Контрольная работа по "Международное уголовное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2012 в 13:46, контрольная работа

Краткое описание

Международный Уголовный Суд как орган международной уголовной юрисдикции. Его компетенция привлечения к международной уголовной ответственности. Порядок возбуждения уголовного преследования

Вложенные файлы: 1 файл

МП.docx

— 40.89 Кб (Скачать файл)

 

  1. Международный Уголовный Суд как орган международной уголовной юрисдикции. Его компетенция привлечения к международной уголовной ответственности. Порядок возбуждения уголовного преследования

Международное сообщество давно  стремилось создать постоянный международный  суд, а в XX веке на основе консенсуса были приняты определения геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений. Нюрнбергский и Токийский процессы рассматривали военные преступления, преступления против мира и преступления против человечности, совершенные в ходе второй мировой войны.

Созданные в 1990-х годах  в конце «холодной войны» трибуналы, такие как Международный уголовный  трибунал по бывшей Югославии и Международный  уголовный трибунал по Руанде стали  результатом консенсуса в понимании, что безнаказанность неприемлема. Однако, с учетом того, что они были созданы только для рассмотрения конкретных преступлений, совершенных в конкретное время и в условиях конкретных конфликтов, сложилось мнение, что нужен независимый и постоянный условный суд.

В июле 1998 года в Риме 120 государств — членов ООН приняли Римский  статут, ставший юридической основой для учреждения постоянного Международного Уголовного Суда1.

Международный Уголовный  Суд  является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении  лиц, ответственных за самые серьезные  преступления, вызывающие озабоченность  международного сообщества, указанные  в Римском статуте Международного Уголовного Суда, и дополняет национальные системы уголовного правосудия2.

Юрисдикция и функционирование Международного Уголовного Суда регулируются положениями Римского статута Международного Уголовного Суда, принятого в Риме 17 июля 1998 года. C момента принятия Римского статута его ратифицировало более половины стран мира. Активно выступает против Международного Уголовного Суда только одна страна — Соединённые Штаты Америки. Тем не менее, в последние годы они смягчили свою позицию, так как Международный Уголовный Суд продемонстрировал, что опасения правительства США были безосновательными.

Если мы проанализируем преамбулу  данного международного документа, то нам станет ясно, что Международный  Уголовный Суд создан с целью  урегулирования как внутренних дел  государства, так и вооруженного конфликта между государствами. При этом положения Римского статута Международного Уголовного Суда подчеркивают, что указанный международный орган является дополнением национальных органов уголовной юстиции государства, а не приоритетным над ними.

Местопребыванием Международного Уголовного Суда является Гаага, Нидерланды. Но стоит отметить, что если данный международный орган считает  это желательным, он может заседать в любых других местах, что предусмотрено  положением Римского статута Международного Уголовного Суда.

Важным то, что Международный Уголовный Суд является самостоятельным по отношению к Организации Объединенных Наций международным органом. Его расходы покрываются в основном за счет начисленных взносов государств-участников, также он может принимать добровольные взносы правительств, международных организаций, физических лиц, корпораций и других образований.

Хочется отметить, что учреждение нового, постоянно действующего Международного Уголовного Суда в 2002 году — это  огромный шаг в развитии международного правосудия. Суд занимается расследованием и уголовным преследованием преступлений в случаях, когда национальные власти не могут или не хотят этого  сделать. Таким образом, Международный  Уголовный Суд стимулирует государства выполнять свои важнейшие обязательства по расследованию преступлений и уголовному преследованию виновных.

Государства становятся участниками  Международного Уголовного Суда (а  преступления, совершённые их гражданами или на их территории — подсудными ему) по факту ратификации Римского статута.

К июлю 2009 года Римский статут ратифицировали 110 государств во всём мире. Российская Федерация подписала  Римский статут 13 сентября 2000 года, однако ещё не ратифицировала его  и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является. Таких государств ещё 39, среди них  США, Египет, Чехия, Украина, Израиль  и Иран. Ряд стран принципиально  возражает против самой идеи Международного Уголовного Суда  как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие компетенции  суду, среди них Индия и Китай3.

Стоит отметить, что Международный  Уголовный Суд обладает международной  правосубъектностью. Он также обладает такой правоспособностью, какая  может оказаться необходимой  для осуществления его функций  и достижения его целей. Данный международный  орган может осуществлять свои функции  и полномочия, как это предусмотрено  в Римском статуте Международного Уголовного Суда, на территории любого государства-участника и, по специальному соглашению, на территории любого другого государства4.

Международный Уголовный  Суд состоит из следующих органов:

  1. Президиум;
  2. Три палаты: Палата предварительного производства, Судебная палата и Апелляционная палата. Рассмотрим их более подробно.

1. Палата предварительного производства (Pre-Trial Chamber) занимается обеспечением расследования дела, даёт Прокурору Международного Уголовного Суда санкцию на расследование по собственной инициативе, выдает ордер на арест и приказ о явке в Международный Уголовный Суд, принимает решение об утверждении обвинений и пр.

2. Судебная палата (Trial Chamber) рассматривает дело по существу и принимает итоговое решение, которое само по себе не должно выходить за рамки фактов и обстоятельств, изложенных в обвинении. Также установлена обязанность обосновывать это решение со ссылкой исключительно на доказательства, представленные в Международный Уголовный Суд и рассмотренные им в ходе судебного разбирательства. В случае установления вины лица, обвиняемого в совершении преступления, Международный Уголовный Суд принимает решение о назначении наказания. При этом Судебная палата может провести дополнительное судебное слушание для определения конкретной меры наказания.

3. Апелляционная палата (Appeals Chamber) является органом, нетипичным для международных судебных учреждений. Стороны процесса могут обращаться к ней в случае обжалования решений двух других палат Международного Уголовного Суда. При рассмотрении дела она обладает теми же полномочиями, что и Судебная палата, однако ее решения являются окончательными и обжалованию не подлежат.

  1. Канцелярия Прокурора;
  2. Секретариат5.

В состав Международного Уголовного Суда входят 18 судей.  Судьи избираются на заседании сессии Ассамблеи. Кандидатуры  судей могут выдвигать государства-участники, при этом формируется два списка кандидатов. В первом списке будут  помещаться кандидаты, обладающие признанной компетентностью в сфере уголовного и процессуального права, а также имеющие опыт работы на должности судьи, прокурора, адвоката или в ином аналогичном качестве. Во второй список будут записаны кандидаты, являющиеся признанными авторитетами в области международного права, а также обладающие опытом работы, связанной с судебной деятельностью.

Прокурором Международного Уголовного Суда может стать высококвалифицированное лицо, обладающее большим опытом в сфере уголовного преследования. Кандидатуры на должность заместителей прокурора назначаются Ассамблеей из списка кандидатур, предложенных самим прокурором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Римского статута  юрисдикция Международного Уголовного Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. Перечислим их:

  1. преступление геноцида (тяжкое преступление, осуществлённое с намерением целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую);
  2. преступления против человечности (осуществлённые как часть масштабного или систематического преследования, направленного против любого мирного населения, причём о преследовании преступнику известно). Перечень преступлений против человечности закреплен в п. 1 ст. 7 Статута (всего 11 типов действий), а в п. 2 даются определения этих преступлений и составляющих их терминов (например, "истребление", "пытки", "преследование"). При этом Римский статут отличает преступления против человечества, которые входят в его юрисдикцию, от обычных преступлений по трем признакам:

а) действие должно быть "совершено как составная часть широко применяемых и методичных атак", как поясняется в Элементах преступлений. Термин "атака" означает не только военные действия, но может включать и такие меры, как депортация или насильственное переселение;

б) действие должно быть направлено против гражданского населения. Наличие среди группы гражданского населения небольшого количества солдат не лишает ее статуса гражданской;

в) действие должно быть совершено в соответствии с политикой государства или организации. Несистематические и случайные действия, которые не достигают уровня преступлений против человечности, как таковые Судом не преследуются.

  1. военные преступления (нарушения законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.);
  2. преступления агрессии. Тут стоить отметить, что во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого вида преступлений, и поэтому было решено, что на данный момент Международный Уголовный Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.

Помимо этих четырех основных категорий преступлений Международный  Уголовный Суд вправе принимать  санкции относительно ряда дополнительных преступлений и нарушений, совершаемых  во время расследования или судебного  процесса. Международный Уголовный  Суд обладает юрисдикцией в отношении  следующих преднамеренно совершенных  преступлений против отправления им правосудия:

1) дача ложных показаний  после принятия обязательства  давать правдивые показания; 

2) представление заведомо  ложных или сфальсифицированных  доказательств; 

3) противоправное оказание  воздействия на свидетеля, создание  помех или препятствий присутствию  свидетеля или даче им показаний,  воздействие на свидетеля в  качестве возмездия за дачу  им показаний или уничтожение  доказательств, их фальсификация  или препятствие их сбору; 

4) создание препятствий,  запугивание или противоправное  воздействие на должностное лицо  Международного Уголовного Суда  с целью принудить или убедить  должностное лицо не выполнять  или выполнять ненадлежащим образом  его обязанности; 

5) оказание воздействия  на должностное лицо Международного  Уголовного Суда в качестве  возмездия за то, что это или  иное должностное лицо выполняло  свои обязанности;

6) вымогательство или  получение взятки в качестве  должностного лица Международного  Уголовного Суда в связи со  своими официальными обязанностями6.

Меры наказания за такие  преступления в Римском статуте  Международного Уголовного суда не указаны, но они включены в проект Правил процедуры и доказывания. В основном это штраф и лишь в случае отказа выплаты штрафа как крайняя мера может применяться лишение свободы.

В соответствии со статьёй 77 Римского статута Международный  Уголовный Суд может назначить  одну из следующих мер наказания  лицу, признанному виновным в совершении преступления, предусмотренного в статье 5 Римского статута:

 а) лишение свободы  на определенный срок, исчисляемый  в количестве лет, которое не  превышает максимального количества  в 30 лет;

б) пожизненное лишение  свободы в тех случаях, когда  это оправдано исключительно  тяжким характером преступления и индивидуальными  обстоятельствами лица, признанного  виновным в его совершении.

Помимо лишения свободы  Международный Уголовный Суд  может назначить штраф и конфискацию  доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления, без ущерба для прав третьих сторон.

Важным на наш взгляд является тот факт, что компетенция Международного Уголовного Суда ограничена  во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. Если некоторый  конфликт - например, война в Уганде - продолжается уже двадцать лет, то компетенция Международного Уголовного Суда ограничена теми действиями, которые  были там совершены после 1 июля 2002 года.  Если какое-либо государство  становится участником Римского статута  после его вступления в силу, Международный  Уголовный Суд может осуществлять свою юрисдикцию лишь в отношении  преступлений, совершенных после  вступления в силу указанного международного правового акта для этого государства. При этом в компетенцию Международного Уголовного Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином  государства-участника. Если не соблюдается  ни личный, ни территориальный принцип, данный международный орган не может  действовать. Это положение гарантирует  право государств решать, подвергать или нет своих граждан или  свою территорию юрисдикции Международного Уголовного Суда7.

Информация о работе Контрольная работа по "Международное уголовное право"