Международные преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:26, реферат

Краткое описание

Международными преступлениями признаются особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принци¬пов и норм международного права, имеющих основополагаю¬щее значение для обеспечения мира, зашиты личности и жиз¬ненно важных интересов международного сообщества в целом. При этом наибольшую опасность представляют деяния долж¬ностных лиц, реализующих на практике преступную полити¬ку государств и персонифицирующих международные преступ¬ления государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Уткин-междунар. прест.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

1.3. Военные преступления

Понятие и перечень военных преступлений были даны в Уставе Нюрнбергского трибунала. К ним отнесены нарушения законов или обычаев войны: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления (ст. 6). В дальнейшем четырьмя Женевскими Конвенциями о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.: Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Об обращении с военнопленными; О защите гражданского населения во время войны — этот перечень преступлений был расширен. Как уже отмечалось. Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. к военным были отнесены военные преступления, как они определены в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала, в том числе и «серьезные нарушения», перечисленные в Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г.

Серьезными  нарушениями согласно четвертой Женевской Конвенции о защите гражданского населения во время войны являются: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное депортирование, перемещение и арест покровительствуемого лица, принуждение покровительствуемого лица служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение его права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное настоящей Конвенцией, взятие заложников, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью (ст.147).

Женевскими Конвенциями  запрещаются такие действия, как:

а) посягательство на жизнь  и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

б) взятие заложников;

в) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

г) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями (ст. 3).

С военнопленными следует  обращаться гуманно. В частности, ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению или же научному или медицинскому опыту какого бы то ни было характера, который не оправдывается соображениями лечения военнопленного и его интересами. Военнопленные равным образом должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. Применение к ним репрессий воспрещается (ст. 13 третьей Женевской Конвенции).

Каждый военнопленный  при допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер или, за неимением этих сведений, другую равноценную информацию. Допрос военнопленных должен проводиться на языке, понятном для них (ст. 17 Конвенции).

          В Статуте Международного уголовного  суда к военным преступлениям отнесены: а) серьезные нарушения Женевских Конвенций от 12 августа 1949 г.;

б) другие серьезные нарушения  законов и обычаев, применимых в  международных вооруженных конфликтах в установленных рамках международного права;

в) в случае вооруженного конфликта немеждународного характера серьезные нарушения статьи 3, общей для четырех Женевских Конвенций 1949 г.;

г) другие серьезные нарушения  законов и обычаев, применимых в  вооруженных конфликтах немеждународного характера в установленных рамках международного права (ст. 8).

          Военным преступлением является наемничество. Общественная опасность преступления проявляется в том, что формируется специальная когорта людей, основной профессией которых являются массовые убийства, истязания, разрушение и разграбление национального имущества по корыстным мотивам. Это приводит не только к утрате этими лицами общепризнанных человеческих ценностей, но и провоцирует возникновение новых военных столкновений и конфликтов в разных частях мира в целях соответствующей «подпитки».

Наемник — это любое лицо, которое: а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях; в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны; г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте: и е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

В этом Дополнительном протоколе  подчеркивается, что наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного.

В Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. данное понятие наемника было расширено. Понятием «наемник» обозначается также любое лицо, которое специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:

— свержение правительства  или иной подрыв конституционного порядка государства или

— подрыв территориальной  целостности государства (ст. 1).

Международная Конвенция 1989 г. к международным преступлениям отнесла новые составы о наемничестве (ст. 2, 4).

От наемников необходимо отличать добровольцев. К последним относятся лица, изъявившие желание выехать в страну, находящуюся в вооруженном конфликте, при условии их добровольного поступления на службу в ряды вооруженных сил этой страны (Гаагская Конвенция о правах и обязанностях нейтральных Держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г.). На добровольцев, в отличие от наемников, распространяются международно-правовые положения о статусе комбатанта и военнопленного. Также следует отграничивать от наемников военных советников, непосредственно не принимающих участия в военных действиях, направленных на службу в армию иностранного государства по официальным соглашениям между государствами.

1.4. Международный  терроризм.

Международные преступления, составляющие по своей сути акты терроризма, наносят непоправимый ущерб международному правопорядку в целом. Это обстоятельство требует консолидации усилий целого ряда государств в масштабах определенного региона либо всего мира. Современное международное право выработало целый ряд международных конвенций универсального и регионального характера, которые на основе четких критериев устанавливают в качестве предмета своего правового регулирования взаимное сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом.

К актам универсального характера относятся Конвенция 1963 г. о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов; Конвенция 1970 г. о борьбе с незаконным захватом воздушных судов; Конвенция 1971 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации; Конвенция 1988 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства; Конвенция 1979 г. о борьбе с захватом заложников; Конвенция 1980 г. о физической защите ядерного материала; Конвенция 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов.

Перейдем к уголовно-правовой характеристике терроризма. С точки  зрения объекта посягательства, терроризм наносит ущерб жизни и здоровью людей, их имуществу, правам и законным интересам, дезорганизует общественную жизнь.

По объективной стороне обычно терроризм представляет собой действия, направленные против жизни конкретного политического (общественного) деятеля либо неопределенного числа людей, выражающиеся в насилии либо угрозе его применения. Насилие большей частью сопровождается физическим воздействием вплоть до причинения телесных повреждений и смерти. Оно может сопровождаться и психологическим воздействием, и вымогательством различных благ, что особенно характерно для тех случаев, когда террористический акт сопровождается требованием выкупа.

Терроризм — преступление, которое может быть совершено  и одним лицом против одного или  нескольких человек или каких-либо объектов (в этом случае речь идет о  террористическом акте), и группой лиц. Если действия террористов не выходят за рамки своей страны, ответственность наступает по положениям национального законодательства. В целях координации усилий государств-участников международного сообщества в борьбе с терроризмом во всех случаях необходимо выявлять международные связи террористов.

При рассмотрении дел  о терроризме необходимо особо изучать  вопрос о вдохновителях, организаторах  не только конкретных действий, но и  создания террористической организации. Для координации борьбы с терроризмом в международном масштабе это имеет важное значение. В тех случаях, когда в качестве организатора выявлено официальное учреждение какой-либо страны, входящей в ООН, следствием могут быть политические, экономические, дипломатические акции против такого государства, попустительствующего терроризму. Вслед за этим может встать вопрос и о привлечении к уголовной ответственности дополнительно выявленных участников террористических организаций и групп.

Субъективная  характеристика терроризма. Это преступление всегда умышленное, совершаемое с прямым умыслом. При этом умысел террористов отличается от умысла на убийство. Если в случае убийства имеются две стороны: преступник и жертва, то в акте терроризма есть и третья: органы власти и (или) общественность. По сути дела, сама жертва террористов может и не особенно интересовать: их цель - возбуждение общественного внимания, запугивание населения и представителей власти, пропаганда своих политических или иных воззрений. В связи с безразличием к жертвам со стороны террористов часты проявления особой жестокости, пренебрежения к положению жертв и к тому обстоятельству, что при актах терроризма гибнут случайные люди. Нет и сожаления по поводу массовости жертв, особенно если при этом достигнут большой "пропагандистский" эффект, которому зачастую вольно или невольно, в погоне за сенсацией содействуют средства массовой информации. Мотивы терроризма могут быть весьма разнообразны.

Следует отграничивать  терроризм как от вытекающих из него некоторых конкретных преступных деяний (угон самолетов, посягательства на дипломатических представителей и лиц, пользующихся международной защитой, захват заложников), так и от отдельных актов насилия, по формальным признакам совпадающих с объективной характеристикой терроризма. Такие действия могут квалифицироваться как однократный террористический акт (такой состав преступления имеется в уголовном законодательстве многих государств) либо как иное насильственное преступление (например, убийство, уничтожение имущества и т. д.). В подобных случаях первостепенное значение для ответственности имеет установление форм вины и мотивов преступления.

 

 


Информация о работе Международные преступления