Международная защита прав детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение международных норм права, организаций и учреждений, а также специальных мер, направленных на защиту прав детей. В соответствии с указанной целью в настоящем исследовании поставлены следующие задачи:
выявить исторические особенности развития института международно-правовой защиты прав детей;
выделить основные принципы международно-правовой защиты прав детей;
изучить особенности Конвенции о правах ребёнка;
охарактеризовать деятельность международных организаций в области защиты прав ребенка;
рассмотреть некоторые направления совершенствования международно-правовых вопросов защиты прав детей.

Вложенные файлы: 1 файл

МП защита прав детей (курс двфу 13).doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Согласно ст.2.2 Конвенция  применяется к случаям, когда  ребенок, обычно проживающий в одном  из Договаривающихся государств («государстве происхождения»), перемещается или должен быть перемещен в другое Договаривающееся государство («принимающее государство»), или после его или ее усыновления в государстве происхождения супругами или лицом, постоянно проживающими в принимающем государстве, либо для целей такого усыновления в принимающем государстве или в государстве происхождения.

Согласно ст.2.3 Конвенция  применяется только к тем случаям  усыновления, в которых создается  постоянная связь между родителями и ребенком.

Так, в одном из гражданских  дел, рассмотренных Верховным судом  РФ указывается на то, что супруги У-н как кандидаты в усыновители наладили с ребенком хороший контакт. Заявители - опытные родители, любят детей и хорошо подготовились к приему Д. в свою семью, ознакомившись с вопросами международного усыновления посредством литературы, бесед со специалистами и другими приемными родителями. Дети заявителей хорошо себя ведут и с нетерпением ждут того, чтобы у них был маленький брат. Они понимают, что ребенку из России требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к своему новому окружающему миру и почувствовать себя с ними комфортно. Родственники и друзья семьи У-н поддерживают их планы по усыновлению. Все они испытывают огромное желание с теплом принять нового ребенка в свой круг. Поэтому решение по делу Верховным Судом было отменено и вынесено новое решение об удовлетворении заявления граждан Соединенных Штатов Америки Дэйла Рэя и Лесли Рени У-н об установлении усыновления12.

В России наблюдается  тенденция к преимущественному  усыновлению сирот иностранцами, а не российскими гражданами. Поэтому государство не может безучастно относиться к ситуации, сложившейся вокруг международного усыновления.

Повышенный интерес  к усыновлению детей иностранными гражданами обусловлен причинами как  объективного, так и субъективного  характера. Одной из объективных причин является то, что международное усыновление превалирует над российским, в этой связи иностранцы стали больше усыновлять российских детей.

Как видно из проведенного анализа, усыновление настолько  серьезно влияет на судьбу ребенка, что  его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность.

В соответствии с п.2 ст.124 СК усыновление допускается в  отношении несовершеннолетних детей  и только в их интересах. И поскольку  цель усыновления - дать детям семейное воспитание и наделить усыновителей родительскими правами и обязанностями, часть 3 п.1 ст.123 СК диктует, что при устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Нетрудно заметить, что, предъявляемые к усыновлению  требования практически все обращены к усыновителям. Что же касается самих усыновляемых детей, необходимо отметить, что закон не содержит каких-либо ограничений в отношении усыновления больных детей, т.е. состояние их здоровья, наличие отклонений от нормы в физическом и умственном развитии, дурных привычек и пр. не мешают усыновлению.

В настоящее время  вопрос об усыновлении детей иностранными гражданами, а именно гражданами США, зашел в тупик в связи с принятием так называемого «закона Димы Яковлева». Дима Яковлев или Чейз Харрисон - полуторагодовалый мальчик из России, которого усыновил состоятельный американец, менеджер консалтинговой фирмы 49-летний Майлз Харрисон. Спустя три месяца Дима погиб от перегрева в салоне внедорожника, жарким днем возле офиса приемного отца. Ребенок не выдержал теплового удара - остановилось сердце. Харрисон был обвинен в непредумышленном убийстве13.

На 2010 год 193 страны стали  участниками Конвенции в результате ратификации, принятия и присоединения к ней. Из членов ООН только США и Сомали не присоединились к Конвенции. СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для РСФСР 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии в июне 1992 года предложил государствам ежегодно 20 ноября отмечать Всемирный день детей. Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, так как она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации.

Вывод: на мой взгляд, международное сообщество, в лице своих полномочных органов (ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ЮНИСЕФ) приняло достаточно большое количество нормативных актов, защищающих права детей. Ратификация этих документов различными странами, в том числе и Россией, говорит о том, что общество серьезно относится к защите прав ребенка на территории отдельно взятых стран и в международном праве в целом. Соблюдение положений конвенций в этой сфере позволит свести к минимуму факты нарушения прав детей.

 

2. Деятельность  международных организаций в  области защиты прав детей

2.1 Деятельность ООН в области защиты прав ребёнка

Наиболее эффективной формой контроля за выполнением государствами-членами многочисленных договоров в сфере защиты прав человека является включение в них контрольных механизмов. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Устава ООН одной из целей Организации являлось «осуществление международного сотрудничества. в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» путем содействия ООН «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех» (п. с ст. 55).

Устав определил также органы, которые координировали сотрудничество государств по защите прав человека: Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации (ст. 13), Экономический и Социальный совет делает рекомендации и создает комиссии по поощрению прав человека (ст. 63, 68).

Для этих целей были также созданы специальные органы как универсального характера (Комиссия по правам человека), так и функционального — по защите отдельных категорий населения (Комиссия по положению женщин, Комиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Управление Верховного комиссара по делам беженцев, Конгресс ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями).

Наряду со структурами, созданными ООН, все большее значение для защиты прав и свобод ребёнка на международном уровне приобретает функционирование конвенционных органов, учреждённых на основании целого ряда международных соглашений. Полномочия его органов определяются Уставом ООН, решениями ООН и её специализированных учреждений, международными соглашениями универсального и регионального характера.

Конвенционные органы (комитеты, комиссии, суды) - это органы, созданные по воле государств н действующие на основе включённых в соответствующий договор (пакт или конвенцию) процессуальных норм. Они призваны контролировать соблюдение государствами содержащихся в этих договорах прав. Применение термина «конвенционные органы» объясняется тем, что эти контрольные органы создаются в отличие от постоянно действующих органов международных организаций, например комиссий ООН, самими участниками того или иного международного договора.

Порядок их создания и компетенция  определяются, как правило, нормами  договора. В сфере защиты прав человека такие договоры чаще всего называются конвенциями. Поэтому и органы, создаваемые участниками конвенций, принято называть договорными или конвенционными14. В 1970 году состоялось первое заседание Комитета по расовой дискриминации, созданного в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Существующая в настоящее время система конвенционных органов по правам человека появилась недавно. В настоящее время ситуация кардинальным образом изменилась. Масштаб деятельности конвенционных органов постоянно расширяется, растёт число обсуждаемых ими докладов и их объём.

Так в рамках Конвенции о правах ребёнка был создан специальный  механизм контроля за выполнением положений  Конвенции - Комитет по правам ребёнка, уполномоченный рассматривать доклады  государств о принятых ими мерах  по осуществлению положений Конвенции.

Комитет по правам ребёнка был создан в соответствии со ст.43 Конвенции  о правах ребёнка, В ст.43 говорится, что в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками  в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребёнка.

2.2 Деятельность ЮНИСЕФ по защите прав ребёнка

Организацией, которая занимается исключительно детскими проблемами, является Детский фонд ООН. ЮНИСЕФ был создан резолюцией Генеральной Ассамблеи 57(1) об учреждении ЮНИСЕФ от 11 декабря 1946 г. В ней было сказано, что Фонд создается для оказания помощи детям в послевоенной Европе. Он должен быть организован и использован в пределах, имеющихся в его распоряжении средств, а получающие помощь от ЮНИСЕФ правительства обязаны распределять эту помощь соответственно потребностям и без дискриминации в отношении расы, религии, национальности и политических убеждений. Согласно резолюции был создан руководящий орган ЮНИСЕФ — Исполнительный совет. Исполнительный совет был набран ЭКОСОС из кандидатов, предоставленных государствами — членами ООН.

В резолюции были названы 25 членов Исполнительного совета: представители США, СССР, Австралии, Бразилии, Великобритании, Канады, Китая, Франции, Польши, Швеции, Югославии. Исполнительный директор был назначен Генеральным секретарем ООН в консультации с Исполнительным советом. Свое первое заседание Исполнительный совет ЮНИСЕФ провел 19 декабря 1946 г. В 1953 г. Детский фонд вошел в систему ООН (резолюция Генеральной Ассамблеи 802(8) от 6 октября 1953 г.) и его полномочия были расширены: ему предоставлялось право долгосрочной помощи детям, которые терпели лишения в результате сложившейся экономической и политической обстановки в их странах, а также во время вооруженных конфликтов. Основная функция ЮНИСЕФ — помощь правительствам развивающихся стран в виде поставок оборудования для школ, продуктов питания, медикаментов, предоставления стипендий для преподавателей15.

Исполнительный совет ЮНИСЕФ, состоящий из 36 членов, определяет основные направления деятельности, анализирует программы и утверждает бюджеты Фонда. Секретариат ЮНИСЕФ, штаб-квартира которого находится в Нью-Йорке, проводит свою работу через свои бюро (более 200), расположенные более чем в 140 странах (в том числе и Беларуси). В рамках ЮНИСЕФ функционирует Международный центр развития ребенка. Он был создан в 1988 г. в качестве специализированного исследовательского и учебного учреждения при базовой финансовой поддержке правительства Италии.

Международная защита прав ребенка осуществляется по нескольким направлениям:

1) разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка;

2) создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;

3) содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами (имплементационная деятельность);

4) оказание международной помощи через Детский фонд ООН.

Международная защита прав ребенка является составной частью международной защиты прав человека, поэтому к ней применимы практически все ее положения. При этом выделение вопросов, относящихся к правам ребенка, в самостоятельный предмет в рамках международной защиты прав человека вызвано, прежде всего, причинами объективного характера: во-первых, в результате целого ряда исторических условий социальный статус детей ниже, чем у взрослых, и международная защита прав ребенка направлена на обеспечение им равных прав и возможностей с взрослыми; во-вторых, в силу физической и умственной незрелости ребенку необходимо предоставление особых прав и дополнительной защиты.

После Второй мировой  войны развитие международной защиты прав ребенка, так же как и защиты прав человека, шло в направлении разработки международных стандартов в области защиты прав ребенка и создания специальных контрольных органов за их соблюдением.

2.3 Деятельность всемирного банка по защите прав ребёнка

Группа Всемирного банка (ВБ) или Всемирный банк — многостороннее кредитное учреждение, состоящее из нескольких тесно связанных между собой финансовых институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни развивающихся государств путем финансовой помощи развитых стран. Всемирный банк является специализированным учреждением ООН и состоит из пяти тесно связанных между собой организаций, общей целью которых является улучшение экономической и социальной ситуации в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.

Официально ВБ был  создан 27 декабря 1945 года, после того, как большинство стран - участниц ратифицировало Бреттон-Вудские соглашения 1944 года. Главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития. При этом приоритетными для него являются структурные преобразования: либерализация торговли, приватизация, реформа образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру.

Информация о работе Международная защита прав детей