Международное уголовное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:02, контрольная работа

Краткое описание

Международное уголовное право (МУП) - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью, включая ее предупреждение1.
Будучи отраслью международного права, МУП обладает всеми характерными чертами этого права. Но есть у него и существенная особенность - оно установило прямую уголовную ответственность физических лиц за нарушение наиболее важных норм международного права. Иначе говоря, оно вводит в механизм функционирования международного права уголовную ответственность. Без установления уголовной ответственности физических лиц непосредственно на основе международного права невозможно обеспечить международный правопорядок. Поэтому предметом международного уголовного права могут быть отношения, возникающие в борьбе с преступлениями, совершаемыми физическими лицами2.

Содержание

1. Понятие и принципы международного уголовного права. 3
2. Ответственность в международном уголовном праве. Понятие и виды международных преступлений . 10
3. Юрисдикция международных уголовных трибуналов 14
4. Конвенционные преступления в международном праве: общая характеристика 20
5. Правовая помощь государств по уголовным делам: содержание и специфика 23
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

Международное уголовное право.rtf

— 395.81 Кб (Скачать файл)

Государства зачастую заключают двусторонние консульские конвенции, предоставляющие консульским должностным лицам полный дипломатический иммунитет. В таких случаях их уголовное преследование возможно лишь в случае отказа от иммунитета.

Круг лиц, пользующихся иммунитетом довольно широк, в него входят, в частности, главы государств, правительств, члены правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатических представительств,  а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международных договоров. Эти лица не подлежат уголовной ответственности в случае совершения преступления на территории государства пребывания, они объявляются персонами non grata и высылаются за ее пределы.

2. Ответственность в международном уголовном праве. Понятие и виды  международных преступлений по общему международному праву.

 

Ответственность по МУП, как и по международному праву в целом, несут его субъекты, т.е. государства и международные организации. Ответственность эта является не уголовно-правовой и не гражданско-правовой, а международно-правовой.

Уголовно-правовую ответственность несут физические лица. К ней можно привлекать непосредственно на основе норм международного права. За преступления против мира и безопасности человечества физические лица могут быть привлечены к ответственности международным трибуналом или судом государства.

Что же касается других преступлений, предусмотренных международными конвенциями, то за их совершение физические лица несут ответственность по внутреннему уголовному праву. На государстве лежит обязанность обеспечить реализацию такой ответственности. В случае нарушения этой обязанности возникает международно-правовая ответственность государства.

Преступления по общему международному праву - преступления, за совершение которых установлена личная ответственность непосредственно на основе международного права независимо от того, считаются ли соответствующие действия преступными в государстве, где они совершены11.

Международные преступления относятся к тягчайшим международно-противоправным деяниям, посягающим на основы существования государств и народов, подрывающим основные принципы международного права, угрожающим международному миру и безопасности. Они определяются как преступления против мира и безопасности человечества. К ним относятся агрессия, геноцид, преступления против человечности, военные преступления.

Агрессия - преступление против мира, состоящее в том, что лицо, являющееся руководителем, активно участвует или отдает приказ о планировании, подготовке, начале или проведении агрессии, совершаемой государством.

Ответственность за агрессию несут лица, наделенные соответствующими властными полномочиями. Она наступает в случае, если государство развязало агрессивную войну. В Уставе Нюрнбергского трибунала речь идет именно об агрессивной войне, а не об отдельных актах применения силы.

Геноцид - действия, имеющие целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. К таким действиям отнесены: убийство членов группы, причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, умышленное создание жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение группы, меры, рассчитанные на предотвращение деторождения, насильственная передача детей одной человеческой группы в другую.

Преступление против человечности - бесчеловечные деяния, совершаемые в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц. К таким деяниям относятся: убийства, истребление, порабощение, депортация, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование, насильственное исчезновение людей, апартеид. Особо отметим такое деяние, как преследование людей идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным или другим мотивам, которое повсеместно признано недопустимым согласно международному праву.

Преступления против человечности являются таковыми независимо от того, совершаются ли они во время войны или в мирное время. Однако, для того чтобы быть квалифицированными как преступления против человечности, подпадающие под юрисдикцию международного уголовного суда, они должны совершаться в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданских лиц.

Военные преступления - совершаемые систематически или в широких масштабах серьезные нарушения международного гуманитарного права, действующего в период вооруженных конфликтов. Что же касается менее масштабных нарушений гуманитарного права, то за них виновные несут ответственность по внутреннему праву государства.

Военным преступлением является, в частности, умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН.

Международное право исходит из неприменения срока давности к ответственности за международные преступления. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года указывает, что представители государственных властей и частные лица, виновные в совершении указанных преступлений и соучастии в них, несут ответственность независимо от времени совершения преступления.

Международное преступление следует отграничить от преступлений международного характера. Такими отграничивающими критериями являются элементы и признаки преступления, посягающего на мир и безопасность человечества, а также объект и объективные стороны посягательства. Объектом международного преступления могут быть всеобщий мир и международная безопасность, добрососедские отношения между государствами и народами, право народов и наций на самоопределение, законы и обычаи войны, права человека.

Что же касается субъекта международных преступлений, то ответственность за их совершение несут как государства и иные юридические лица, так и отдельные индивиды. Государства и другие субъекты международного права несут политическую и материальную ответственность, а физические лица - индивидуальную уголовную ответственность. В современном международном праве признается индивидуальная уголовная ответственность физических лиц за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества. В качестве субъекта преступления международного характера могут признаться только физические лица, что принципиально отличается от ответственности субъекта международного права.

В зависимости от степени международной опасности и других признаков уголовные преступления международного характера в правовой литературе, условно, классифицированы следующим образом12.

Первое - Преступления против стабильности международных отношений (международный терроризм; захват заложников; захват, угон самолётов и других авиатранспортных средств и иные деяния, совершаемые на борту воздушного судна и в международных аэропортах; хищение ядерного материала; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников, а также участие наемника в военных действиях; незаконное радио и телевещание, пропаганда войны).

Второе - деяния, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств (фальшивомонетничество; легализация преступных доходов; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; контрабанда; нелегальная эмиграция и посягательства на культурные ценности народов).

Третье - преступные посягательства на личные права человека: рабство; работорговля; торговля женщинами, детьми, эксплуатация проституции третьими лицами; распространение порнографии; пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания.

Четвертое - преступления, совершаемые в открытом море (пиратство (морской разбой); разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода; столкновение морских судов; неоказание помощи на море; загрязнение морской среды вредными веществами; нарушение правового режима континентального шельфа и специальной экономической зоны; нарушения установленных правил морских промыслов).

Пятое - военные преступления международного характера (применение запрещенных средств и методов ведения войны; насилие над населением в районе военных действий; мародерство, дурное обращение с военнопленными; небрежное исполнение обязанностей в отношении раненых и больных военнопленных; совершение действий, направленных во вред другим военнопленным, и др.).

Конечно же, перечень рассматриваемых преступлений не может быть исчерпывающим. Поскольку в условиях нестабильности международных отношений, вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, а также нарушений против человека их число будет возрастать, что несомненно отразится и на их классификацию.

3. Юрисдикция международных уголовных трибуналов. Международный уголовный суд.

 

Официальным началом кодификации международного уголовного права стало принятие в 1945 г. Устава Международного военного трибунала и вынесение приговоров в 1946 г. в Нюрнберге главным военным преступникам13.

Беспрецедентные массовые преступления, свершенные во время Второй мировой войны, вызвали столь сильную реакцию у широких слоев населения, что создание международных уголовных судов для наказания виновных стало неизбежным. В 1945 г. СССР, США, Великобритания и Франция заключили Соглашение, к которому был приложен Устав Международного военного трибунала для суда над главными военными преступниками европейских стран оси (Германии и ее союзников)14.

Международный военный трибунал для Дальнего Востока учрежден Соглашением 1946 г. с участием СССР, США, Великобритании, Китая, Франции, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Нидерландов, Индии и Филиппин. Из представителей этих стран и был сформирован трибунал.

Согласно Уставу Суда должностное положение подсудимых в качестве глав государств или ответственных чиновников не могло служить основанием для освобождения от ответственности, не давало им иммунитета. Совершение преступления по приказу начальника не освобождало их от ответственности, не могло служить смягчающим вину обстоятельством. Предусматривалась возможность заочного рассмотрения дел. Обвиняемым предоставлялись все права на защиту. Особо отметим положение о возможности признания трибуналом группы или организации преступной организацией. На этом основании власти каждого из участников вправе привлекать к национальному суду за принадлежность к такой организации.

Нюрнбергским трибуналом 12 подсудимых были приговорены к смертной казни, семь - к тюремному заключению, трое оправданы.

Генеральная Ассамблея ООН в декабре 1946 г. в специальной резолюции подтвердила нормы международного уголовного права Устава, реализованные в приговорах трибунала как общепризнанные15.

Прошло полвека после учреждения послевоенных трибуналов, прежде чем государства решили вновь создать уголовные трибуналы и снова ограничили их юрисдикцию во времени и пространстве. Решениями Совета Безопасности 1993 и 1994 гг. учреждены два международных уголовных суда. Первый - Международный трибунал для преследования лиц, виновных в серьезных нарушениях международного гуманитарного права, совершенных на территории бывшей Югославии, начиная с 1991 г16., второй - Международный уголовный трибунал для преследования лиц, виновных в геноциде и иных серьезных нарушениях международного гуманитарного права, совершенных на территории Руанды, и руандийских граждан, виновных в геноциде и иных подобных преступлениях, совершенных на территории соседних государств в период между 1 января 1994 г. и 31 декабря 1994 г17. Следовательно, четко обозначена юрисдикция личная, территориальная, временная.

Устав трибунала для Югославии установил юрисдикцию в отношении "серьезных нарушений международного гуманитарного права". К ним отнесены нарушения общепризнанных норм о защите жертв войны, как они отражены в Женевских конвенциях 1949 г. (право Женевы), а также правил ведения войны, как они отражены в Гаагских конвенциях 1907 г. и приложениях к ним (право Гааги), а также геноцид и преступления против человечности.

Поскольку трибунал для Руанды предназначен для суда над преступлениями, совершенными в конфликте немеждународного характера, то применимое международное гуманитарное право имеет несколько иной объем. В Уставе речь идет о преступлениях против человечности, а также о нормах, относящихся к конфликтам немеждународного характера, как они воплощены в Женевских конвенциях 1949 г. (ст. 3) и во втором Дополнительном протоколе к ним 1977 г. На первое же место поставлен геноцид.

Подтверждено, что официальное положение обвиняемого, будь то глава государства или правительства, не освобождает его от уголовной ответственности. Более того, они несут ответственность и за то, что не предотвратили совершение преступлений своими подчиненными. Это новое положение международного уголовного права.

Учреждение международных трибуналов, отмечалось в уставах, не должно препятствовать деятельности национальных судов в отношении соответствующих преступлений. Трибуналы не в состоянии справиться со всей массой преступников. Поэтому деятельность национальных судов в этой области должна поощряться. Однако в случае возбуждения преследований по одному и тому же делу приоритет принадлежит международному трибуналу.

Трибунал состоит из камер - две судебные и одна апелляционная; из прокурора и секретаря. Каждая судебная камера состоит из трех судей, а апелляционная - из пяти (всего 11). В целях экономии средств апелляционная камера трибунала для Югославии служит такой же камерой трибунала для Руанды.

Информация о работе Международное уголовное право