Лицензионный договор на использование товарного знака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:57, статья

Краткое описание

Наиболее распространенным способом передачи права на использование товарного знака является лицензионный договор. Этот договор более предпочтителен для субъектов хозяйствования, т.к. он, в отличие от договора уступки, позволяет лицензиару сохранить контроль над товарным знаком. К тому же, заключая лицензионный договор, правообладатель вправе и даже обязан контролировать качество выпускаемой лицензиатом продукции, отстаивая, таким образом, репутацию бренда.

Вложенные файлы: 1 файл

Статья с поправками.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

Лицензионный договор на использование товарного знака

Наиболее распространенным способом передачи права на использование товарного знака является лицензионный договор. Этот договор более предпочтителен для субъектов хозяйствования, т.к. он, в отличие от договора уступки, позволяет лицензиару сохранить контроль над товарным знаком. К тому же, заключая лицензионный договор, правообладатель вправе и даже обязан контролировать качество выпускаемой лицензиатом продукции, отстаивая, таким образом, репутацию бренда.

В настоящее время действующим законодательством Республики Беларусь предусмотрены два вида лицензионных договоров: так называемая простая (неисключительная) лицензия и исключительная лицензия (п. 2 ст. 985 ГК РБ).

В первом случае предоставляется лишь право на использование товарного знака, т.е. правообладатель сохраняет право использовать товарный знак и выдавать лицензии третьим лицам. Во втором случае происходит предоставление лицензиату исключительного права на товарный знак. По экономической сущности этот договор тождественен уступке товарного знака, но по юридической природе отличается от последнего тем, что на всем протяжении срока его действия лицензиара и лицензиата связывает комплекс взаимных прав и обязанностей. Кроме того, по истечении срока действия договора лицензиат утрачивает исключительные права на товарный знак.

Лицензионный договор может также предусматривать право лицензиата на дальнейшую передачу права, т.е. заключение сублицензий (п. 3 ст. 985 ГК РБ). При этом ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиата несет лицензиат, если лицензионным договором не предусмотрено иное. Условия заключаемого сублицензионного договора должны соответствовать условиям лицензионного договора, на основании которого он заключен.

Также при заключении лицензионного договора на товарный знак следует обратить внимание на срок действия регистрации товарного знака. В соответствии со ст. 13 Закона "О товарных знаках и знаках обслуживания" регистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты подачи заявки в патентный орган. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца каждый раз на десять лет. В связи с этим, если договор заключается на срок, превышающий срок действия регистрации товарного знака, то следует позаботиться о включении в него обязательства владельца товарного знака продлить регистрацию на новый период.

Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия (п. 2 ст. 23 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания). Условие о контроле за качеством товаров лицензиата является существенным условием лицензионного договора и направлено, в первую очередь, на защиту прав потребителей. Кроме этого, сам владелец товарного знака должен быть заинтересован в обеспечении надлежащего качества товаров, производимых (реализуемых) лицензиатом, так как от этого зависит репутация принадлежащего ему товарного знака.

В договор можно включить требование самостоятельной защиты товарного знака со стороны лицензиата, чтобы последний имел право самостоятельно применять меры воздействия на недобросовестных конкурентов. Однако в этом случае лицензиару придется вплотную работать с партнером в целях соблюдения прав третьих лиц.

 

Одним из эффективных условий договора является норма о самостоятельной защите прав на товарный знак со стороны лицензиата. Такие требования допустимо включить в лицензионный договор для того, чтобы лицензиат имел право самостоятельно применять меры воздействия на конкурентов. Но в таких случаях придется вплотную работать с партнером в целях соблюдения прав третьих лиц.

Что касается нарушений договора самим лицензиатом, то защита права, нарушенного при наличии обязательственных правоотношений между владельцем товарного знака и лицензиатом, имеет свои особенности. Пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.09.2005 № 9 "О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении гражданских дел, связанных с защитой права на товарный знак и знак обслуживания" установлено, что в тех случаях, когда товарный знак используется на лицензионной основе, защита права владельца знака осуществляется исходя из мер ответственности, предусмотренных сторонами в лицензионном договоре. Поэтому чем больше мер ответственности предусмотрено в лицензионном договоре, тем более защищеным окажется владелец товарного знака. Особое место в договоре занимает условие о досрочном внесудебном расторжении договора, которое наиболее оперативно позволяет при необходимости лишить недобросовестного контрагента прав.

Таким образом, составляя лицензионный договор, необходимо учитывать следующие моменты:

1. Передаются  исключительные или неисключительные прав, а также наделяется ли лицензиат правом заключения сублицензионных договоров.

3. Срок и  территория передачи прав на товарный знак, а также срок действия правовой охраны товарного знака.

4. В отношении  каких товаров передается право на использование товарного знака.

5. Право  досрочного расторжения договора.

6. Санкции (вплоть до уничтожения партий  продукции).

 

Литература:

  1. Статья "Договоры о передаче прав на товарные знаки", Е.П.Сесицкий (по состоянию на 28.07.2010)
  2. Статья "Нарисуем знак товарный! Защитим ли мы его?", В.Н.Ряузов (по состоянию на 15.08.2011)
  3. Статья "Лицензионный договор: понятие и правовая суть", И.М.Липень (по состоянию на 22.04.2011)

 

 

 

 

 


Информация о работе Лицензионный договор на использование товарного знака