Международное уголовное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:02, контрольная работа

Краткое описание

Международное уголовное право (МУП) - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью, включая ее предупреждение1.
Будучи отраслью международного права, МУП обладает всеми характерными чертами этого права. Но есть у него и существенная особенность - оно установило прямую уголовную ответственность физических лиц за нарушение наиболее важных норм международного права. Иначе говоря, оно вводит в механизм функционирования международного права уголовную ответственность. Без установления уголовной ответственности физических лиц непосредственно на основе международного права невозможно обеспечить международный правопорядок. Поэтому предметом международного уголовного права могут быть отношения, возникающие в борьбе с преступлениями, совершаемыми физическими лицами2.

Содержание

1. Понятие и принципы международного уголовного права. 3
2. Ответственность в международном уголовном праве. Понятие и виды международных преступлений . 10
3. Юрисдикция международных уголовных трибуналов 14
4. Конвенционные преступления в международном праве: общая характеристика 20
5. Правовая помощь государств по уголовным делам: содержание и специфика 23
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

Международное уголовное право.rtf

— 395.81 Кб (Скачать файл)

Международное сотрудничество государств по борьбе с уголовной преступностью осуществляется путем заключения двусторонних либо многосторонних соглашений и договоров, а также создания международных организаций.

Основными формами международного права являются многосторонние и двусторонние договоры (конвенции, протоколы, соглашения) о международной борьбе с преступностью, о выдаче преступников, правовой помощи по уголовным делам; международные акты о правах и свободах человека и гражданина; Устав Интерпол; международные соглашения правоохранительных органов различных государств о борьбе с преступлениями, ее информационном, криминалистическом, оперативно-розыскном, научно-техническом и правовом обеспечении.

В настоящее время в международном сотрудничестве по борьбе с уголовной преступностью преобладают двусторонние договора и соглашения об экстрадиции и договора о правовой помощи.

В 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила типовой договор о взаимной помощи по уголовным делам.  В договоре о правовой помощи, прежде всего, решаются вопросы выдачи преступников и связанные с этим юридические действия, в частности, составление и пересылку документов, проведение обысков, изъятие и передачу вещественных доказательств, проведение экспертизы, допрос обвиняемых, свидетелей, экспертов и других лиц, судебный осмотр и т.д. Кроме того, в договорах о правовой помощи содержатся -нормы определяющие взаимные обязательства государства относительно выдачи по требованию друг друга лиц, совершивших преступление, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора.

Необходимо отметить, что в оказании помощи может быть отказано, в частности, если запрашиваемое государство полагает, что это нанесет ущерб его суверенитету, безопасности, общественному порядку или иным важным интересам общества; если помощь несовместима с его законами; если совершенное деяние является преступлением лишь по военному праву.

В 1990 г. Генеральная Ассамблея приняла также типовой договор о передаче уголовного преследования. Главная область применения - случаи, когда обвиняемый возвратился в государство своего гражданства и выдача его невозможна, поскольку не допускается законом. В таких случаях может иметь место передача уголовного преследования государству гражданства обвиняемого, разумеется, при условии, что деяние считается преступным в обоих государствах (принцип двойной криминальности, двойной преступности деяния). Запрашиваемое государство может отказать в просьбе о преследовании, если подозреваемое лицо не является его гражданином или постоянно в нем не проживает; если деяние является преступным только по военному праву; если преступление связано с налогами, акцизами, таможенными или валютными правилами и, наконец, если деяние рассматривается запрашиваемым государством как политическое преступление.

Борьба с преступлениями международного характера осуществляется и с использованием многосторонних международно-правовых форм, заключением международных многосторонних конвенций, к примеру, Конвенция о борьбе с захватом заложников, Конвенция о физической защите ядерного материала и др.

Ибо в международных конвенциях, определяется международная и национальная общественная опасность подобных деяний, которые посягают на международный и национальный правопорядок. В них происходит согласование квалификации преступных деяний, содержат определение и субъект преступлений, а также непосредственные обязательства государств по координации мер борьбы по предотвращению и пресечению преступлений международного характера, нормы по установлению юрисдикции государств над преступлениями и преступниками.

Международное сотрудничество по борьбе с военными преступлениями осуществляется в основном в тех же формах, что и сотрудничество в борьбе с преступлениями международного характера.

В Российской Федерации правовые основы международного сотрудничества по уголовным делам урегулированы: Конституцией РФ; отдельными нормами УК РФ, УПК РФ, законодательства о прокуратуре, оперативно-розыскной деятельности, другими федеральными законами и подзаконными актами правоохранительных министерств и ведомств. Вопросы выдачи преступников урегулированы Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которая заключена 10 государствами - членами Содружества Независимых Государств в Минске 22 января 1993 г.24, а также двусторонними договорами о правовой помощи между СССР и странами Восточной Европы и рядом других иностранных государств. Российской Федерацией заключены двусторонние договоры о правовой помощи с республиками Кыргызстан, Азербайджан и др.

В тех случаях, когда между Российской Федерацией и иностранным государством нет договора о правовой помощи или о выдаче, вопросы международного сотрудничества решаются на основе принципов международного права в порядке международной вежливости и взаимности. В международном праве под экстрадицией понимают выдачу лица, совершившего международное или иное уголовное преступление, для привлечения его к уголовной ответственности или исполнения вынесенного судом приговора в отношении выданного лица. Основу института выдачи составляет принцип "ant dedere aut judicare" (лицо, совершившее преступление, должно понести суровое наказание в стране, где оно было задержано, либо в стране совершения преступления либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступления).

Список использованных источников

Нормативные акты

Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Конвенция вступила в силу для Союза ССР 1 августа 1954 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. -1954. -N 12. -Ст. 244

Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)// Ведомости Верховного Совета СССР.- 1964.-№ 18. -Ст. 221

Венская конвенция о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.)// Сборник международных договоров СССР, М., 1991 г., вып. XLV, с. 124

Конвенция о специальных миссиях (Нью-Йорк, 8 декабря 1969 г.)// Сборник "Международное публичное право" Сборник документов." Том 1. - М.: Издательство БЕК, 1996.

Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (принята в 1973 г. Генеральной Ассамблей ООН) // Ведомости СССР. -1979. -N 43. -Ст. 686

литература

Белый И.Ю. Международное преследование за военные преступления. Правовые и процессуальные аспекты. М., 2004.

Действующее международное право: В 3 т. Т. 3. - М. Московский независимый институт международного права. 1997.

Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М.: Международные отношения, 1995

Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов (издание третье, переработанное и дополненное)- Волтерс Клувер, 2005-  [Электронный ресурс]. Консультант Плюс

Лукашук И. Иммунитет в отношении уголовной юрисдикции // Российская юстиция. -1998. -№ 4. -С. 24-26

Международное право: Учебник / Под ред. проф. Е.Т. Усенко, Г.Г. Шинкарецкой. М.: Юристъ, 2003.

Нарбутаев Э., Ф.Сафаев. Классификация преступлений по международному уголовному праву /Курс международного уголовного права. Ташкент, 2006

Степаненко, В. И.О понятии международного уголовного права  // Правоведение. -1982. - № 3. - С. 70 - 74

Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций - ЗАО Юстицинформ, 2006-  [Электронный ресурс]. Консультант Плюс

1 Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов (издание третье, переработанное и дополненное)- Волтерс Клувер, 2005 Консультант Плюс

2 Степаненко В.И. О понятии международного уголовного права  //Правоведение. -1982. - № 3. - С. 70

3 Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)// Ведомости Верховного Совета СССР.- 1964.-№ 18. -Ст. 221

4 Лукашук И. Иммунитет в отношении уголовной юрисдикции // Российская юстиция. -1998. -№ 4. -С. 23

5 Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М.: Международные отношения, 1995. С. 126.

6 Там же. С. 128

7 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, выпуск XXXIII. М., 1979, с.90

8 Конвенция о специальных миссиях (Нью-Йорк, 8 декабря 1969 г.)// Сборник "Международное публичное право" Сборник документов." Том 1. - М.: Издательство БЕК, 1996.

9 Не распространяется иммунитет, например, на членов делегаций административно-территориальных единиц государства, которые представляют лишь соответствующий регион. Однако, как показывает практика, в порядке международной вежливости (а не права) иммунитет в большей или меньшей мере признается де-факто за весьма широким кругом официальных делегаций.

10 Венская конвенция о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.)// Сборник международных договоров СССР, М., 1991 г., вып. XLV, с. 124

11 См: Лукашук И.И. Преступления по общему международному праву / Международное право. Особенная часть- Волтерс Клувер, 2005

12 См:: Нарбутаев Э., Ф.Сафаев. Классификация преступлений по международному уголовному праву /Курс международного уголовного права. Ташкент, 2006.

13 См.: Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками. М., 1957. Т. I - VII; Защита мира и уголовный закон // Трайнин А.Н. Избр. произведения. М., 1969.

14 См.: Нюрнбергский процесс и современность / Отв. ред. В.В. Пустогаров. М., 1986; Нюрнбергский процесс: право против войны и фашизма / Отв. ред. И.А. Ледях, И.И. Лукашук. М., 1995.

15 Устав Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала). Лондон, 8 августа 1945 г.; Белый И.Ю. Международное преследование за военные преступления. Правовые и процессуальные аспекты. Приложение 9. М., 2004. С. 149 - 157.

16 Устав Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, от 22 февраля 1993 г. Принят Советом Безопасности ООН; Белый И.Ю. Международное преследование за военные преступления. Правовые и процессуальные аспекты. Приложение 1. М., 2004. С. 166 - 176.

17 Устав Международного трибунала по Руанде от 8 ноября 1994 г. Принят Советом Безопасности ООН; Белый И.Ю. Международное преследование за военные преступления. Правовые и процессуальные аспекты. Приложение 12. М., 2004. С. 177 - 188.

18 Например, государство может быть не заинтересовано в преследовании своих собственных граждан, особенно если они занимают высокое положение; или правовая система государства разрушена в результате внутреннего конфликта так, что в нем нет подходящего суда, а суды иностранных государств при этом не вправе распространять свою юрисдикцию.

19 Устав Специального суда по Сьерра-Леоне, учрежденного Соглашением между ООН и Правительством Сьерра-Леоне в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН от 14 августа 2000 г. N 1315 (2000); Белый И.Ю. Международное преследование за военные преступления. Правовые и процессуальные аспекты. Приложение 13. М., 2004. С. 189 - 195.

20 Это, в частности, такие как: Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (1923 г.); Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков (1929 г.); Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.); Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1949 г.); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.); Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.); Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979 г.);  и др. (см.: Действующее международное право: В 3 т. Т. 3. М., Московский независимый институт международного права. 1997. Разд. XVII).

21 Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Конвенция вступила в силу для Союза ССР 1 августа 1954 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. -1954. -N 12. -Ст. 244

22 См: Нарбутаев Э., Ф.Сафаев. Классификация преступлений по международному уголовному праву /Курс международного уголовного права. Ташкент, 2006.

23 Ведомости СССР. -1979. -N 43. -Ст. 686

24 СЗ РФ. -1995. -N 17. -Ст. 1472

 

 


Информация о работе Международное уголовное право