Международно-правовые основы международной морской организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность настоящего исследования обусловлена, прежде всего, трансграничным характером отношений, возникающих в мореплавании, что не позволяет ограничивать правовое регулирование данных отношений рамками одного лишь национального законодательства, и требует специальных международно-правовых механизмов, позволяющих эффективно регулировать морское судоходство, учитывая трансграничный характер их деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Международно-правовые основы международной морской
организации (ИМО)……………………………………………….5
Глава 2. Структура международной морской организации 11
Глава 3. Достижения и деятельность ИМО 15
Заключение 24
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 4 курс оригинал.docx

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо прилагать все усилия к тому, чтобы избежать ситуаций, при которых безбилетник задерживается на борту судна на неопределенный срок.

Резолюция Ассамблеи ИМО также затрагивает проблемы, с которыми сталкиваются владельцы и капитаны судов при высадке безбилетников. В этом документе особо подчеркивается необходимость в сотрудничестве и устанавливается, что при обычных обстоятельствах посредством такого сотрудничества безбилетников необходимо снимать с судов настолько быстро, насколько это возможно, и отправлять в государство гражданства или порта посадки либо в любую другую страну, которая их примет.

Хотя Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 г., направлен на борьбу с организованными преступными группировками, использующими нелегальную миграцию как средство наживы, этот документ может сыграть важную роль в противодействии безбилетникам. В этом Протоколе предусмотрен комплекс мер в этой области, которые могут быть применены и к безбилетникам в морских портах. Так, государства-участники без ущерба для международных обязательств в отношении свободного передвижения людей, насколько это возможно, устанавливают такие меры пограничного контроля, какие могут потребоваться для предупреждения и выявления незаконного ввоза мигрантов.

Каждый участник Протокола принимает законодательные или другие надлежащие меры для предупреждения, насколько это возможно, использования транспортных средств, эксплуатируемых коммерческими перевозчиками, при совершении преступлений, связанных с нелегальной миграцией. В надлежащих случаях и без ущерба для применимых международных конвенций такие меры включают установление для коммерческих перевозчиков, в том числе любой транспортной компании, или владельца, или оператора любых транспортных средств, обязательства убедиться в том, что все пассажиры имеют документы на въезд/выезд, необходимые для въезда в принимающее государство.

В интересах противодействия нелегальной миграции Протоколом предусмотрен комплекс мер по обеспечению надежности документов и контроля за ними, что должно затруднить их неправомерное использование и подделку или противозаконное изменение, воспроизведение или выдачу24.

Повышение энергоэффективности судов и снижение выбросов парниковых газов.

Одна из главных задач ИМО – разработать механизмы, ограничивающие выбросы парниковых газов с судов. Были приняты технико-эксплуатационные меры, направленные на снижение выбросов за счет повышения энергоэффективности судов. Также были внесены поправки в 2011 г Комитетом по защите морской среды в Конвенцию МАРПОЛ25, а именно введена четвертая глава, закрепляющая регулирование энергоэффективности судов. С 1 января 2013 г вступили новые поправки.

Помимо вышесказанного, ИМО занимается разработкой Полярного Кодекса, который планируется принять в 2015 г. Кодекс, прежде всего, нацелен на укрепление безопасного мореплавания по Северному морскому пути в Арктике, а также будет регулировать деятельность нефтяной, горнодобывающей промышленности, которая все шире расширяет свои границы26.

Охрана человеческой жизни на море и охрана окружающей среды.

В течение многих лет ИМО прилагала значительные усилия, чтобы через свои комитеты путем разработки рекомендаций администрациям (государствам) ввести нормы, конвенции, кодексы, рекомендации практических мер и указаний по охране человеческой жизни на море и охране окружающей среды27.

ИМО, исходя из общих принципов и целей, определяет в качестве самых важных средств предупреждения аварий на море и загрязнения моря с судов:

  1. проектирование, постройку, оборудование и уход за судами;
  2. безопасную эксплуатацию судов;
  3. надлежащую подготовку экипажей и берегового персонала по управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям;
  4. наличие в структуре лица (лиц) на берегу, имеющего (имеющих) непосредственную связь с руководством компании, соответствующие полномочия и ресурсы и персонально отвечающего (отвечающих) за безопасную эксплуатацию судов и предотвращение загрязнения28.

Конкретным результатом деятельности ИМО в этих направлениях явился Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), разработанный Комитетом по безопасности на море и Комитетом по защите морской среды и принятый ИМО Резолюцией А.741(18) 4 ноября 1993 г. 

Впоследствии (в 1994 г.) МКУБ был придан обязательный статус в рамках Конвенции СОЛАС. Цель этого документа - повысить уровень требований стандартов безопасности и защиты окружающей среды.

До недавнего времени международное морское сообщество подходило к безопасности на море только с точки зрения технической стороны вопроса. Проанализировав содержание основных международных конвенций, связанных с безопасностью мореплавания и охраной окружающей среды, эксперты ИМО обнаружили, что около 80% содержащихся в них требований носят чисто технический характер (конструкция судна, требования к судовому оборудованию и т.д.), в то время как на эксплуатационные требования и процедуры, связанные с человеческим фактором, приходится лишь около 20%. По результатам проведенных исследований, ИМО начала развивать программу «Humanization of Conventions» - «очеловечивание Конвенций», которая включала в себя три главных направления:

1. Пересмотр Конвенции  о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., который и был осуществлен в августе 1995 г.

2. Введение Международного  кодекса по управлению безопасностью.

3. Введение процедур государственного  портового контроля на основе Правила XI/4 «СОЛАС-74» и связанной с ним Резолюции А.787(19) - Процедуры государственного портового контроля29.

Превышение порога восприимчивости и переработки информации неминуемо приведут к неправильным решениям и, как следствие, аварийной ситуации, поэтому целью рассмотрения вопросов человеческого фактора должна явиться выработка предупредительных мер, способствующих снижению в максимально возможной степени вероятности человеческой ошибки. Возможные причины человеческих ошибок, приводящих к возникновению аварийных ситуаций, сводятся к следующему: плохая организация управления, фактор усталости, недостаточная подготовка экипажа, недостаточное число членов экипажа, многонациональный экипаж, плохое знание языка общения, индивидуальные факторы.

Наиболее эффективным путем решения проблемы человеческого фактора в морской аварийности является путь последовательной унификации в международном плане правил безопасности, квалификационных и технических стандартов, языка общения, технологии судовождения, правил перевозки грузов, инструкций мореплавателям по использованию технических средств, правил ведения судовых навигационных и машинных журналов, руководств по расследованию, классификации и учету морских аварий и других элементов деятельности человека на море30.

Таким образом, безопасность мореплавания нельзя сводить только к предотвращению аварий путем совершенствования конструкций судов и методов судовождения, особую роль играет человеческий фактор, а именно профессионализм людей, работающих на суднах.

 

Заключение

В ходе настоящего исследования я пришла к следующим выводам.

Международная морская организация (ИМО) – это международная межправительственная организация, которая является специализированным учреждением ООН и служит аппаратом для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством. Деятельность ИМО направлена на отмену дискриминационных действий, затрагивающих международное торговое судоходство, а также принятие норм (стандартов) по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь морской.

Главная цель ИМО это обеспечение эффективности, безопасности судоходства, предотвращение загрязнения моря с судов и борьбы с ним (статья 1 Конвенции об ИМО).

Образование ИМО совпало с периодом огромных изменений в мировом судоходстве, в связи с появлением новых технологий в мореплавании. Международная морская организация работает над созданием новых и улучшением действующих документов. На ее счету более 40 международных конвенций и большое количество протоколов и дополнений к ним.

По состоянию на 19 ноября 2011 года, в ИМО состоят 170 государств-членов и 3 ассоциированных члена (Фарерские острова, Гонконг, Макао).

Международная морская организация состоит из Ассамблеи, Совета и пяти основных комитетов: Комитета по безопасности на море; Комитета по защите морской среды; Юридического комитета; Комитета по техническому сотрудничеству и Комитета по упрощению формальностей судоходства, а также из ряда подкомитетов, Секретариата, Главного секретаря.

Ассамблея – главный административный совет ИМО, состоит из всех членов организации (государств). Ассамблея избирает Совет, который является исполнительным органом ИМО. Комитеты – это вспомогательные органы, которые рассматривают вопросы, входящие в их компетенцию.

В связи с ростом пиратства, международная морская организация приняла ряд мер по предотвращению и предупреждению нападения пиратов. Разработаны рекомендации по применению охраны на судах. Деятельность ИМО затронула и предупреждение аварий на море и загрязнения с судов.

Кроме того, деятельность международной морской организации в противодействии нелегальной миграции ознаменовалась выпуском ряда рекомендаций, имеющих большое практическое знание в борьбе с безбилетными пассажирами.

Роль ИМО очень велика, т.к. безопасность мореплавания нельзя сводить только к предотвращению аварий путем совершенствования конструкций судов и методов судовождения. Эта проблема является многоаспектной и требует комплексного подхода, включающего принятие на международном уровне правовых, технических, организационных, экономических и социальных мер, направленных на обеспечение безопасности мореплавания, и применение всех этих мер в совокупности.

 

Список используемых источников

 

1.Нормативно-правовые  акты и другие официальные  источники:

  1. Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ),  принят Резолюцией А.741 (18),  Международной морской организацией от 4 ноября 1993 г [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г, заключена в г. Монтего Бее 10.12.1982 (с изм. от 23.07.1994) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Конвенция о Международной морской организации (Вместе с Резолюцией A.724(17) Поправки к Конвенции о Международной морской организации (легализация Комитета по упрощению формальностей), Резолюцией A.735(18) Поправки к Конвенции о Международной морской организации) (Конвенция заключена в г. Женеве 06.03.1948) (с изм. и доп. от 10.11.1984) (Резолюция A.724(17) принята 07.11.1991) (Резолюция A.735(18) принята 04.11.1993 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 г[Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Резолюция А. 545(13) Меры по предотвращению актов пиратства и вооруженного разбоя на море, принята 1983 г [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Резолюция А.979(24) Пиратство и вооруженный разбой против судов в водах побережья Сомали, 2005 г [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Специальная  литература:

  1. Бразовская Я.Е., Скаридов А.С. Упрощение процедуры очистки судов и грузов в морских портах и интересы реализации Энергетической стратегии РФ [Электронный ресурс] / Я.Е. Бразовская, А.С. Скаридов // Международное публичное и частное право. 2007. № 1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Валеев Р.М., Курдюков Г.И. Международное право. Особенная часть: учебник для вузов. М: Статут, 2010. 543 с.
  3. Гуреева С.А. Международное морское право: учебное пособие. М: Юридическая литература, 2003. 620 с.
  4. Зимовец А.В. Международные транспортные операции. Таганрог: Издательство ТИУиЭ, 2008. 216 с.
  5. Золотова О.А. Влияет ли право на изменение климата? / О.А. Золотова  // Журнал российского права. 2010. № 6. С. 119 - 124.
  6. Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации./ Г.Г Иванов. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Морские вести России, 2009. 436 с.
  7. Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007. С.522.
  8. Мамонова А.С. Международно-правовые меры обеспечения безопасности мореплавания [Электронный ресурс] / А.С. Мамонова // Транспортное право. 2007. № 1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. Песков Ю.А. Системы управления безопасностью в международном судоходстве: Учеб. пос./ Ю.А Песков. - 2-е изд., перераб. и доп. Новороссийск: НГМА, 2001. 690 с.
  10. Ромашев Ю.С. Борьба с преступлениями международного характера, совершаемыми на море (терроризм, пиратство, незаконный оборот наркотиков и другие преступления). М.: Росконсульт, 2001. С. 72 - 73.
  11. Ромашев Ю.С., Шарафутдинова Д.К. Учет особенностей международно-правового режима морских пространств в борьбе с нелегальной миграцией [Электронный ресурс] / Ю.С. Ромашев, Д.К. Шарафутдинова // Миграционное право. 2007. № 4. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  12. Смирнова Е.С. Перспективы решения проблем, связанных с морским пиратством в XXI веке [Электронный ресурс]/ Е.С. Смирнова // Международное право и международные организации. 2012. № 2. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  13. Управление безопасностью торгового мореплавания: Информационное пособие для капитанов судов и судовладельцев в связи с принятием Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения. СПб., 1994. 191 с.

Информация о работе Международно-правовые основы международной морской организации