование в рамках национальных и региональных экономических пространств, в которых участвует Россия, важно осуществлять через призму требований ВТО.

Эти положения  найдут в новой редакции ГК РФ, которая  находится в настоящее время  на рассмотрении в Госдуме.

Важно отметить, что во всех странах постсоветского пространства существует налаженная и эффективно функционирующая система охраны и защиты интеллектуальной собственности, отвечающие требованиям мировых стандартов.

Однако, в государствах-участниках СНГ пока не решен ряд проблем, связанных с коммерциализацией объектов интеллектуальной собственности, введением их в хозяйственный оборот. Так же стоит отметить не вполне сформированный рынок интеллектуальной собственности на постсоветском пространстве. Сегодня мы осознаем важность создания инструментов и механизмов защиты интеллектуальной собственности.

Решение этих проблем  является важнейшей задачей, учитывая тот факт, что государства-участники  СНГ планомерно осуществляют деятельность по созданию инновационного пространства Содружества.

В рамках Союзного Государства России и Белоруссии вопрос об использовании продуктов интеллектуальной собственности активно развивается. Была создана единая нормативная база по учету и эксплуатации собственности.  Однако, проблемы все еще существуют. Установлено, что госзаказчики не обеспечивают регистрацию и защиту прав на результаты научно-технической деятельности, полученные в ходе реализации программ. В результате созданные объекты интеллектуальной собственности находятся в распоряжении госзаказчиков – исполнителей союзных программ на территории Белоруссии и России, что осложняет процесс их совместного использования. А это не малый пласт совместной работы. В проекте бюджета предполагается финансирование трех новых программ общим объемом финансирования в 2013 году более 1 млрд. руб., две из которых связаны с развитием новых научно-технических направлений.

    • программа "Разработка современной и перспективной технологий создания в государствах-участниках Союзного государства тепловизионной техники специального и двойного назначения на базе фотоприемных устройств инфракрасного диапазона третьего поколения";
    • программа "Разработка инновационных технологий и техники для производства конкурентноспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов на 2012 – 2016 годы".

Программы, связанные  с научно-техническим развитием за 2012 г:

    • Программа «Разработка и освоение серий интегральных микросхем и полупроводниковых приборов для аппаратуры специального назначения и двойного применения»
    • Программа «Разработка технологий и организация опытного производства высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных средств нового поколения и пищевых продуктов на основе лактоферрина человека, получаемого из молока животных-продуцентов»
    • Программа «Повышение эффективности пищевых производств за счёт переработки их отходов на основе прогрессивных технологий и техники »
    • Программа «Совершенствование системы обеспечения населения и отраслей экономики Российской Федерации и Республики Беларусь информацией о сложившихся и прогнозируемых погодно-климатических условиях, состоянии и загрязнении природной среды»

И это далеко не все наукоемкие программы, выполняемые  союзным государством.

На сегодняшний  день одним из основных вопросов в  области создания нормативно-правовой базы регулирования интеллектуальной собственности является унификация и гармонизация национальных законодательств.

Необходимо создать методы учета, оценки и эксплуатации интеллектуальной собственности. На совместном заседании  Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и комитета государственного контроля Республики Беларусь Государственный секретарь Союзного государства Г.А. Рапота указал на то, что возможность кардинально решать пополнение дохода от внедрения того продукта, который мы получили в результате реализации программ, мы можем только тогда, когда у нас будет решен вопрос с собственностью.

Вопрос с собственностью тяжелый и затянувшийся. В этом году поступило предложение о возможном пути решения данной проблемы. Суть его заключается в том, что есть два вида собственности: инфраструктурная собственность, то есть в результате программ мы создаем некие объекты, чаще всего это связано с системой безопасности, пограничного и таможенного контроля. «Второй вид собственности – создание инновационного продукта и новых технологий», - озвучил предложение Рапота. На том же заседании были указаны два возможных вида управления инновационной собственностью: либо создание некого органа Союзного государства, который будет им руководить, либо передать на национальные органы управление этой собственностью. Оба варианта имеют право на жизнь в соответствии с нашим законодательством.

Также особо стоит отметить, что очень многие наработки и практические пункты, которые были реализованы в рамках наработок Союзного государства России и Беларуси, могут стать пилотными для Таможенного союза, а самое главное – для создания единого экономического пространства и Экономического союза России, Казахстана и Белоруссии.

Информация о работе Некоторые вопросы регулирования инновационных процессов на постсоветском пространстве в рамках межгосударственных союзов