Международная защита прав детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение международных норм права, организаций и учреждений, а также специальных мер, направленных на защиту прав детей. В соответствии с указанной целью в настоящем исследовании поставлены следующие задачи:
выявить исторические особенности развития института международно-правовой защиты прав детей;
выделить основные принципы международно-правовой защиты прав детей;
изучить особенности Конвенции о правах ребёнка;
охарактеризовать деятельность международных организаций в области защиты прав ребенка;
рассмотреть некоторые направления совершенствования международно-правовых вопросов защиты прав детей.

Вложенные файлы: 1 файл

МП защита прав детей (курс двфу 13).doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

В 1998 г. был принят Федеральный  Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а в 1999 году – Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Оба эти закона содержат указание о том, что они приняты с учетом общепризнанных норм международного права.

К таким общепризнанным нормам относятся «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» (они были приняты в 1985 году в г.Пекине на сессии ООН, поэтому их еще называют «Пекинские правила»). Согласно этому международному акту правосудие в отношении несовершеннолетних – это «ювенальная юстиции».

«Пекинские правила» предусматривают, что «ювенальная юстиция» – это правосудие в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с уголовным законом, то есть ювенальная юстиция – это сфера уголовной юстиции. Говоря о ювенальной юстиции в России, мы ведем речь о модели ювенальной уголовной юстиции, то есть то, что сегодня в России называют «Ювенальной юстицией» – это правосудие в отношении несовершеннолетних- правонарушителей. Речь идет, прежде всего, о совершенствовании правоприменительной практики в сфере уголовного судопроизводства по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, с учетом рекомендаций «Пекинских правил».

Эти «Правила» регулируют сферу уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних. Цели правосудия в отношении несовершеннолетних – «система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения».

Основная идея «Пекинских правил» – в рамках уголовной ювенальной юстиции надо сделать все таким образом, чтобы несовершеннолетний правонарушитель больше не совершал преступлений, через восстановление его прав (на образование, на поддержку со стороны семьи, возможность трудоустроиться, получить профессию, получить необходимую психологическую, медицинскую помощь и т.д.) обеспечить безопасность общества, вернуть правонарушителя к нормальной жизни в обществе как законопослушного его члена.

Таким образом, ювенальная юстиция представляет собой особую, основанную на соблюдении международных норм права, систему правосудия для несовершеннолетних, в рамках которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

Все страны, ратифицировавшие Конвенцию, в том числе и Российская Федерация, несут ответственность  за реализацию закрепленных в ней  прав ребенка. В частности, Комитет  ООН по защите прав детей рекомендовал нашей стране провести всеобъемлющую судебную реформу в том, что касается отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, выразил озабоченность практикой направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения, а также случаями грубого и жестокого обращения с детьми как в семье, так и вне ее. Основные формы контроля за защитой прав детей в международном праве – изучение докладов государств, ратифицировавших международные соглашения по правам человека, рассмотрение жалоб государств на государства и индивидуальных жалоб по поводу нарушения положений соответствующих конвенций22.

Вывод: на мой взгляд совершенствование международного и российского законодательства по защите детей должно достаточно быстро реагировать на появляющиеся проблемы (развитие педофилии, детской проституции, торговли детскими органами, истязания детей в приемных семьях и т.п.). Введение в России института ювенальной юстиции по примеру зарубежных стран позволило бы государству более квалифицированно и дифференцированно осуществлять защиту прав и интересов детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Права человека в целом, и права детей в частности  в последнее время находятся  в центре внимания многих стран мира. Сегодня в мире обозначена взаимосвязь  прав человека, демократии и развития. Права человека, которые рассматриваются с точки зрения универсального подхода, ставят человечество лицом к лицу с вечным и серьёзным диалектическим конфликтом – конфликтом между личностью и обществом. Никто не может злоупотреблять соответствующими правами для того, чтобы нарушить права других. Права человека не дарованы индивиду государством или социальной группой, они являются неотъемлемой частью самой природы человека.

Права ребёнка тесно  взаимосвязаны с отношением к  ним со стороны государства, с уровнем политического режима и социальной жизни государства. Права ребёнка должны быть обеспечены эффективными механизмами и процедурами, которые гарантируют и защищают их, предусматривают санкции в результате их нарушения. Эти права ничего не стоят без соответствующего механизма и структур, которые обеспечивают их реализацию.

Права ребёнка вытекают из общепризнанных прав человека и  означают прежде всего осознанную ответственность  взрослых за детей. Сегодняшние дети – это граждане завтрашнего мира, и их полноценная жизнь является обязательным условием развития человечества в будущем.

Обеспечение прав ребёнка  сегодня – это реализация Всеобщей декларации прав человека. Она не будет  выполняться, если сегодняшнее поколение  людей не будет воспитано на уважении к правам ребёнка. Без этого невозможно существование правового государства. Каждое государство, если оно хочет считаться цивилизованным, должно проводить специальную государственную политику в отношении детей и семьи. Эта государственная политика должна включать различные меры, носить комплексный характер и определять место и роль государственных органов и общественных организаций в обеспечении прав и интересов детей.

Защита прав детей  как самой незащищённой категории  населения – это задача всего  общества. Она касается всех политических структур, каждого государственного органа и общественной организации, каждого гражданина.

На международном уровне существует достаточно много процедур и механизмов, которые прямо или  косвенно касаются защиты прав ребёнка. Однако, несмотря на относительно большое количество таких органов, именно их многочисленность создаёт определённые трудности для эффективной охраны прав детей. Такие органы часто характеризуются дублированием друг друга в одних вопросах и отсутствием координации в других. Чтобы избежать этого, необходимо на международном уровне законодательно закрепить механизм распределения обязанностей между органами и организациями, занимающимися защитой прав детей. На мой взгляд, международное сообщество, в лице своих полномочных органов (ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ЮНИСЕФ) приняло достаточно большое количество нормативных актов, защищающих права детей. Ратификация этих документов различными странами, в том числе и Россией, говорит о том, что общество серьезно относится к защите прав ребенка на территории отдельно взятых стран и в международном праве в целом. Соблюдение положений конвенций в этой сфере позволит свести к минимуму факты нарушения прав детей. Все международные организации, работа которых направлена на защиту детей, вносят огромный вклад в дело социальной и правовой защищенности ребенка как на уровне региона, так и в целом во всем мире. Что касается деятельности Всемирного банка в сфере защиты детей, то реализация ВБ отдельных проектов, в том числе и в России, хоть и не имеет прямого отношения к социальной поддержке детей, но позволяет улучшить состояние социальной и коммунальной сферы регионов, что в конечном итоге сказывается на условиях жизни детей.

На  международном уровне существует достаточно много процедур и механизмов, которые прямо или косвенно касаются защиты прав ребёнка. Однако, несмотря на относительно большое количество таких органов, именно их многочисленность создаёт определённые трудности для эффективной охраны прав детей. Такие органы часто характеризуются дублированием друг друга в одних вопросах и отсутствием координации в других. Чтобы избежать этого, необходимо на международном уровне законодательно закрепить механизм распределения обязанностей между органами и организациями, занимающимися защитой прав детей.

Существуют определённые трудности, связанные с отсутствием  устойчивых связей с организациями  города, большие временные затраты  на разработку и реализацию программ по защите прав детей, недостаток финансирования и др. Тем не менее необходимы новые шаги в объединении усилий, направленных на решение реальных жизненно важных проблем по защите прав детей.

На мой взгляд совершенствование  международного и российского законодательства по защите детей должно достаточно быстро реагировать на появляющиеся проблемы (развитие педофилии, детской проституции, торговли детскими органами, истязания детей в приемных семьях и т.п.). Введение в России института ювенальной юстиции по примеру зарубежных стран позволило бы государству более квалифицированно и дифференцированно осуществлять защиту прав и интересов детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. -25 декабря 1993. № 237.
  2. Конвенция ООН о правах ребенка // (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. - выпуск XLVI. 1993.
  3. Конвенция ООН о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления от 29 мая 1993 г. // Сборник международных правовых актов. 1999. № 12.
  4. Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/
  5. Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3 декабря 1986 г.) // Сборник международных правовых актов. 1987. № 1.
  6. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : федер. закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст.3802.
  7. Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей) : Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 38. Ст.3669.

 

Судебная практика

  1. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 22 января 2003 г. N 154пв02 "Об удовлетворении заявления граждан Соединенных Штатов Америки Дэйла Рэя и Лесли Рени У-н об установлении усыновления" // сайт Верховного Суда РФ - www.Sudrf.ru/ (2012. 25 нояб.)

 

Учебные пособия 

  1. Агушева, Г.Г., Баданин, Д. Защита прав ребенка: Международно-правовой аспект / Г.Г. Агушева, Д. Баданин // Ювенальное право. - Архангельск: Поморский университет. 2005. С. 10.
  2. Арутюнян, Г.В. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации / Г.В, Арутюнян // Гражданин и право. 2002. № 3. С.49 - 56.
  3. Богуславский, М. М. Международное частное право: учебник. / М. М. Богуславский. М. : Международные отношения, 2011. 429 с.
  4. Бойцова, В. и др. Ювенальная юстиция - защита для сирот / В. Бойцова // Российская юстиция. 2004. № 8. С.16-22.
  5. Валеев, Р., Курдюков, Г. Международное право. Особенная часть. / Р. Валеев, Г. Курдюков. М.: Статут, 2010. 624 с.
  6. Долинская, Л. М. Права ребенка, охрана материнства и детства в международных документах /Л.М. Долинская //  Цивилист. 2008. № 4. С. 76.
  7. Кравчук, Н. В. Конвенция о правах ребенка ООН как инструмент защиты семейных прав ребенка в России / Н.В. Кравчук // Государство и право. 2006. № 4. С.49.
  8. Лукашук, И. И. Право международной ответственности. / И.И. Лукашук. М.: Волтерс Клувер, 2004. 410 с. С. 289.
  9. Лукашук И.И. Международное право: наука и практика. / И.И. Лукашук // Международное публичное и частное право2003. №2 (II). С.2.
  10. Лукашук, И. И. Международное право: Общая часть. Учебник. / И. И. Лукашук. – М. : НОРМА, 2012. 828 с.
  11. Международное право / под ред. Г. Н. Тункина. М. : Юридическая литература, 2012. 419 с.
  12. Международное право / под ред. Ю. М. Колосова и В. И. Кузнецова. М. : Международные отношения, 2011. 364 с.
  13. Международное право. Сборник документов. М.: РИОР, 2011. 704 с.
  14. Международное право: Учебник / под ред. Н. Т. Блатовой, Л. А. Моджорян. М. : Юридическая литература, 2010. 273 с.
  15. Международное частное право. Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, Л.Г Казаков. М. , 1997. 716 с.
  16. Никонов, К. Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения правовой защиты  и поощрения прав ребенка / К. Никонов // Московский журнал международного права. 2009. № 1. С. 83.
  17. Паршуткин, В., Львова, Е. Особенности рассмотрения судами дел об усыновлении (удочерении) детей иностранцами / В. Паршуткин, Е. Львова // Российская юстиция. 2011. № 11. С.124-128.
  18. Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2001. 573 с.
  19. Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов / Сост. Л. Н. Шестаков. М. : Изд-во МГУ, 2006. 175 с.
  20. Титова, Т. А. Развитие международно-правовой защиты ребенка / Т.А. Титова // Российский юридический журнал. 2000. № 1. С. 48.
  21. Шнекендорф, З. К. Приоритет, достойный человечества / З.К. Шнекендорф // Педагогика. 1999. № 8. С. 60  67.

Информация о работе Международная защита прав детей