Международная защита прав детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение международных норм права, организаций и учреждений, а также специальных мер, направленных на защиту прав детей. В соответствии с указанной целью в настоящем исследовании поставлены следующие задачи:
выявить исторические особенности развития института международно-правовой защиты прав детей;
выделить основные принципы международно-правовой защиты прав детей;
изучить особенности Конвенции о правах ребёнка;
охарактеризовать деятельность международных организаций в области защиты прав ребенка;
рассмотреть некоторые направления совершенствования международно-правовых вопросов защиты прав детей.

Вложенные файлы: 1 файл

МП защита прав детей (курс двфу 13).doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Основными целями МБРР являются:

    • содействие структурной перестройке экономики стран-членов путем стимулирования инвестиций в производственную сферу;
    • предоставление кредитов для инвестиционных проектов;
    • содействие устойчивому росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов.

В настоящее время  основной целью банка является оказание помощи беднейшим группам населения  и беднейшим странам. Ежегодно группа Всемирного банка выделяет правительствам развивающихся стран кредиты на сумму от 15 до 20 миллиардов долларов на проекты, способствующие экономическому развитию и сокращению бедности, повышению рождаемости, развитию образовательных программ, снижению детской смертности и беспризорности. Россия является членом всех структур банка, за исключением Международного центра по урегулированию инвестиционных споров16.

В качестве характерного примера участия Всемирного банка в финансировании социальных проектов различных стран приведем проект Всемирного Банка под названием Rural Enterprise Support Project – Phase 2 (Проект поддержки сельскохозяйственных предприятий), который является продолжением одноименного проекта, реализованного с 2001 по 2008 год для Республики Узбекистан для поддержки предприятий сельского хозяйства, фаза II, Всемирный банк: 8 мая 2008 г. (отчет №: 43 479-UZ )17.

Данный проект (RESP-2) является продолжением RESP-1, кредитованного Всемирным  банком в 2001-2008 гг, который Всемирный  банк считает успешным. Авторы указанного документа заявили, что вторая фаза проекта была инициирована самим правительством Узбекистана, поэтому банк имел в своих руках рычаг давления, чтобы поощрять узбекское правительство выполнять свои международные обязательства в отношении фермерских прав и прав детей. Несмотря на критику и принятие парламентом Узбекистана в 2008 г. Закона «О гарантиях прав ребенка», а также ратификацию конвенций Международной Организации Труда №182 «Об устранении худших форм детского труда» и №138 «О минимальном возрасте для приема на работу», практика привлечения детей на работы по сбору хлопка остается без изменений. Такая ситуация вызвала необходимость запуска указанного проекта.

Ключевые детали проекта:

Название проекта:

Проект поддержки сельскохозяйственных предприятий - Фаза 2

Размер кредита:

$67.8 mln

Год утверждения:

2008

Стартовый год:

Early 2010

Завершающий год:

2015

Количество охватываемых областей:

7

Количество охватываемых районов:

7


Что касается России, то можно привести перечень программ Всемирного банка в РФ:

  1. Профинансировано 64 проекта в различных отраслях на общую сумму более 10,4 миллиарда долларов США.
  2. Учитывая размеры страны и прочное финансовое положение России, сотрудничество с Группой ВБ имеет выборочный характер и стратегическую направленность.
  3. В настоящее время МБРР финансирует 9 инвестиционных проектов в России на общую сумму 756миллионов долларов США.
  4. Техническое содействие на возмездной основе (ТСВО) остается весьма востребованным, при этом сохраняется заинтересованность регионов, и увеличивается спрос со стороны федерального правительства18.

Основные направления  работы в ВБ по развитию человеческого потенциала, в том числе направленные на социальную поддержку детей:

  • Содействие развитию сектора здравоохранения.
  • Поддержка реформ в сфере образования и создания региональных стратегий дошкольного, среднего, высшего образования.
  • Институциональное развитие и международное позиционирования российских вузов.
  • Содействие финансовому образованию и повышению финансовой грамотности.

В настоящее время реализован ряд проектов в сфере муниципальной инфраструктуры в РФ:

  • Мытищи.  Два кредита на общую сумму 450 млн. рублей сроками 5 и 7 лет на приобретение и установку 158 индивидуальных тепловых пунктов в многоквартирных жилых домах и замену 14 километров тепловых сетей в городском поселении Мытищи Московской области
  • МУП «Уфаводоканал». Шестилетний кредит на сумму 500 млн. рублей на завершение строительства третьего блока биологической очистки в составе Городских очистных сооружений канализации, а также на рефинансирование части краткосрочной задолженности
  • Петропавловск-Камчатский. Энергетическое обследование объектов социальной сферы, разработка инвестиционного плана и параметров финансирования. Кредит на сумму 700 млн. рублей сроком 8 лет на финансирование ремонта дорог.

Вывод: на мой взгляд, все международные организации, работа которых направлена на защиту детей, вносят огромный вклад в дело социальной и правовой защищенности ребенка как на уровне региона, так и в целом во всем мире. Что касается деятельности Всемирного банка в сфере защиты детей, то реализация ВБ отдельных проектов, в том числе и в России, хоть и не имеет прямого отношения к социальной поддержке детей, но позволяет улучшить состояние социальной и коммунальной сферы регионов, что в конечном итоге сказывается на условиях жизни детей.

 

3. Проблемы применения правовой защиты детей и направления совершенствования международно-правовых вопросов защиты

В настоящее время  одним из наиболее проблемных аспектов в применении правовой защиты детей  является отсутствие либо слабое развитие системы защиты прав детей в судопроизводстве.  Необходимость дополнительной защиты несовершеннолетних в процессе судопроизводства обусловлена особой уязвимостью детской психики, поэтому необходимо привлечение большего количества специалистов из числа педагогов и социальных работников к участию в судопроизводстве с участием детей.

Одним из инструментов правовой защиты прав детей является формирование особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные действия – ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

Первый суд по делам  несовершеннолетних был создан в  Австралии (1890), затем указанные суды были образованы в Канаде (1894) и в  США (1899). Их примеру последовали  другие страны, где через короткое время возникли национальные суды для несовершеннолетних. Сегодня ювенальные суды функционируют более чем в 60 странах мира.

В самом начале существования  судов для несовершеннолетних автономная ювенальная юстиция была создана  в США, Канаде, Англии, Бельгии, Франции, Греции (вариант), Нидерландах, России, Польше, Венгрии, Египте, Японии (вариант), Австралии, Новой Зеландии (вариант), кантонах французской Швейцарии.

В Германии, Австрии, Испании, Португалии, кантонах немецкой Швейцарии  функции опекунских судов были соединены  с функциями судов по делам несовершеннолетних, что выдвинуло на первый план их деятельности задачу судебной защиты прав несовершеннолетних, а не задачу борьбы с преступностью, как это произошло в судах первой группы стран.

Некоторые страны пошли  по пути создания специализированных составов судей по делам несовершеннолетних. Это произошло в Ирландии, Италии, Греции (вариант), Швейцарии (кантон Женева), Японии (вариант). Новой Зеландии (вариант).

Вместе с тем именно ювенальная юстиция породила целый  комплекс несудебных, даже неюридических органов, которые призваны ее обслуживать, имеют вспомогательные функции и нередко в ходе исторического развития ювенальной юстиции начинали активно вытеснять суд как орган правосудия19.

Функцию защиты детей  от семейного насилия во многих странах мира выполняют не правоохранительные органы в сотрудничестве с органами опеки, попечительства, местного самоуправления, а специалисты по социальной работе. У них есть опыт постоянной и повседневной работы с семьями, попадающими в трудное и даже опасное положение. Социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования. В США, ФРГ, Голландии, Великобритании специалисты по социальной работе наделены широкими полномочиями (вплоть до возбуждения уголовного дела и ходатайства об отчуждении ребенка от родителей).

Наиболее часто применяется  временная изоляция пострадавшего  ребенка (например, помещение ребенка  в приют для проведения с ним  реабилитационных мероприятий, временное  устройство в фостерную семью  и даже арест родителя от 15 до 30 суток). В том случае, когда поведение родителей и после применения к ним санкций остается без изменений, применяются другие, более кардинальные меры.

Социальная работа с  несовершеннолетними жертвами насилия  за рубежом опирается на практику оповещения. Любой человек по собственной инициативе может поставить в известность социальную службу, призванную заниматься защитой детей, или полицию о случае или подозрении на факт насилия над ребенком в семье. Такие сообщения считаются элементарной необходимостью. Расследование предусматривает безотлагательное врачебное и психологическое освидетельствование ребенка в условиях социального или медицинского учреждения, госпитализацию (в приюте или медицинском стационаре) в качестве кратковременной защитной меры. Согласия или разрешения родителей не требуется. Социальный работник вправе обратиться в суд, если его расследованию оказывают сопротивление. Даже в случае не подтверждения обвинений социальный работник периодически навещает ребенка20.

Вмешательство определяется уже как непосредственная социальная работа с ребенком и его семьей в ситуации сильного стресса, вызванного насилием, жестоким обращением. Она включает в себя оказание конкретных услуг, психологическую и социальную поддержку, социальную терапию и психотерапию. Завершение дела предполагает, что социальная служба решает семейные проблемы в течение определенного времени, а именно от 3 месяцев до 1 года, и за этот период ее работники должны приложить максимум усилий для того, чтобы ситуация кардинально улучшилась. Только в том случае, когда доказано, что никаких улучшений не наблюдается, и существует реальная угроза жизни ребенка, принимаются меры по его изоляции. В отдельных случаях, по решению суда виновного родителя вынуждают покинуть дом, где он проживает, и куда должен вернуться после реабилитации ребенок.

Современная система  защиты прав детей во Франции сложилась  в результате развития системы, введенной  в 1945 году. Несмотря на то, что эта  система защиты прав и законных интересов  ребенка обычно рассматривается в двух аспектах (организационном и правовом), задача обеспечения защиты прав ребенка, прежде всего, лежит на его родителях. Статья 371-2 Гражданского кодекса определяет ее как исключительное право, которым наделены родители: «родительские права принадлежат отцу и матери для защиты интересов ребенка по вопросам, связанным с его безопасностью, состоянием здоровья и морально-нравственным воспитанием. Они имеют право и на них лежит обязанность защищать ребенка, следить за ним и заниматься его воспитанием». Родители не могут ни отказаться от этих исключительных прав, ни передать их третьим лицам.

Во французской системе  организационные или правовые меры принимаются только в случаях, когда  родители признаются как исполняющие  ненадлежащим образом свои обязанности, либо когда они не могут исполнять свои родительские функции, либо когда при исполнении своих обязанностей они руководствуются только личными интересами, наносящими вред ребенку.

Система защиты прав ребенка  включает две компоненты, что объясняется необходимостью достижения одновременно двух целей: одна из которых – работа по профилактике, реализуется в рамках так называемой «организационной защиты», когда семьи, осознавая появившиеся у них трудности, сами обращаются за помощью или дают согласие на вмешательство компетентных структур и помощь с их стороны; другая – защита прав и жизненных интересов ребенка, реализуемая в рамках так называемой «правовой защиты», когда есть подтверждение того, что ситуация принимает опасный характер для ребенка (в этом случае судебный орган требует от семьи выполнения определенных мер) или что в отношении ребенка совершено уголовно наказуемое деяние.

Судебный орган имеет  очень широкие и разнообразные  по форме полномочия, которые в  зависимости от ситуации позволяют осуществлять контроль, ограничивать, приостанавливать или лишать родительских прав лиц, жестоко обращающихся со своими детьми; кроме того, эти лица могут быть привлечены к ответственности и к ним могут быть применены уголовные санкции. Вмешательство Судебного органа, так называемое применение «Мер по защите неблагополучных детей», основывается на статье 375 и следующих за ней статьях Гражданского кодекса21.

В нашей стране Концепция  судебной реформы (утв. в 1990 г.) предусматривала  возможность создания в ходе судебно-правовой реформы в России в качестве специализированных судов – ювенальных судов.

При этом в самой Концепции  имелось в виду, что правовым основанием для создания специализированных ювенальных судов является наличие в Уголовном  и Уголовно-процессуальных кодексах России особых Глав, регламентирующих вопросы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, а также особенности расследования и судебного разбирательства уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

Для правовой системы  России (как в дореволюционный, так и в советский период) была характерна специализация именно в сфере работы с несовершеннолетними-правонарушителями, оказавшимися в конфликте с уголовным законом.

Сам термин «ювенальная юстиция» впервые в Российской Федерации был введен в правовой оборот в сентябре 1995 года «Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей)», утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года № 942, которыми было предусмотрено «создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних», «создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков».

Информация о работе Международная защита прав детей