Лекции по "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 15:09, курс лекций

Краткое описание

Международное право, история становления, его особенности. Соотношение международного права и внутригосударственного права. Соотношение международного публичного права и международного частного права.

МП-особая правовая система, регулир международн отношения его субъектов посредством юридич норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглаш между ними и обеспечиваемых принуждением формы характер и пределы которого определены в международных соглашениях.

Вложенные файлы: 1 файл

Mezhdunarodnoe_prav1.doc

— 892.00 Кб (Скачать файл)

МАГАТЭ, хотя и относится к специальным организациям, не имеет статуса специализированного учреждения ООН. Его связь с ООН регулируется Соглашением, заключенным с Генеральной Ассамблеей ООН 14 ноября 1957 г. В соответствии с Соглашением и Уставом МАГАТЭ Агентство должно представлять ежегодные доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее и при необходимости Совету Безопасности и ЭКОСОС. Если в связи с деятельностью Агентства возникают вопросы, входящие в компетенцию Совета Безопасности, то оно должно уведомлять о них Совет (например, о всех случаях нарушения членами МАГАТЭ заключенных с Агентством соглашений).

Организация ставит своей целью способствовать развитию международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.

Основные направления деятельности МАГАТЭ: организация и координация исследований и разработок в области ядерной энергетики, вопросы радиационной безопасности, оказание технической помощи государствам - членам Агентства в области мирного использования ядерной энергии, осуществление контроля (гарантий) за мирным использованием атомной энергии, регламентационная деятельность по вопросам, связанным с атомной опасностью.

13) Международные конференции : понятие, подготовка, участники, правила процедура. Итоговые документы.

Понятие : Современная межправительственная конференция — это временный коллективный орган суверенных государств-участников, создаваемый для достижения согласованных целей. Цели и деятельность любой межправительственной конференции должны соответствовать общепризнанным принципам международного права.

В зависимости от участвующих субъектов международные конференции делятся на межправительственные и неправительственные. Межправительственные конференции являются формой многосторонней дипломатии и одним из главных средств международных переговоров.

Различия в наименованиях межправительственных конференций (съезд, конгресс, конференция, совещание) юридического значения не имеют.

Первой международной конференцией можно считать Вестфальский конгресс 1648 года.

По кругу участников межправительственные конференции подразделяются на универсальные, в работе которых имеет право принять участие любое государство мира, и региональные, участниками которых являются государства, принадлежащие к определенному региону.

На многие конференции, особенно на те, которые созываются ООН, в качестве наблюдателей допускаются представители заинтересованных межправительственных и неправительственных организаций, а также государств, не участвующих в конференции. Кроме того, на некоторые современные межправительственные конференции в качестве наблюдателей приглашаются представители национально-освободительных движений.В зависимости от уровня проведения конференции, который определяется важностью вопросов или степенью их готовности для   обсуждения и урегулирования делегации на обсуждения и урегулирования, делегации на межправительственных конференциях возглавляются главами государств и правительств, министрами иностранных дел или другими официальными лицами. Важно то, что в любом случае глава делегации уполномочен выступать от имени государства или правительства.Межправительственные конференции созываются либо международными организациями (в рамках последних или под их эгидой), либо государствами-инициаторами. Созыв конференции в рамках или под эгидой межправительственной организации не изменяет ее характера как самостоятельного международного органа ad hoc. Некоторые конференции являются периодическими и длятся по многу лет (например, Конференция ООН по морскому праву в период 1973—1982 гг.).В зависимости от целей созыва межправительственные конференции делятся на мирные, политические, экономические, дипломатические и специальные. Конференции созываются для целей подготовки и принятия международных договоров, в том числе и уставов межправительственных организаций, обсуждения определенных международных проблем, обмена мнениями и информацией, а также выработки рекомендаций в форме деклараций, программ и планов действий.

2. Подготовка и созыв международных конференций

С предложением (инициативой) о созыве конференции могут выступать одно или несколько государств или международная организация. Инициатива может исходить и из других источников, в частности к созыву конференции может привести деятельность национальных или международных неправительственных организаций. Наконец, одна конференция может принять решение о созыве другой конференции.Подготовка конференции начинается с определения цели ее созыва, исходя из которой формулируется повестка дня. Часто осуществляется предварительное согласование мнений государств относительно повестки дня конференции. Заранее согласовываются также и уровень представительства, время и место проведения, правила процедуры. Согласование мнений государств относительно созыва конференции происходит по дипломатическим каналам или в рамках специальных консультаций.Определяя круг участников конференции, а также уровень представительства на ней, государства исходят из целей и характера конференции. При этом необходимо неукоснительное соблюдение как принципа участия в конференции всех заинтересованных государств, так и принципа преемственности, обязательного в силу международно-правового обычая.

Участники: Факт непризнания того или иного государства одним или несколькими из государств — участников конференции не является препятствием для его приглашения.Неучастие непосредственно заинтересованного государства в начале конференции не служит основанием для отказа в его участии на последующих стадиях работы. К вопросу о круге участников конференции тесно примыкает проблема допуска на конференцию наблюдателей. Институт наблюдателей получил широкое распространение в последние десятилетия. Он предоставляет удобную возможность тем государствам, которые не желают связывать себя решениями конференций, но заинтересованы в обсуждаемых проблемах, быть в курсе происходящего на конференциях. Так, на первых конференциях непри- соединившихся стран некоторые латиноамериканские государства были представлены наблюдателями, поскольку их отношение к идее неприсоединения в то время еще не сформировалось.Присутствие наблюдателей, однако, не означает, что соответствующее государство становится официальным участником конференции. Наблюдатели имеют право выступать на заседаниях с согласия участников конференции.

Своеобразная форма причастности к международным конференциям — так называемые вклады. Эта новая в их практике форма родилась на общеевропейском совещании в Хельсинки как компромисс между теми, кто стремился включить в состав участников средиземноморские государства, и теми, кто усматривал в их участии в качестве делегатов или наблюдателей опасность того, что это уведет совещание в сторону от решения главной задачи — обеспечения безопасности и сотрудничества в Европе. Вклады означают доведение до сведения конференции точек зрения неучаствующих государств и международных организаций по различным вопросам повестки дня. По решению конференции вклады могут быть представлены в виде выступлений соответствующих представителей либо письменных сообщений.

 

. Правила процедуры и порядок принятия решений

Правила процедуры представляют собой юридический документ, который относится к так называемому внутреннему праву международных организаций и конференций, поскольку принимается от имени делегаций, участвующих в конференции. Без утверждения конференцией своих правил процедуры ее проведение было бы практически невозможно.

Нормы правил процедуры международных конференций могут быть подразделены на три самостоятельные группы. К первой группе относятся нормы, переписанные verbatim с положений Правил процедуры Генеральной Ассамблеи ООН. Ко второй группе относятся нормы, основывающиеся на отдельных положениях Правил процедуры Генеральной Ассамблеи ООН. К третьей — правила, разработанные либо Секретариатом ООН, либо самой конференцией и не имеющие соотносимых положений в Правилах процедуры Генеральной Ассамблеи ООН.После окончательного утверждения правил процедуры самой конференцией они приобретают обязательный характер, и участники конференции должны их соблюдать.

Каких-либо единых правил процедуры для проведения конференций не выработано, но практика привела к тому, что условно можно говорить об обычных нормах в этой области.Правила процедуры регламентируют следующие аспекты работы конференций: порядок утверждения повестки дня (хотя повестка дня согласовывается в рабочем порядке до начала конференции, официальный акт ее принятия имеет принципиальное значение, ибо ей должны соответствовать как выступления делегаций, так и вносимые ими на рассмотрение конференции документы); выборы руководящих органов конференции (обычно избираются председатель конференции, несколько его заместителей,генеральный докладчик, которые составляют бюро конференции, порядок образования вспомогательных органов комитетов и рабочих групп, , а также избрания их председателей и докладчиков; порядок формирования и обязанности секретариата конференции (обеспечение перевода выступлений и документов на языки конференции, распространение документов, ведение протоколов заседаний и т.д.); установление необходимого кворума для начала работы (обычно — простое большинство зарегистрировавшихся делегаций); полномочия председателя; очередность выступлений; условия участия наблюдателей; порядок изменения правил процедуры.Голосование осуществляется методом поднятия табличек с названием стран, которые делегации представляют, либо с помощью электронной аппаратуры путем нажатия кнопок.

По просьбе любой делегации голосование может быть поименным с последующим отражением характера голосования каждой делегации в протоколах. Согласно некоторым правилам процедуры, для принятия решения по существу может требоваться квалифицированное большинство (обычно 2/3 от числа присутствующих и принимающих участие в голосовании), но процедурные решения всегда принимаются простым большинством. Поэтому часто развертывается дискуссия по поводу того, является ли предстоящее решение проблемой существа или процедуры, от чего зависит число голосов для его принятия. Все чаще на практике применяется правило консенсуса.

 

Документы: Конференции считаются законченными, когда достигается  цель их работы в виде заключения тех или иных соглашений после того, как участники переговоров приходят к выводу о возможности соглашения из-за непримиримости точек зрения представленных государств.

По итогам межправительственных конференций издаю акты двух видов: содержащие материалы текущей работы подводящие итоги их работы. К первой группе относятся про колы заседаний, ко второй — документы международно-право го характера (договоры, конвенции и т.д.). Необходимо различ также акты процедурного характера и акты, принимаемые существу рассматриваемых в ходе работы конференции вопросов. Результаты работы успешно завершившейся межправительственной конференции выражаются в актах с различным пра вым значением, имеющих самыг разнообразные наименован Общепризнанной классификации таких наименований не суш твует. Выбор наименования часто связан с политическими случайными соображениями и, как правило, не имеет юридичес го значения.

Принимаются акты 2 видов

  1. акты  ,содержащие материалы текущей работы (протоколы,заседания) 
    2) акты.,Подводящие итоги работы конференции

14) Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств.

Существует деление органов внешних сношений на внутригосударственные и зарубежные.

К внутригосударственным относятся: высшие государственные органы, а именно высший представительный орган, который обычно определяет основы внешней политики данного государства: глава государства (коллегиальный или единоличный), который осуществляет высшее представительство данного государства на международной арене; правительство, осуществляющее общее руководство внешней политикой государства; ведомство иностранных дел, которое является органом правительства по осуществлению внешней политики.

Зарубежные органы внешних сношений принято подразделять на постоянные и временные.К постоянным органам относятся дипломатические представительства (посольства, миссии), постоянные представительства при международных организациях, консульские учреждения.

К временным органам относятся специальные миссии и делегации на международных конференцили в международных органах.

15) Дипломатические представительства:  понятие, состав, функции, полномочия. Порядок назначения и отзыва дипломатических представителей. Классы и ранги дипломатических представителей.

Понятие: Дипломатическое представительство (диппредставительство) — зарубежный орган внешних сношений государства. Учреждается на основе взаимного соглашения между государствами. Выступает от имени учредившего его государства. В основном, служит для поддержания дипломатических отношений.Обмен дипломатическими представительствами между государствами возможен на одном из трех уровней. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень — посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий класс посла. Далее следуют миссия, возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.Основным международным нормативно-правовым актом, регулирующим виды и функции дипломатических представительств, процедуры назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, является Венская конвенция о дипломатических сношениях. «Конвенция о специальных миссиях» 1969 г. и «Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов» 1973 г. также регулирует деятельность дипломатических представительств.

Состав и функции дипломатического представительства

Установление между государствами дипломатических отношений влечет за собой, как правило, обмен дипломатическими представительствами. Для такого обмена, однако, необходима специальная договоренность. Современное международное право предусматривает возможность указанного обмена на одном из трех уровней, которые не отражаются в принципе на объеме функций или иммунитетов и привилегий дипломатических представительств и их персонала. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень — посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий, как правило, класс посла. Далее следуют миссия, возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.

Внутренняя структура дипломатического представительства, установление соответствующих должностей и т.д. определяются законодательством аккредитующего государства.В большинстве государств существуют также дипломатические ранги, то есть служебные звания, присваиваемые дипломатическим работникам. Они, как и дипломатические должности, устанавливаются внутренним законодательством соответствующего государства.Персонал дипломатического представительства подразделяется на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий. Численность персонала дипломатического представительства з принципе является компетенцией аккредитующего государства. Венская конвенция 1961 года, правда, допускает возможность предложений со стороны принимающего государства относительно сокращения персонала иностранных представительств. На практике такие случаи известны, но они, как правило, влекли за собой ухудшение отношений между соответствующими государствами.

К функциям дипломатического представительства относятся: представительская функция (выступление от имени аккредитующего государства); защита интересов аккредитующего государства и его граждан; ведение переговоров с правительством государства пребывания; развитие дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания; консульская функция; функция информирования своего правительства о стране пребывания/

Порядок назначения, отзывы: Перед оформлением назначения какого-либо лица на пост дипломатического представителя в данном государстве у правительства последнего испрашивается согласие. В международном обиходе согласие обозначается словом «агреман». Агреман запрашивается устно. Иногда этот запрос сопровождается представлением записки без подписи и на бумаге без бланка, с краткими биографическими данными будущего представителя. Ответ на запрос даётся обычно без задержки.Вопрос о том, обязано ли государство, отклоняющее кандидатуру представителя, сообщить мотивы отклонения, является спорным.  Агреман для временных поверенных в делах не требуется. Эти лица вступают в исполнение своих обязанностей на основании письма дипломатического представителя, уведомляющего главу ведомства иностранных дел о своём отъезде или болезни и о возложении обязанностей временного поверенного в делах на того или иного члена представительства. В исключительных случаях (тяжёлая болезнь дипломатического представителя или его смерть) сам советник (или, при отсутствии такового, следующий за ним дипломатический чин представительства) отправляет указанное письмо за своей подписью.Агреман не требуется также для работников дипломатического представительства. Лицо, назначенное дипломатическим представителем, получает за подписью главы своего государства письмо на имя главы государства, в котором он аккредитован. Это письмо, составленное по принятой в международных сношениях форме, называется «верительными грамотами».

Информация о работе Лекции по "Международное право"