Лекции по "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 15:09, курс лекций

Краткое описание

Международное право, история становления, его особенности. Соотношение международного права и внутригосударственного права. Соотношение международного публичного права и международного частного права.

МП-особая правовая система, регулир международн отношения его субъектов посредством юридич норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглаш между ними и обеспечиваемых принуждением формы характер и пределы которого определены в международных соглашениях.

Вложенные файлы: 1 файл

Mezhdunarodnoe_prav1.doc

— 892.00 Кб (Скачать файл)

Система международного права  .. Система международного права — это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, договорных и обычно-правовых норм, отраслей, резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также таких институтов международного права, как международное признание, правопреемство, международная ответственность и др. Каждая отрасль представляет собой систему, которая может считаться подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права.  Систему международного права нельзя отождествлять с системой науки международного права. Последняя создается различными научными школами и направлениями и носит субъективный характер. 

Источники МП: Международный договор (письменная и устная (практически не использ) формы), международный обычай ( за невыполнение ответственность, но нигде не фиксируется.  Принципы междунар права, судебные решения, доктрины МП.

Под кодификацией понимается систематизаия международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права. Кодификация предполагает не только приведение в единую систему действующих международно- правовых норм, но и более точную их формулировку, отражение в договорной форме международных обычаев. днако кодификация международного права не ограничивается этим и связана с необходимостью изменения либо обновления действующих норм, а также выработки новых норм. Иными словами, кодификация сопровождается прогрессивным развитием международного права.

Кодификация может быть официальной и неофициальной.  ициальная кодификация реализуется в форме международных договоров. Особое место в кодификационном процессе занимает ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП). Она была создана Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 году в качестве вспомогательного органа для поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации. Комиссия состоит из 34 человек, избираемых Генеральной Ассамблеей на 5-летний срок. Несмотря на то что кандидатуры этих членов представляются государствами, они действуют в личном качестве. За время своего существования КМП подготовила большое количество проектов статей, на основе которых созванные под эгидой ООН международные конференции приняли соответствующие конвенции. Так, в 1958 году на дипломатической конференции, созванной в Женеве под эгидой ООН, были приняты кодифицирующие конвенции по морскому праву, а в 1961 и 1963 годах в Вене — конвенции о дипломатических и консульских сношениях.

В рамках ООН задачи по кодификации и прогрессивному развитию международного права выполняют и другие комитеты и комиссии, например Комиссия по правам человека, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. Значительную роль в процессе кодификации и прогрессивного развития международного права играют другие международные организации, прежде всего специализированные учреждения ООН.Неофициальная кодификация может осуществляться отдельными учеными или их коллективами, национальными институтами, общественными организациями либо международными неправительственными организациями. Среди последних выделяются Ассоциация международного права и Институт международного права, которые оказали значительное влияние на кодификацию и прогрессивное развитие международного права путем проведения исследований и подготовки проектов конвенций по различным аспектам международных отношений. Ассоциация международного права существует с 1873 года (штаб-квартира находится в j Лондоне). Институт международного права был учрежден также в 1873 году, его местонахождение — Брюссель.

  1. Субъекты современного МП. Содержание их правосубъектности.

Субъекты МП –самостоятельные образования, которые благодаря своим  юр свойствам  способны обладать правами и обязанностями по мпп ,участвовать в создании и реализации его нужд.

Субъект .международного права — это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общепризнанными нормами международного права либо положениями международно-правовых актов. Это также лицо (в собирательном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает или может вступать в международные

публичные (междувластные) правоотношения.

 

По существу, все указанные характеристики субъекта международного права подчеркивают различные стороны одного и того же явления — международной правосубъектности, которая означает одновременно и подчиняемость непосредственному воздействию международного права, и обладание международными правами и обязанностями, и способность участвовать в международных  правоотношениях.

Международная правосубъектность не зависит от количества  прав и обязанностей, возникающих у лица, то есть от объема его международной правоспособности. Круг субъектов международного права определяется способностью лиц участвовать в межгосударственных отношениях, регулируемых международным правом. Участник только таких отношений может объективно подпадать под прямое воздействие международного права.  СМП в зависимости от своей природы и происхождения подраздел на 2 категории:

1) Основные первичные суверенные : это прежде всего государства, обладающиегос суверенитетом и приобретающие международную правосубъектность ( это совокупность межд прав и обязанностей)

Права государства: участвовать в создании межд-прав норм, прежде всего, путем заключ международн договоров. В РФ парламент – принимает закаоны устанавливает дипломат и консульские отношения с др государствами. Обязанности государства –не вмешательство во внутренние дела др государств, воздержание от угрозы силой или ее применение, уважать статус др государств.

Б) при определ обстоятельствах к ним относят нации и народы, борющиеся за свою независимость за создание собствен государства.

2)производные вторичные несуверенные –преимущественно, это Межд межправ организации

2)особые политико-территор образования – государствоподобные образования,т.е. особые исторически сложившиеся политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые обладают международной правосубъектностью (Ватикан, Мальтийский орден).

 

Государство в точки зрения МП – это образования обладающие определ территорией и населением , которые находятся под контролем собственных властных структур способно устанавливать отношения с др аналогичными образованиями,т.е. наиболее важнами признаками государства являются : суверенитет, территория, население..

 

4) Государство как субъект МП. Признание государства и его юридич последствия , виды признания . Правопреемство государств и его виды.

 

Государства  с точки зрения  современного МП – это образования обладающие определ территорией и населением , которые находятся под контролем собственных властных структур способно устанавливать отношения с др аналогичными образованиями,т.е. наиболее важнами признаками государства являются : суверенитет, территория, население..

Государственный суверенитет – это верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Это качество, свойство любого государства. 4. Простые и сложные государства и их союзы

Государство представляет собой сочетание трех элементов: определенной территории, населения, на ней проживающего, и власти. Территориально-организационная структура государства может быть различной. Различают простые (унитарные) и сложные государства. Сложное государство — федерация, представляющая собой объединение территориальных единиц, пользующихся определенной политико-правовой самостоятельностью. 'Степень их самостоятельности определяется федеративным договором и законодательством федерации, в первую очередь ее конституцией. Федерация — государственно-правовое объединение. Иногда ее называют союзным государством.

Внешнеполитическая самостоятельность членов федерации может быть различной по объему./Как субъекты международного права члены федерации могут выступать лишь в том случае, если законодательство федерации признает за ними это качество (право от собственного имени заключать договоры, обмениваться делегациями, представительствами и т.д.). Их международная правосубъектность не зависит от признания их суверенитета конституцией федерации. Главное — самостоятельный выход в межгосударственную сферу. Член федерации всегда признает в каком-то отношении юридическое старшинство федерации и является частью федерации как государства в целом. Если это не так, тогда нельзя говорить о федерации как о государстве и субъекте международного права. Федерация в социальном и экономическом отношении — единый организм.

К сложным государствам относят унии. Термин «уния» устарел и в значительной степени имеет феодальную окраску. Так называемая реальная уния — это результат слияния двух (иногда трех) государств в одно: возникает новое государство и соответственно новый субъект международного права, а сливающиеся государства теряют свой суверенитет и международную правосубъектность. Один из самых известных примеров современной унии — недолговечная сирийско-египетская уния конца 50-х годов. Реальная уния может быть и федерацией, и унитарным государством.  чная уния — это не сложное государство, а своеобразный союз государств, основанный на общности главы государства. Практически личная уния — явление, связанное с монархической формой правления. Один монарх мог одновременно быть главой двух или более государств, которые продолжали оставаться самостоятельными субъектами международного права.   федерация — международно-правовое объединение государств, предполагающее тесную координацию их действий прежде всего во внешнеполитической и военной областях. Классическая конфедерация не является субъектом международного права. Международной правосубъектностью обладают лишь ее члены, что не исключает создания в рамках конфедерации некоторых общих органов. По своей сути конфедерация имеет сходство с международной организацией. В современных условиях создание конфедерации неизбежно означает и высокую степень экономического и правового сотрудничества между ее членами.

5 История показывает, что устойчивые конфедерации имеют тенденцию перерастать в федерацию. Типичный пример — Швейцария, которая и в настоящее время официально именуется конфедерацией, но в действительности представляет собой федерацию. Если интеграционные процессы приводят к тому, что члены конфедерации наделяют ее международной правосубъектностью, то скорее всего наблюдается переход к федерации.

 Основные права и обязанности государств

Хотя государства обладают универсальной правоспособностью, у них есть некоторые права и обязанности, имеющие основополагающее значение для их характеристики в качестве субъектов международного права. В доктрине сложилось мнение, что нарушения основных прав государства создают угрозу для его существования, а нарушения государством своих основных обязанностей создают угрозу для существования других государств и нормального функционирования международного сообщества в целом. сновные права и обязанности государств находятся в неразрывном единстве друг с другом и выводятся из важнейших принципов международного права. Общепризнанного перечня этих прав и обязанностей, однако, нет.

Можно выделить следующие основные права государств: суверенное равенство, право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах (с соблюдением признанных международным правом иммунитетов), равноправие с другими государствами, право ограждать свою самостоятельность при решении вопросов, по существу входящих в его внутреннюю компетенцию, право на сотрудничество с другими членами международного сообщества, право на индивидуальную или коллективную самооборону против вооруженного нападения.

К основным обязанностям можно отнести следующие: уважать суверенитет других государств; воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств; воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства; уважать права человека; уважать право народов на самоопределение; устанавливать на своей территории такие условия, которые бы не угрожали международному миру; решать свои споры с другими государствами и международные конфликтные ситуации, в которые они вовлечены, мирными средствами; воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или иным образом, несовместимым с международным правом; поддерживать индивидуально и совместно с другими государствами международный мир и безопасность; воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства неприменения силы; добросовестно выполнять свои международные обязательства; заботиться об охране окружающей среды.

Признание государства .

Признание- односторонний добровольный акт государства, в котором прямо или косвенно оно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на части его территории ,достаточно эффективной , чтобы  выступать  в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории . Признание может быть не явно выраженным. Его можно усмотреть в определенных конклюдентных действиях государства (предложении установить дипломатические или консульские отношения, заключить договор о поставке и т.п.).Факт наличия признания означает, что государство рассматривает новое государство как юридическое лицо со всеми правами и обязанностями, вытекающими из международного права.  озникающие на основе акта признания правоотношения существуют независимо от установления жду признающим и признаваемым субъектом дипломатических, консульских или иных отношений. Правоотношения признания и дипломатические, консульские правоотношения вытекают из различных норм международного права. Признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами международного права; дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.  Акт, противоположный признанию, в литературе именуется протестом. Сущность протеста - в несогласии с правомерностью соответствующего юридически значимого факта или события, в квалификации его как международно-противоправного деяния. Протест должен быть явно выраженным и так или иначе доведенным до сведения государства, которого он касается. 

  • Виды признания:
  • Фактическое (de facto) — признание де-факто выражает неуверенность в том, что данное государство или правительство достаточно долговечно или жизнеспособно (в случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта МП, а также когда указанный субъект считает себя временным образованием) (реализуется путем участия в конференциях, договорах, организациях; не влечет установления дипломатических отношений; может быть взято обратно, если не будут реализованы требуемые для признания отсутствующие условия).
  • Официальное (de jure) — признание полное и окончательное; предполагает установление между субъектами м/н права м/н отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений (выражается в официальных актах (резолюциях м/н организаций, итоговых документах конференций, заявлениях правительств)) (реализуется путем установления дипломатических отношений, заключения договоров). 
  • Признание ad hoc — подобное признание означает «разовое» признание, признание «на какой-нибудь случай», для решения каких-либо конкретных вопросов (временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели).  
  • Особым видом признания правительств, распространенным в течение Второй мировой войны, является признание эмигрантских правительств или правительств в изгнании. На практике в большинстве случаев их признавали, хотя говорить об их эффективности в те времена было затруднительно. В настоящее время признание правительств в изгнании используется на практике довольно редк

Информация о работе Лекции по "Международное право"