Международный вооруженный конфликт. Механизм установления фактов международного преступления на примере вооруженного конфликта в Нагор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

В свою очередь, говоря о понятии «вооруженный конфликт», следует понимать, что его масштаб значительно меньше. Так, все вооруженные конфликты можно разделить на две группы: вооруженные конфликты международного характера и вооруженные конфликты немеждународного характера, содержание которых более детально раскрыто в Дополнительных протоколах I и II к Женевским конвенциям о защите жертв войны от 8 июня 1977 г.

Содержание

1. ПОНЯТИЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА 3
2. УЧАСТНИКИ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА 7
3. ПРАВО ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ 9
4. МЕХАНИЗМ УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

Вооруженные конфликты_1.docx

— 60.69 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение                   высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА                                                  И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ                                                                                                 при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Кафедра международного и гуманитарного права

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина: Международное Гуманитарное право

 

Тема: «Международный вооруженный конфликт. Механизм установления фактов международного преступления на примере вооруженного конфликта в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент экстерната

 группы Ю12б

Лухт Игорь Александрович

 

Научный руководитель:

кандидат юридических наук, доцент

Орлова Инна Анатольевна

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2013 г.

Содержание

 

 

 

1. Понятие войны и вооруженного конфликта

 

Впервые понятие «вооруженный конфликт» появилось в Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.

В свою очередь, говоря о понятии «вооруженный конфликт», следует понимать, что его масштаб значительно меньше. Так, все вооруженные конфликты можно разделить на две группы: вооруженные конфликты международного характера и вооруженные конфликты немеждународного характера, содержание которых более детально раскрыто в Дополнительных протоколах I и II к Женевским конвенциям о защите жертв войны от 8 июня 1977 г.

Так, п. 4 ст. 1 Дополнительного протокола I содержит определение международного вооруженного конфликта и относит к нему такие ситуации, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации, а также расистских режимов и за осуществление своего права на самоопределение1.

Понятие и критерии вооруженного конфликта немеждународного характера закреплены в ст. 1 Дополнительного протокола II, согласно которой под вооруженным конфликтом немеждународного характера понимаются все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами2.

Римский статут международного уголовного суда в 1998 г. еще более четко и ясно определил, что вооруженный конфликт немеждународного характера имеет место только на территории одного из государств-участников, когда идет длительный вооруженный конфликт между правительственными властями и организованными вооруженными группами или между самими такими группами (п. 2 ст. 8). Здесь же подчеркивается, что не являются вооруженным конфликтом случаи нарушения внутреннего порядка и возникновения напряженности в виде беспорядков и отдельных актов насилия и аналогичных им деяний.

Подобное разделение вооруженных конфликтов по степени их локализации породило множество споров как между отечественными, так и между зарубежными учеными относительно выработки единых критериев для определения сути того или иного вооруженного конфликта.

Некоторые зарубежные авторы предлагают считать международными вооруженными конфликтами любые действия с применением военного насилия, в которых участвует значительное число комбатантов с их воинской дисциплиной и организацией, если при этом совершено хотя бы одно из следующих действий:

  • вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства;
  • захват в плен или ранение хотя бы одного военнослужащего из состава вооруженных сил другой стороны;
  • интернирование или принудительный захват хотя бы одного гражданского лица другой воюющей стороны3.

Подобная аргументация, по мнению В.П. Панова, была бы значительно весомее, если были бы указаны все виды агрессии в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 3314 от 14 декабря 1974 г., согласно которой под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с уставом ООН» (ст. 1). Указанное определение содержит как общее понятие вооруженной агрессии, так и указания на конкретные действия, совершение которых составляет акт агрессии. К таким действиям относятся:

  • вторжение вооруженных сил одного государства а территорию другого государства;
  • любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила;
  • любая аннексия территории другого государства или части ее с применением силы;
  • применение любого оружия одним государством против территории другого государства;
  • блокада портов или берегов одного государства вооруженными силами другого государства;
  • нападение вооруженных сил одного государства на вооруженные силы другого государства;
  • применение вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению на территории другого государства, в нарушение условий, содержащихся в соглашении;
  • предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих государств;
  • засылка одним государством вооруженных банд, групп, наемников, которые осуществляют акты применения вооруженных сил против другого государства (ст. 3)4.

В связи с вышесказанным представляется достаточно справедливой позиция И.Н. Арцибасова, который определял «международный вооруженный конфликт» как вооруженное столкновение между двумя или несколькими сторонами, обладающими международной правосубъектностью, а именно между вооруженными силами: а) суверенных государств; б) национально-освободительного движения и метрополии; в) восставшей или воюющей стороны (признанной в этом качестве) и соответствующего государства.

По мнению А.Г. Григорьева, международный вооруженный конфликт являет собой вооруженное столкновение между государствами, между национально-освободительным движением и метрополией, между восставшей (воюющей) стороной и войсками правительства соответствующего государства.

Таким образом, исходя из проведенного анализа понятия и признаков вооруженных конфликтов, к основным источникам права, регулирующего данную сферу международных отношений, можно отнести совокупность международных договоров, регулирующих применение вооруженной агрессии в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с нейтральными государствами, а также ограничивающих методы и средства ведения военных действий. В связи с этим все источники права вооруженных конфликтов можно разделить на следующие группы: регламентирующие правовое положение стран - участников вооруженных конфликтов и нейтральных государств; определяющие правовое положение лиц, участвующих в вооруженном конфликте; регулирующие вопросы защиты гражданского населения и мирных объектов; обеспечивающие права военнопленных; запрещающие определенные средства и методы ведения войны.

 

 

2. Участники вооруженного конфликта

 

Вооруженные силы государства, чтобы пользоваться правами, определенными международными договорами, должны удовлетворять следующим условиям: находиться под командованием лица, отвечающего за их действия; иметь знаки различия; открыто носить оружие; - уважать законы и обычаи войны5.

Вооруженные силы воюющих государств делятся на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся). Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. все лица, участвующие в вооруженном конфликте, подразделяются на комбатантов и гражданское население (п. 1 ст. 50). К комбатантам относятся:

  • личный состав регулярных вооруженных сил и включенные в них полувоенные или вооруженные организации, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включенные в состав вооруженных сил;
  • партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая организованные движения сопротивления;
  • население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с ним;
  • вооруженные участники национально-освободительных движений, борющихся против колониализма, расизма и иностранного господства в осуществлении своего права на самоопределение.
  • комбатанты, попавшие во власть неприятеля, имеют право на статус военнопленного6.

К гражданскому населению относятся все лица, которые не являются комбатантами. Если гражданские лица принимают участие в военных действиях, они теряют свой статус и становятся комбатантами.

При этом, следует иметь в виду, что на наемников, т. е. лиц, не являющихся гражданами ни одной из воюющих сторон, специально завербованным для участия в вооруженном конфликте и фактически участвующих в вооруженном конфликте с желанием получить личную выгоду и не входящих в личный состав вооруженных сил стороны конфликта, не распространяются нормы международного права. Наемничество является преступлением и подлежит уголовному преследованию. Наемники не могут пользоваться правами, которыми пользуются комбатанты (т.е. иметь статус военнопленного) и гражданское население.

 

 

3. Право вооруженных конфликтов

 

Важное место среди источников права вооруженных конфликтов занимают международно-правовые акты, в которых содержится запрещение применять на войне те или иные виды оружия.

Так, Женевский протокол 1925 г. запрещает применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства.

Конвенция «О бактериологическом оружии» 1972 г. запрещает разработку, производство и накопление запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и предусматривает их уничтожение.

Конвенция 1980 г. запрещает применять против мирного населения осколочные бомбы, осколки которых не просматриваются в человеческом теле рентгеном, мины-ловушки и зажигательное оружие.

При этом, необходимо иметь в виду, что международным правом установлена ответственность за военные преступления и преступления против человечности не только личная, но также и командная7.

Статья 86 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1977 г. гласит, что командир несет ответственность за нарушения конвенций подчиненными в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения.

В 1998 г. было решено создать Международный уголовный суд, в компетенции которого находятся военные преступления, для которых определена универсальная юрисдикция. В 2002 г. договор о его создании вступил в силу. Однако многие страны (включая Россию, США и Китай) не подписали или не ратифицировали его.

 

4. Механизм установления фактов международного преступления

 

Механизм установления фактов международного преступления в создании режима международной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества важное значение имеет вопрос о том, кто вправе или должен устанавливать факт совершения данного преступления.

Вместе с тем известные функции по установлению факта совершения и последствий международного преступления в соответствии с нормами гл. VII Устава ООН выполняет Совет Безопасности, хотя этот орган, в отличие от Генеральной Ассамблеи, не представляет мировое сообщество в целом. При этом следует разграничивать так называемые дискреционные полномочия Совета Безопасности по установлению факта агрессии, которые вытекают из ст. 39 Устава ООН, и прямо не предусмотренные Уставом полномочия, подразумеваемые по установлению иных категорий международных преступлений, которые перечислены в п. 3 ст. 19 («в», «с») проекта8.

Примечательно и то, что Совет Безопасности редко «называл вещи своими именами», характеризовал тот или иной факт серьезного нарушения международных обязательств именно как международное преступление, употребляя при этом такие общие формулировки, как «нарушение мира и международной безопасности», «угроза миру» и др.

В силу различных обстоятельств, в первую очередь политического характера, многочисленные факты агрессии, прямого вооруженного нападения и другие преступления против мира и безопасности человечества не находили должной квалификации и осуждения со стороны Совета Безопасности ООН.

Одним из примеров в практике современных международных отношений являются агрессивные действия и военные преступления, совершенные Республикой Арменией против Азербайджанской Республики. Как известно, вооруженный конфликт в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана, развязанный Арменией, представляет собой давний межэтнический спор между бывшими советскими республиками.

Несмотря на усилия, правда, не всегда последовательные, Минской группы ОБСЕ, которая пытается играть миротворческую роль в этом конфликте, всеобъемлющего регулирования этого конфликта пока не удается достичь. Меры по продвижению вперед мирного процесса не приносят желаемого результата вследствие упорного противостояния армянской стороны и ее отказа от выполнения фундаментальных норм и принципов современного международного права и, в первую очередь Устава ООН, игнорирования принятых в 1993 г.

Советом Безопасности ООН резолюций (822, 853, 874 и 884), в которых содержатся рекомендации по конструктивному решению данного конфликта. Так, в резолюции от 11 ноября 1993 г. (документ ООН — 8/26719) подтверждались суверенитет, территориальная целостность Азербайджанской Республики и всех других государств в регионе, а также нерушимость международных границ и недопустимость применения силы для приобретения территории; в п. 1 содержится осуждение имевших место нарушений установленного сторонами прекращения огня, которые повлекли за собой возобновление военных действий, и осуждение оккупации новых территорий Азербайджанской Республики, нападения на ее мирных жителей и обстрел азербайджанской территории9.

Информация о работе Международный вооруженный конфликт. Механизм установления фактов международного преступления на примере вооруженного конфликта в Нагор