Международное авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 07:35, контрольная работа

Краткое описание

Авторское право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства. Объектами авторского права являются произведения литературы, науки и искусства, компьютерные программы и базы данных. Кроме того, в перечень объектов авторского права включаются так называемые «смежные права» (родственные, аналогичные) – права артистов-исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций. Авторское право, возникшее на территории одного государства в соответствии с его законодательством, отличается строго территориальным характером. Оно действует только в пределах данного государства и не действует за пределами его юрисдикции. В этом с точки зрения МЧП заключается основное отличие авторского права от других видов гражданских прав.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 Глава 1. Международное сотрудничество в области охраны авторских
прав ………………………………………………………………………………….6
2 Глава 2. Соотношение международного и российского законодательства в области авторского права……………………………………………………...………….….9
2.1 Система международной охраны авторских прав. Основные тенденции ее развития……………………………………………………………………………...9
2.2 Юридический анализ ГК РФ ………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

международное право.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

     Кроме  того, на  конференции также  подчеркивалось, что "дух"  Конвенции должен определяться и ст.  27 Всеобщей декларации прав человека ООН, которая провозгласила  права  любого лица  свободно  участвовать  в культурной жизни общества и  пользоваться  охраной  своих  личных и экономических  интересов, являющихся результатом научных, литературных и художественных трудов.

     И,   наконец,   участники  конференции   одобрили   идею  "a  contrario principle",  сводящуюся  к тому,  что новый режим выдачи  принудительных лицензий  на использование охраняемых  произведений может быть применен лишь развивающимися  странами, остальные  государства  могут обращаться  к  таким лицензиям исключительно по правилам ст. V Всемирной конвенции.

     Вместе с тем на конференции было  еще раз подчеркнуто, что Всемирная конвенция не  подлежит применению в  отношениях между участниками  Бернского союза  в  тех случаях,  когда речь  идет  об  охране  произведений,  страной происхождения которых является одно из государств этого Союза.

     Существование  двух  текстов  Всемирной  конвенции   неизбежно  обостряет проблему  их соотношения  и затрудняет получение ответа на вопрос, какой  же текст  применяется   в   отношениях  между   странами,   одна   из   которых присоединилась  к  Конвенции  в  редакции  1952 г., но  не  сделала этого  в отношении Конвенции в редакции 1971  г., и страны, которая  присоединилась к последнему тексту. Эта проблема принципиально   важна,   ибо  затрагивает  общий  принцип суверенитета государств,  которые не  могут быть  связаны  обязательствами международного договора, к которому они не присоединились. К сожалению,  советская, а позже - Российская доктрина до настоящего времени обходила вниманием эти положения

Всемирной конвенции.

     Окончательный  текст   соответствующей  нормы (п. 4 ст.  IX), одобренный после   долгих   дебатов,   отличается   как  от  проекта,   подготовленного предварительными  совещаниями,  так  и  от предложений, выдвинутых на  самой конференции  рядом  государств.  В  соответствии  с  п. 4  ст. IX  Конвенции государства,   присоединившиеся   к   тексту   1952   г.,   и   государства, присоединившиеся  к тексту  1971  г., регулируют свои  отношения  на  основе

правил  текста 1952 г. Однако любое  из таких государств-участников Конвенции 1952  г. может путем нотификации Генеральному директору ЮНЕСКО  объявить о допустимости  применения  всеми  государствами-членами Конвенции  в редакции 1971  г. ее правил к произведениям своих граждан либо произведениям, впервые опубликованным  на  его  территории.  Таким  образом,  принятая  формула  не вынуждает государство-члена  Конвенции в  редакции  1952  г. выбирать  среди государств,  присоединившихся  к   измененному  тексту,  те,  которые  могут применять ее правила, и те, которые не могут этого делать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Юридический анализ ГК РФ

 

 

Сравнивая некоторые нормы ФЗ «Об  авторском праве и смежных  правах» и четвертой части  ГК РФ мы остановимся на следующих  вопросах для сравнительного анализа. По вопросу сферы действия исключительного права ФЗ в ч.4 ст.5 установил, что: «предоставление на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия авторского права и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» срока действия авторского права, а в IV части ГК ч.4 ст.1256: «предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного IV частью ГК срока действия исключительного права на них». Таким образом, сравнив данные нормы, мы видим, что в ФЗ используется понятие «авторское право», а в IV части ГК РФ «исключительное право», несколько изменились и названия статей: в ФЗ «Сфера действия авторского права», а в ГК «Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории РФ».

В отношении объектов авторских  прав ФЗ «Об авторском праве и  смежных правах» в ч.1 ст.7 «Произведения, являющиеся объектами авторского права» устанавливал, что объектами авторского права являются: «литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино - и телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения». В то время как IV часть ГК РФ в отдельный абзац выносит программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. Также не дается конкретизации в отношении аудиовизуальных произведений, а именно «кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино - и телепроизведения» в отличие от норм ФЗ (ч.1 ст.1259). В отношении производных произведений в IV части эта конкретика также отсутствует, а именно «переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства», в то время как в ФЗ она есть. Сравнивая ч.2 ст.6 «Объект авторского права. Общие положения» ФЗ и ч.3 ст.1259 IV части ГК РФ опять наблюдаем более конкретное обозначение объектов авторского права в ФЗ, но смысл при этом не изменился. Также статья ГК РФ объединила в себе сразу две статьи ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» ст. ст.: 6, 7.

В отношении объектов, не являющихся объектами авторского права, ФЗ «Об  авторском праве и смежных  правах» выделял такие объекты  отдельно (ст.8 ФЗ), в то время как данный перечень предусмотрен в IV части ГК РФ в одной 1259 статье. Список произведений, не являющихся объектами авторского права не конкретизирован в ФЗ в отличие от части четвертой ГК РФ.[1]

Что касается перевода, иных производных  произведений и составных произведений, то здесь в ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» в ч.1 ст. 12 дается узкий перечень, что именно относится к производным произведениям. А в кодексе он расширен, а именно добавились «обработка, экранизация, инсценировка» ч.1 ст.1260. Такая же техническая новелла предусмотрена ч. 2 ст.1260 ГК РФ, сравнивая ее со ст.11 ФЗ мы видим, во-первых, это не соответствие названий статей ч.1 ст.11 «Авторское право составителей сборников и других составных произведений» IV часть ГК РФ ст.1260 «Переводы, иные производные произведения. Составные произведения». Во-вторых, в ГК конкретизируется составное произведение: «антологии, энциклопедии, базы данных, атласы».

Рассматривая ч.3 ст. 13 ФЗ «Об авторском  праве и смежных правах» и  ч.3 ст. 1263 ГК РФ замечаем различные наименования статей: в ФЗ «Авторское право на аудиовизуальные произведения», а в ГК «Аудиовизуальное произведение». Далее замечаем, что «автор музыкального произведения» переименован в «композитора». Статья 18 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года №5351-1 «Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения» отличается от статьи 1273 ГК РФ «Свободное воспроизведение произведения в личных целях» исключительно названием.

В отношении свободного использования  произведений путем репродуцирования IV часть объединила в пп.2 ч.1 ст. 1275 пункты 2 и 3 ст.20 ФЗ «Об авторском  праве и смежных правах». Вот  как это выглядит: IV часть ГК РФ ст. 1275 «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единственном экземпляре без извлечения прибыли: отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) - библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий». ФЗ "Об авторском праве и смежных правах" ст. 20 «допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирования в единичном экземпляре без извлечения прибыли: отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях; отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий».

Таким образом, мы видим что смысл  и содержание приведенных статей не изменились, а технические новации  выразились в смене названий статей, замене некоторых терминов синонимами и изменении порядка слов в  предложении.


[1] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая (постатейный) / Э. П. Гаврилов, О. А. Городов, С. П. Гришаев [и др.]. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 321с.

 

 

 

 

Глава 70 ГК РФ посвящена правовому  регулированию отношений в сфере  авторского права. Первое, что бросается в глаза при характеристике гл. 70 ГК в ее сравнении с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах", это то, что в нем отсутствуют некоторые из понятий, приводимых ранее в Законе. Так, в Кодексе не дано разъяснений таким категориям, как:

- воспроизведение фонограммы, под которым ранее понималось изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе;

- последующая передача в эфир, что означало в соответствии  с ранее действовавшим законодательством  последующую передачу в эфир ранее переданных в эфир произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;

- произведение декоративно-прикладного  искусства - двухмерное или трехмерное  произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом;

- экземпляр произведения - копия  произведения, изготовленная в любой материальной форме[2] .

В соответствии с новым законодательством исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется: на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 1256 п.1 пп.3 ГК РФ).

По сути, все три указанных  случая дублируют положения ранее  действовавшего законодательства, единственным дополнением является расширение в  пункте 3 круга лиц, на которые распространяется исключительное право на произведения науки, литературы и искусства и включение в него лиц без гражданства.

В соответствии с п. 7 ст. 1259 ГК РФ авторские  права распространяются на часть  произведения, на его название, на персонаж произведения. И если предоставление правовой охраны названию произведения подтверждается судебной практикой[3] , то предоставление правовой охраны персонажу произведения - новелла части четвертой ГК РФ. Правовая охрана предоставляется персонажам произведений при условии, что последние представляют собой самостоятельный творческий результат и выражены в объективной форме.

Кроме того, уточнен круг соавторов  произведения. Из него исключены лица, оказавшие автору исключительно  техническое, организационное, материальное или иное содействие, не являющееся творческой деятельностью, т.е. объектами авторского права (ч.5 ст.1259 ГК РФ). Соавторы наделены правом самостоятельной защиты прав на произведение (ч.4 ст.1258 ГК РФ)[4] .


[2] Кастальский В.Н. Основные новеллы Части четвертой Гражданского кодекса (книга в электронном варианте)

[3] См.: п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах".

[4]  Кастальский В.Н. Основные новеллы Части четвертой Гражданского кодекса. Волтерс-Клувер, 2007 (электронная книга)

В соответствии с новым законом  объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства  независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. В данном случае по сравнению с формулировками статьи 6 Закона «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года №5351-1 рассматриваемая редакция фактически не претерпела существенных изменений. Итак, к объектам авторских прав ч. 4 ГК РФ относит: произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; К объектам авторских прав также относятся: программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. Ранее правовое положение данных объектов интеллектуальной собственности регулировалось Законом РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"; производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.[5]

Как и ранее, для возникновения, осуществления и защиты, авторских  прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Более четкая формулировка содержалась  в статье 9 ФЗ «Об авторском праве  и смежных правах №5351-1, в соответствии, с которой авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникало в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требовалось регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. В то же время, в соответствии с новым законодательством в отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя, которая, тем не менее, не является необходимым условием для осуществления и защиты, авторских прав. Таким образом, новеллой является возможная регистрация программ для ЭВМ и баз данных.

Информация о работе Международное авторское право