Правовая основа международных воздушных перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

В контексте данной курсовой работы была выбрана специфика осуществления и правовое регулирование международных воздушных перевозок не случайно, так как на сегодняшний день эта сфера отношений представляет наибольший интерес на международной арене, в связи с чем все чаще заключаются двусторонние и многосторонние договоры между государствами для унификации правил осуществления международных сообщений, так как существует немало пробелов и недочетов в данной сфере, что препятствует выходу воздушных перевозок на новый, более усовершенствованный уровень развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК 5
1.1 Понятие международных воздушных перевозок 5
1.2 Общая характеристика источников регулирования международных воздушных перевозок 6
ГЛАВА 2 13
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК 13
2.1 Правовая природа и сущность договора международной воздушной перевозки груза и багажа 17
2.2 Субъектный состав отношений по договору международной воздушной перевозки пассажира и багажа 18
2.3 Ответственность сторон по договору международной воздушной перевозки пассажира и багажа 19
ГЛАВА 3 23
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 23
3.1 Правовой анализ положений международно-правовых документов и национального законодательства Республики Беларусь в сфере международных воздушных перевозок 23
3.2 Актуальные проблемы международных воздушных перевозок 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему «Правовая основа международных воздушных перевозок». Янковская_1035.docx

— 89.75 Кб (Скачать файл)

Учреждение Образования Федерации Профсоюзов Республики Беларусь

«Международный университет «МИТСО»

 

 

 

Рег. № ______________

Дата «___»  ______________ 2013 г.

Кафедра международного права

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «Правовая основа международных воздушных перевозок»

по дисциплине: Международное частное право

 

 

 

Основные замечания: _____________                                                ________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Студент  __________

Янковская Екатерина Петровна

Курс 4, группа 1035

Факультет Юридический

Специальность Международное право

 

Научный руководитель:

магистрант кафедры международного права

Морозов Л.В.

 

 

 

Отметка о допуске курсовой работы к защите:

_______________________________________

Дата: «___»  _____________________ 2013 г.

 

Подпись научного руководителя: __________

 

 

 

Минск 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Международное транспортное право как отрасль международного частного права представляет собой комплекс правовых норм, закрепленных в национальном законодательстве, в международных договорах и международных обычаях, которые регулируют общественные обязательственные отношения по поводу перевозок грузов, пассажиров и багажа в международном сообщении.

В контексте данной курсовой работы была выбрана специфика осуществления и правовое регулирование международных воздушных перевозок не случайно, так как на сегодняшний день эта сфера отношений представляет наибольший интерес на международной арене, в связи с чем все чаще заключаются двусторонние и многосторонние договоры между государствами для унификации правил осуществления международных сообщений, так как существует немало пробелов и недочетов в данной сфере, что препятствует выходу воздушных перевозок на новый, более усовершенствованный уровень развития.

Актуальность в данной тематике видится в том, что являясь правоотношениями частного характера, осложненного иностранным элементом, международные воздушные перевозки являются ключевым звеном между физическими и юридическими лицами, так как на сегодняшний день мировые авиакомпании осуществляют свою деятельность на высоком уровне, быстро, в установленные сроки и соответствуют стандартам качества.

Соответственно, объектом изучения курсовой работы выступают сами международные воздушные перевозки, а предметом – понятие, регламентация деятельности, правовое регулирование и особенности функционирования данного вида перевозок.

Цель курсовой работы: на основе анализа международных правовых документов, международной нормативно-правовой базы, а также национального законодательства Республики Беларусь изучить содержание и механизм осуществления международных воздушных перевозок, а также выявить практические аспекты данного вида деятельности.

При написании курсовой работы были применены следующие методы: системный метод, метод сравнительного анализа, статистического анализа, группировки, обобщения, структурного анализа.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе описываются теоретические основы международных воздушных перевозок. Во второй главе дана характеристика основных видов международных воздушных перевозок и дается анализ договора международной воздушной перевозки груза, пассажира и багажа. В третьей главе определены практические аспекты: проблематика данного вида общественных отношений и пути разрешения споров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК

 

 

1.1 Понятие международных воздушных перевозок

 

 

В целом, международным полетом можно считать всякий полет, при котором воздушное судно пересекает государственные границы двух стран.

Под международной воздушной перевозкой понимается всякая перевозка, осуществляемая на воздушных судах, при которой место отправления и место назначения, независимо от того, имелась ли перегрузка или перерыв в перевозке, расположены:

-  на территории двух государств;

-  на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства [1, с.62].

Международные воздушные сообщения являются юридической формой оформления двусторонних межгосударственных отношений в международном договоре. После вступления в силу договоров начинается эксплуатация воздушных сообщений назначенными перевозчиками по осуществлению регулярных перевозок по установленным международным воздушным маршрутам [20, с.111].

В широком смысле, воздушное сообщение означает любое сообщение, осуществляемое воздушными судами с целью общественных перевозок как на регулярной, так и на нерегулярной основе.

С точки зрения международного и национального права воздушные перевозки, выполняемые в другие страны, регламентируются как международным, так и национальным правом, в силу чего нормативной базой таких перевозок являются кроме многосторонних двухсторонние соглашения о воздушном сообщении и внутренние законы и правила.

Любые авиаперевозки осуществляются за определенную плату, поэтому с точки зрения коммерции под международными воздушными перевозками можно понимать «любое воздушное сообщение, осуществляемое воздушными судами с целью общественных перевозок пассажиров, груза и багажа за вознаграждение» [20, с.112].

1.2 Общая характеристика источников регулирования международных воздушных перевозок

 

 

Из предыдущего пункта мы выяснили, что же понимается под понятием международной воздушной перевозки в целом. Теперь необходимо углубиться в эту сферу и понять, как осуществляются такие перевозки с помощью норм национального и международного законодательства.

Основным международно-правовым документом, регулирующим деятельность международных воздушных перевозок, является  Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 года, созданная на базе Международной межправительственной организации гражданской авиации (ИКАО), в рамках которой осуществляется процесс формирования и реализации межгосударственной универсальной авиатранспортной политики [5, с.802].

Конвенция устанавливает, что каждое государство имеет полный и исключительный суверенитет на воздушное пространство над своей территорией [6, ст.1].

Данная конвенция применяется только в отношении гражданских воздушных судов и не применяется в отношении государственных воздушных судов [6, п. a, ст.3].

В соответствии с этим, к государственным воздушным суднам относятся суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах [6, п.b, ст.3].

Также установлено, что никакое государственное воздушное судно Договаривающегося Государства не будет совершать полеты над территорией другого Государства или совершать посадку на ней без разрешения, полученного на основе специального соглашения или иным образом и в соответствии с изложенными в нем условиями [6, п. с, ст.3].

Также данная Конвенция запрещает злоупотреблять гражданской авиацией; каждое договаривающееся государство соглашается, что оно не будет использовать гражданскую авиацию в целях, которые не совместимы с Чикагской конвенцией [6, ст.4].

Конвенция также устанавливает правила нерегулярного полета, в соответствии с которыми каждое договаривающееся государство дает согласие на то, что все воздушные суда других договаривающихся государств, являющиеся воздушными судами, не имеющие  регулярного обслуживания международными воздушными линиями, будут иметь право (при условии соблюдения всех положений конвенции), осуществлять полеты или транзитные беспосадочные перелеты через его территорию и совершать остановки с некоммерческими целями, без обязательного получения предварительного разрешения и при условии, что государство, через которое осуществляется полет, имеет право потребовать совершения посадки. Вместе с тем, каждое договаривающееся государство в целях безопасности полета сохраняет за собой право требовать от воздушных судов, которые намереваются следовать над районами, являющимися недоступными или не имеющими надлежащих средств обеспечения полетов, придерживаться предписанных маршрутов или получать специальное разрешение на такие полеты [6].

Что же касательно региональных воздушных линий, то конвенция установила, что ни какая регулярная международная воздушная линия, проходящая через или внутри территории договаривающегося государства, не может эксплуатироваться иначе как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции [6, ст.6].

Конвенция устанавливает правовой режим для беспилотных воздушных судов, в соответствии с которым никакое воздушное судно, способное совершать полеты без пилота, не должно совершать полетов без пилота над территорией Договаривающегося Государства без специального разрешения этого Государства или не в соответствии с условиями такого разрешения. При этом, полет на таких судах должен осуществляться в соответствии со всеми правилами техники безопасности и в районах, открытых для гражданских воздушных судов, обеспечивать такое управление полетом, чтобы избежать опасности для гражданских воздушных судов [6, ст.8].

Конвенция устанавливает запретные зоны, полет над которыми может быть ограничен или полностью закрыт для судов других договаривающихся государств. Размеры и расположение таких запретных зон должны быть разумными настолько, чтобы не препятствовать без необходимости воздушной навигации [6, п.a, ст.9].

Также конвенция содержит основные положения о национальности воздушных судов, о мерах обеспечения гражданской авиации, а таможенных пошлинах, некоторые технические вопросы эксплуатации воздушных судов, вопросы документации членов экипажа, меры ограничений в отношении грузов, а также деятельность ИКАО.

Еще одним правовым источником регулирования международных воздушных перевозок является Варшавская конвенция 1929 года об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок.

К данной конвенции Республика Беларусь присоединилась в 1983 году.

Данный документ является многосторонним международным соглашением, основным международно-правовым документом, регулирующим организацию и порядок осуществления международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов.

В настоящее время участниками конвенции являются более 100 государств-членов.

Варшавская конвенция применяется ко всем международным воздушным перевозкам, которые отвечают определенно установленным требованиям, независимо от того, совершаются они государственными авиапредприятиями или другими публично-правовыми юридическими лицами либо частными авиакомпаниями [5, с.805].

Конвенция не применяется при перевозке почтовой корреспонденции и почтовых посылок [2, ст.2].

Данная конвенция применяется при всякой международной перевозке людей, багажа или грузов, осуществляемой за плату посредством воздушного судна [2, ст.1].

Международная воздушная перевозка осуществляется на основании перевозочных документов, являющихся транспортными документами и подтверждающих заключение договора воздушной перевозки. Такими транспортными документами являются:

  1. В договоре международной воздушной перевозки груза  - авиатранспортная накладная (airway bill). Это воздушно-перевозочный документ, который обладает функциями, аналогичными функциями коносамента1;  
  2. В договоре международной воздушной перевозки пассажира – авиабилет;
  3. В договоре международной воздушной перевозки багажа – багажная квитанция [5, с.806].

Если иное не определено законодательством, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом и (или) иным документом, предусмотренным законодательством, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией [3, п.2, ст.740].

Изречение данного пункта статьи Гражданского Кодекса Республики Беларусь дает нам понять о том, что данный договор международной перевозки именно в данном конкретном случае является по своей правовой природе реальным, так как в момент передачи билета возникают обоюдные права и обязанности у перевозчика и пассажира.

Проездной билет и багажная квитанция должны быть оформлены в порядке, установленном различными транспортными уставами и должны содержать такие пункты как:

  1. Дата отправления;
  2. Место отправления;
  3. Время отправления;
  4. Дата прибытия;
  5. Время прибытия;
  6. Место прибытия.

Также данную Конвенцию дополняет Гаагский протокол 1955 года. 

Протокол внёс в Варшавскую конвенцию 1929 года ряд поправок, направленных на упрощение формы перевозочных документов и порядка их использования. В протоколе предусматривается, что перевозчик не может ссылаться на положения Варшавской конвенции 1929 года, освобождающие его от ответственности или ограничивающие её, если в билете будет отсутствовать уведомление о применимости к данной перевозке [4].

Еще одна модернизация Варшавской конвенции произошла с помощью таких международно-правовых документов как: Гвадалахарская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору 1961 г., Гватемальский протокол 1971 г., Монреальские протоколы 1975г. (установили понятие «фактический перевозчик»), и другие дополнительные документы.

Информация о работе Правовая основа международных воздушных перевозок