Международное авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 07:35, контрольная работа

Краткое описание

Авторское право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства. Объектами авторского права являются произведения литературы, науки и искусства, компьютерные программы и базы данных. Кроме того, в перечень объектов авторского права включаются так называемые «смежные права» (родственные, аналогичные) – права артистов-исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций. Авторское право, возникшее на территории одного государства в соответствии с его законодательством, отличается строго территориальным характером. Оно действует только в пределах данного государства и не действует за пределами его юрисдикции. В этом с точки зрения МЧП заключается основное отличие авторского права от других видов гражданских прав.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 Глава 1. Международное сотрудничество в области охраны авторских
прав ………………………………………………………………………………….6
2 Глава 2. Соотношение международного и российского законодательства в области авторского права……………………………………………………...………….….9
2.1 Система международной охраны авторских прав. Основные тенденции ее развития……………………………………………………………………………...9
2.2 Юридический анализ ГК РФ ………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

международное право.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

Всемирная конвенция (как и Бернская) исходит из принципа национального режима. Объем авторских прав определяется национальным законодательством государств-участников. Всемирная конвенция устанавливает единственное специальное право автора – исключительное право автора на перевод и переиздание своего произведения. Для получения права на перевод чужого произведения создана специальная лицензионная система. Всемирная конвенция предусматривает идентичное Бернской коллизионное регулирование – применение права государства, где испрашивается защита авторских прав, или закона суда.

В 1996 г. Женевская дипломатическая  конференция приняла новый универсальный  договор – Договор ВОИС по авторскому праву. Этот Договор установил принципиально  иной, более высокий уровень охраны объектов авторского права: правовая охрана авторских прав прямо связана со стимулированием литературного и художественного творчества. Впервые в мировой практике указано, что охрана распространяется не только на форму выражения произведения, а на идеи и процессы; объектами охраны объявлены компьютерные программы, компиляции данных или другой информации как результаты интеллектуальной деятельности, «информация об управлении правами», приложенная к произведению. Особо подчеркивается необходимость выработки современных международных правил охраны авторских прав и сохранения баланса прав авторов и интересов общества в области доступа к информации. Договор ВОИС является своеобразным дополнением Бернской конвенции. В соответствии с Договором созданы специальная Ассамблея и Международное бюро ВОИС.

Особое место среди универсальных международных договоров занимает Мадридская конвенция об избежание двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения 1979 г., которая предусматривает запрет двойного налогообложения как авторских, так и смежных прав.

Среди региональных соглашений о международно-правовой охране авторских прав следует отметить Межамериканскую конвенцию по охране авторских прав 1946 г., регламенты и директивы ЕС (директива Совета ЕС о правовой охране компьютерных программ 1991 г.), Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права 1993 г.

Выделение из авторского права смежных (аналогичных, родственных, других соседствующих) прав и установление их самостоятельной  защиты связано с распространением «интеллектуального пиратства» (вторичное использование произведения без согласия автора и исполнителя, незаконное копирование и реализация фонограмм). Субъектами «смежных» прав являются артисты-исполнители, производители фонограмм, вещательные организации. Основные формы охраны смежных прав – право их субъектов разрешать или запрещать вторичное воспроизведение результатов их творческой деятельности.

Международно-правовая унификация в  области смежных прав – Международная (Римская) конвенция об охране интересов  артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (основана на принципе национального режима, который предоставляется по законодательству страны, где испрашивается охрана). Римская конвенция установила минимальный уровень охраны смежных прав. Конвенция не имеет обратной силы. Минимальный срок охраны составляет 20 лет (государства вправе устанавливать более длительные сроки охраны). Все выпущенные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм должны иметь международный знак охраны смежных прав.

Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. существенно обновила и дополнила Римскую конвенцию путем предоставления производителям фонограмм особого режима охраны в рамках антимонопольного законодательства и уголовно-правовой защиты. Государства – участники Женевской конвенции отказались от предоставления иностранцам национального режима. Критерий выбора применимого права – законодательство государства гражданства производителя фонограмм. Все правовые формы охраны отнесены к компетенции государств-участников.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. (открыт для подписания только членам ВОИС) не влияет на обязательства  государств по другим конвенциям об охране смежных прав, не затрагивает права авторов и распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм. Срок охраны смежных прав составляет 50 лет. Значительно расширен круг их исключительных прав. Договор основан на принципе национального режима охраны: каждое государство-участник предоставляет гражданам других государств такой же режим, какой они предоставляют своим собственным гражданам в отношении перечисленных в Договоре исключительных прав исполнителей и производителей фонограмм.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Соотношение международного и российского законодательства в области авторского права

 

     2.1. Система международной охраны авторских прав. Основные тенденции ее развития

Международная  система  охраны авторского  права представляет  собой сложный механизм, в основе которого лежат прежде всего Бернская конвенция об охране литературных  и  художественных  произведений  в  ее  многочисленных редакциях и Всемирная конвенция об  авторском праве 1952  года, измененная в 1971 году.  Определенную,  правда,  незначительную  в настоящее время  роль играют  здесь  и  межамериканские  конвенции,  которые   носят  региональный характер и  открыты в  основном  лишь  для присоединения стран американского континента.

     Исторически  признание   и  охрана  прав  иностранных   авторов  возникла примерно во второй  половине XIX столетия. К этому времени большинство стран Европы  встало на капиталистический путь  развития,  что, безусловно,  было прогрессивно  в  то  время,  привело к  укреплению  национального  единства, становлению национальных языков, провозглашению буржуазных свобод, развитию прессы. По  мере  развития международных экономических и культурных связей больших  размеров достигло  издание переводной литературы  и  возрос книжный обмен;  драматические  и  музыкальные   произведения,  работы  художников  и скульпторов  все  чаще   находят  дорогу   в  различные  страны  и  занимают значительное место в экспорте ряда стран наравне  с  традиционными объектами международной торговли.

     Эти объективные обстоятельства  все более доказывали невозможность одним лишь  национальным  законодательством  обеспечить  достаточную  охрану  прав заинтересованных  сторон.  Именно  поэтому  многие  страны   пошли  по  пути заключения двусторонних  соглашений о взаимной охране авторских прав. К 1886 г. 33 таких соглашения  были заключены между 15 странами  Западной Европы  и Америки.  Однако  постепенно  становилось  ясно,  что  система  двусторонних соглашений не может обеспечить эффективную охрану авторских прав. В основном это  объяснялось  существенными различиями в законодательствах по авторскому праву различных  стран.  Для  преодоления  многочисленных  коллизий  в  этой области требовался многосторонний международный договор, который бы разрешал противоречия между национальными законодательствами, обеспечивал минимальные обще приемлемые границы охраны авторского права и тем самым создавал условия для распространения произведений на обширнейших территориях.

     Кропотливая работа по  созданию международно-правового инструмента по охране  авторского права  была  начата  в Брюсселе в 1858 г. на Конгрессе авторов произведений литературы и искусства.  Затем последовали  конгрессы в Антверпене (1861 и 1877 гг.) и Париже (1878  г.). С 1883 г.  эта работа была продолжена  в Берне, где в  1886 г.  после  трех дипломатических конференций было подписано универсальное  соглашение, получившее название  Международной конвенции об охране литературных  и художественных  произведений. Соглашение было  подписано  10  государствами:  Бельгией,  Великобританией,  Германией, Испанией,  Италией,  Либерией,  Гаити,  Тунисом,  Францией и  Швейцарией.  В сентябре 1887 г.  делегаты  этих  стран  (за исключением Либерии) обменялись атификационными грамотами, и в соответствии  со ст. 20 Конвенция вступила в силу спустя три месяца, т. е. 5 декабря 1887 г.

     Для разрешения  основных  проблем, стоявших перед  создателями Бернской конвенции, т. е. коллизий между различными национальными законодательствами, было  выработано  два  дополняющих  друг  друга  принципа: ассимиляции  (или национального режима) и минимального объема охраны.

     Первый из них - предоставление иностранцу - гражданину  страны-участницы Конвенции в других странах-участницах прав в объеме, определенном  для своих граждан (ст. 5, п. 1); второй - установление пределов  в  объеме прав,  ниже которых не может опускаться уровень охраны авторского права иностранца. Так, Конвенция  1886 г. закрепляла за обладателями авторских прав 10-летнее право на перевод произведения, исчисляемое со дня  его первой  публикации, и право публичного    представления    драматических    и   музыкально-драматических произведений     (как     опубликованных,    так     и    неопубликованных), Странам-участницам разрешалось заключать дополнительные  соглашения друг  с другом,   направленные   на   предоставление авторам   больших   прав,  чем предусмотрено Конвенцией.

     Одним из наиболее  существенных правил, выработанных  в Берне в  1886 г., было  предоставление  обладателю  авторского права возможности не  выполнять различных формальностей в стране, где требуется охрана, при условии, что  он выполнил таковые у себя в стране.

     К  основным положениям  Конвенции  можно  отнести   и  отсылочные нормы, устраняющие коллизии путем  отсылки к законодательству страны, где требуется защита,  либо  к  праву  страны,  где  была  произведена  первая  публикация произведения.

     Значительный интерес  представляет анализ основного  правила применимости охраны по  Конвенции 1886 г. Теоретически  при  решении этой  проблемы можно исходить из двух посылок:  территориальной и национальной. Первая  означает признание  охраны за  произведением,  впервые  опубликованным  на территории государства-члена Конвенции, вне зависимости от гражданства автора, а вторая предоставляет  охрану  произведению,  автор  которого  является  гражданином страны-участницы, вне зависимости от места первой публикации произведения.

     На Конференции  1886  г.  было объявлено о   создании Бернского  союза  из стран-участниц   Конвенции  и   избрано  Международное   бюро  этого  Союза, предусмотрены  правила присоединения  к Конвенции  новых государств, порядок изменения Конвенции.

     Первая  конференция по пересмотру  Бернской конвенции состоялась в Париже в 1896  г.  К числу  нововведений  парижского текста следует  отнести включение понятия "публикация" и определение его  как "выпуска копий". Таким образом, представление драматических, драматически-музыкальных произведений, исполнение музыкальных произведений, выставка  произведений изобразительного искусства к понятию "публикации" не относились.

     На  решениях  конференции 1896 г.  сильно  отразилось  стремление  ряда делегаций  повысить  уровень охраны  авторских  прав.  Именно  с  этой целью конференция конкретизировала  принцип национального режима без изменения его смысла.   К  произведениям,  подлежащим  охране,   были  добавлены   работы, появившиеся после смерти автора.

     Как  уже   отмечалось  выше,  Бернская  конвенция   в  редакции  1886  г. ограничивала  право автора на перевод его произведения 10 годами. В 1896  г. это правило было  изменено таким  образом,  что авторы и  их  правопреемники могли  пользоваться  этим  правом  в течение всего срока действия авторского права. Однако  если автор не воспользовался  правом на  перевод в течение 10 лет со дня первой публикации своего произведения, то это право прекращалось.

     К важнейшим  изменениям следует отнести   также и уточнения  Конвенции,  в соответствии   с    которыми   специально   подчеркивалось,    что    охрана предоставлялась  произведению,  впервые  опубликованному в  стране-участнице Конвенции,  даже  в том случае, когда  автор является гражданином страны, не входящей в  Бернский союз. Таким образом, территориальный  принцип Конвенции оставался неизменным, однако акцент  постепенно  переносился с  издателя  на автора произведения.

       В процессе  развития норм конвенционной охраны Бернской конвенции важное место занимает  Берлинская  конференция  1908 г.,  результатом работы которой был почти  полный пересмотр основных  положений Конвенции и придание ей той формы, которую она сохранила и по сей день.

     Основные  положения  Берлинского текста  Конвенции  сводились к следующим моментам:

     1.  Бернская  конвенция  в  редакции  1886  г. ставила охрану авторского права в зависимость от условий и выполнения формальностей, предусмотренных в стране первой публикации.  На  Берлинской конференции было решено отказаться от всех формальностей даже в том случае, если в стране первой публикации они существуют.

     2. Берлинский  текст Конвенции более  точно  определил понятие  объектов охраны  и  несколько расширил их  круг  за счет  произведений  хореографии и пантомимы, кинематографии, архитектуры и фотографии. Более того, новый текст предусмотрел право композиторов разрешать адаптирование их  произведений для исполнения аппаратами механического воспроизведения и  публичное  исполнение этими  аппаратами.  Правда,  это  правило  содержало  оговорку  о  том,  что законодательства  стран-участниц  могут  установить специальные условия  его применения.

     3. Правила,  регламентирующие право  на перевод,  были также расширены: это  право  признавалось  на  протяжении  всего  срока  охраны  без   всяких ограничений. При  этом правила  Конвенции 1896 г. отменялись, за исключением тех случаев, когда какая-либо страна пожелает сохранить их.

Информация о работе Международное авторское право