Международные межправительственные и неправительственные морские организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 12:55, реферат

Краткое описание

Современные международные организации делятся на 2 основных типа: межправительственные и неправительственные организации. Роль и тех и других значительна и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни. Но все же два данных типа имеют свои особенности, признаки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Международные межправительственные морские организации……4
Глава II. Международные неправительственные морские организации…… 12
Заключение……………………………………………………………………... 23
Список литературы…………………………………………………………….. 25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

- способствует облегчению взаимодействия правительств государств по техническим вопросам для достижения высочайших стандартов в области безопасности на море и предотвращения загрязнения;

- принимает и совершенствует обязательные к исполнению и рекомендательные международные конвенции, кодексы, резолюции, протоколы, циркуляры и рекомендации

  
Глава II. Международные неправительственные морские организации

 

Международные неправительственные  организации — объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах) являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации.

Нередко в одной и той же неправительственной  организации встречается членство нескольких категорий. Международная  ассоциация социального обеспечения  имеет, например, действительных (полноправных) и ассоциированных (с правом совещательного голоса) членов.

В соответствии с Резолюцией ЭКОСОС 1950г. термин «неправительственная» подразумевает «любую международную организацию, не учрежденную на основании межправительственного соглашения».

По мнению Кузнецовой Е., можно выделить несколько критериев, которым должны отвечать МНПО.

Во-первых, организация  должна иметь некоммерческий характер. В ООН некоммерческий характер подразумевается в силу требования о финансировании организации самими членами или добровольными взносами. Тем не менее, формально некоммерческие организации, объединяющие представителей бизнеса, лоббирующих коммерческие интересы, признаются в качестве МНПО и Советом Европы, и ООН. Так, Международный морской форум нефтедобывающих компаний активно сотрудничает с ООН и Международной морской организацией в качестве МНПО.

Во-вторых, организация не должна использовать или пропагандировать насильственные методы. Соответственно, не признаются МНПО освободительные движения, воюющие или восставшие стороны и прочие вооруженные группировки, даже если их действия легитимны по международному праву (Организация освобождения Палестины, Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО)).

И, наконец, организация не должна принимать участие в политике с целью достижения власти. Данный критерий исключает из круга МНПО всевозможные политические партии и оппозиционные объединения политических партий, таких, как Либеральный интернационал, Социалистический интернационал, Международный союз демократов, по общему мнению, являются НПО.

В российской доктрине международного права даются различные понятия  МНПО. Так, Кольяр К. считает, что организации, иногда сокращенно именуемые НПО, по своей природе являются частными организациями, ибо объединяют частных лиц, иногда даже государственных деятелей, но не государства.

 По мнению профессора  Камынина А. И., МНПО – это форма осуществляемого на постоянной основе многостороннего международного сотрудничества общественности в различных сферах деятельности. Такие объединения обычно формируются на основе общности или сходства идейно-политических, социально-экономических, профессиональных, мировоззренческих и других целей и интересов тех или иных общественных слоев, групп или отдельных лиц, по меньшей мере, в трех странах.

В учебнике по международному праву, подготовленном под редакцией  профессоров Колосова Ю. М. и Кузнецова В. И., под понятием МНПО понимается объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли.

По мнению Малкиной И. Б., международная неправительственная организация – это созданная не на основании межправительственного соглашения, а на основании учредительных документов, зарегистрированных в соответствии с национальным законодательством одного государства, форма объединения представителей общественности различных стран мира, объединенных единой внутренней целью, соответствующей духу и принципам Устава ООН и нормам международного права, не преследующая в своей деятельности извлечения прибыли и коммерческих целей и функционирующая на территории более чем двух государств».

В доктрине международного права МНПО разделяют на три категории:

-   неправительственные организации, организованные  правительствами. Образование таких неправительственных организаций было характерно для периода «холодной войны»;

-  Квазинеправительственные организации;

-  неправительственные организации, полностью зависимые от доноров.

Главным органом большинства  неправительственных организаций  является общее собрание, периодичность которого предусмотрена в уставе. Этот представительный орган имеет различные названия в разных организациях: ассамблея, всемирная ассамблея, генеральная ассамблея, пленарная сессия, конгресс, конференция и т. д.

Исполнительные органы либо избираются на определенный срок представительным органом, либо создаются  по принципу представительства от национальных организаций. Нередко МНПО имеют по два исполнительных органа с различной компетенцией и разными названиями: исполнительный совет, исполнительный комитет, бюро, генеральный совет, совет директоров и т. д. Избираются также должностные лица: президент, вице-президенты, председатель исполкома и его заместители. Важную роль среди этих должностных лиц играют генеральные секретари, руководящие деятельностью постоянного секретариата.

В доктрине международного права делается различие между неправительственными организациями, имеющими конкретных членов, и неправительственными организациями с неопределенным членством.

Большинство неправительственных  организаций одинаковы по составу: их членами являются национальные организации  или отдельные лица, или те и другие (так называемое коллективное и индивидуальное членство).

Учитывая все это, МНПО условно делят на два типа:

  1. состоящие из физических лиц;
  2. объединяющие национальные неправительственные организации. Однако встречаются и иные типы членства.

Так, например, членство Межпарламентского союза настолько необычно, что принято считать его международной ассоциацией полуофициального характера. Членами этой организации являются национальные парламентские группы, состоящие из добровольно объединившихся членов парламентов этих государств. Представители парламентских групп, участвующие в работе союза, выступают от себя лично, а не от имени национальной группы или парламента.

Некоторые неправительственные  организации не имеют фиксированного членства; существуют лишь регистрационные центры этих организаций в различных странах.

Бюджеты неправительственных  организаций, как правило, складываются из взносов национальных организаций, отдельных лиц, частных пожертвований, фондов, а иногда и взносов правительств (например, Всемирная федерация глухих, Международная добровольная служба).

Каких-либо специальных  международно-правовых актов, регулирующих деятельность МНПО, не существует. Некоторые  правовые отношения МНПО регулируются внутренним законодательством отдельных стран и чаще всего по аналогии с правовым положением национальных неправительственных организаций.

Характеризуя правовую природу МНПО, следует отметить, что в российской доктрине международного права преобладают мнения о том, что они не являются субъектами международного права, однако вполне могут выступать в качестве субъектов международно-правовых отношений.

Учитывая практический вклад неправительственных организаций  в развитие современных международных  отношений и права, разные ученые признают за ними субъектов международного права со специальной правосубъектностью.

Главная функция международных  неправительственных организаций  заключается в установлении связей между государствами и негосударственными сегментами. В этом случае неправительственные организации выступают как бы в качестве неполитического образования и способны действовать в таком качестве как на национальном, так и международном уровне. Такая возможность основывается на возрастающем доверии. Одним из факторов, способствующих установлению доверия между правительствами и неправительственными организациями, является то, что многие неправительственные организации проходят национальную регистрацию своих учредительных актов, в которых изложены их цели и задачи.

Влияние МНПО на деятельность межправительственных организаций, их роль в международных отношениях и международном праве проявляются в различных формах. Назовем некоторые из них:

- Информационная: МНПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам и межправительственным организациям и их органам в сфере своей деятельности. Также они распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций. Особо важную роль играют МНПО в распространении знаний о правах человека.

-  Консультативная: МНПО дают советы и консультации  организациям, лицам, группам лиц по их просьбе.

-  Правотворческая: МНПО традиционно участвует в правотворческом процессе, влияя на позицию государств, разрабатывая проекты соглашений. Такие проекты зачастую передаются на рассмотрение государств и межправительственных организаций. Некоторые МНПО специально занимаются неофициальной кодификацией международного права, например, Гаагский институт международного права. Большую роль в кодификации международного гуманитарного права играет Международный комитет Красного Креста (МККК), при активном участии которого были разработаны Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним.

-  Контрольная: все больше возрастает роль МНПО в обеспечении соблюдения норм международного права и соответствующего контроля. В качестве примера можно отметить деятельность МККК, основная задача которого состоит в наблюдении за выполнением норм международного гуманитарного права. Ряд МНПО, действующих в области прав человека и демократии, например, Международная амнистия, Международная федерация прав человека, Международная комиссия юристов, контролируют соблюдение международных стандартов по правам человека. Подобные же контрольные функции выполняют МНПО в области охраны окружающей среды, например, Международный Зеленый Крест.

-  Следственная: МНПО неоднократно создавали специальные следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданы Международная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае (в 1970 году), Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля на оккупированных арабских территориях. В последние годы ряд МНПО, например, Международная амнистия, создавали специальные следственные комиссии для расследования положения с правами человека в Чили, Руанде, Гаити.

В настоящее время  большинство специализированных учреждений и вспомогательных органов ООН  имеют постоянные отношения с  международными неправительственными организациями и предоставляют  им различные категории консультативного статуса.

Хотя первенство в  установлении консультативных отношений  с МНПО и принадлежит старейшему специализированному учреждению ООН  – МОТ, но Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки  и культуры (ЮНЕСКО) имеет более  разработанную систему связей с МНПО, что позволяет осуществлять активное сотрудничество с большим количеством МНПО.

Первоначальные положения  об отношениях между ЮНЕСКО и МНПО были сформулированы в Уставе ЮНЕСКО.

Согласно п. 4 ст. 10 Устава ЮНЕСКО, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры может принимать надлежащие меры для организации консультаций и обеспечения сотрудничества с международными неправительственными организациями, занимающимися вопросами, входящими в круг ее ведения, а также возлагать на них конкретные поручения. Это сотрудничество может также осуществляться путем участия представителей указанных организаций в работе консультативных комитетов, созданных Генеральной конференцией.

Ст. 1 Директивы ЮНЕСКО 1995г. устанавливает две категории МНПО:

  1. вступающие в консультативные отношения;
  2. поддерживающие ассоциативные связи.

Общими для обеих  категорий МНПО являются следующие обязанности:

- регулярно информировать Генерального директора о своей деятельности, которая соответствует программам ЮНЕСКО, и о помощи, оказываемой ими для достижения целей ЮНЕСКО;

- знакомить своих членов с программами деятельности ЮНЕСКО и результатами, которые их могут заинтересовать;

- по просьбе Генерального директора давать советы и оказывать помощь в связи с консультацией по подготовке программ и исследований ЮНЕСКО в рамках их компетенции; вносить вклад своей деятельностью в реализацию программ ЮНЕСКО, включать в повестку своих совещаний специальные вопросы, имеющие отношение к программам ЮНЕСКО;

Информация о работе Международные межправительственные и неправительственные морские организации