Лекции по "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 15:09, курс лекций

Краткое описание

Международное право, история становления, его особенности. Соотношение международного права и внутригосударственного права. Соотношение международного публичного права и международного частного права.

МП-особая правовая система, регулир международн отношения его субъектов посредством юридич норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглаш между ними и обеспечиваемых принуждением формы характер и пределы которого определены в международных соглашениях.

Вложенные файлы: 1 файл

Mezhdunarodnoe_prav1.doc

— 892.00 Кб (Скачать файл)

С правовой точки зрения, верительные грамоты являются документом, бесспорно свидетельствующим о том, что данное лицо является дипломатическим представителем своего государства в стране пребывания. До вручения верительных) грамот дипломатический представитель не считается ещё официально приступившим к исполнению своих обязанностей. Поэтому до завершения этой процедуры он воздерживается от каких-либо дипломатических шагов, выступлений и переговоров, а также от предписываемых протоколом визитов как высшим должностным лицам страны пребывания, так и членам дипломатического корпуса. В этот период он сносится главным образом с начальником протокольного отдела по вопросам, касающимся вручения верительных грамот, а иногда имеет полуофициальное свидание с главой ведомства иностранных дел. От этого правила, конечно, существует ряд отступлений в зависимости от характера отношений между обоими государствами, а также от отношения к самой личности представителя.

С момента вручения верительных грамот дипломатический представитель считается официально вступившим в свою должность. Немедленно после этого он рассылает всем членам дипломатического корпуса (за исключением представителей тех стран, с которыми его государство не находится в сношениях) уведомление о вручении им верительных грамот. Одновременно он приступает к нанесению официальных визитов высшим должностным лицам страны пребывания, а также старейшине и членам дипломатического корпуса. При этом посол делает первый визит лишь послам. Что касается посланников, министров-резидентов и поверенных в делах, то они обычно первыми наносят визит новому послу.

 

Дипломатический представитель прекращает свои функции в данном государстве: 1) вследствие освобождения его от занимаемой должности по инициативе правительства государства, которое он представляет; 2) по инициативе правительства страны пребывания, если последнее считает, что данный представитель стал нежелательным лицом (persona non grata); 3) при разрыве дипломатических отношений или объявлении войны между обоими государствами (в последнем случае принято говорить, что представителю вручены его паспорта); 4) если государство, назначившее или принявшее дипломатического представителя, теряет самостоятельность, прекращает своё существование в качестве субъекта международного права.

 

Обычным случаем прекращения функций дипломатического представителя является его отозвание назначившим государством вследствие другого назначения или увольнения в отставку. В таких случаях отозвание оформляется в виде письма главы назначившего государства к главе государства, в котором аккредитован дипломатический представитель. Это письмо называется «отзывными грамотами». Отзывные грамоты вручаются либо самим отъезжающим дипломатическим представителем при прощальном посещении главы государства, либо новым дипломатическим представителем, при вручении им своих верительных грамот. Вручение отзывных грамот обычно не сопровождается специальной церемонией и производится во время частной аудиенции.

Классы и ранги дипломатических представителей: дипломатические представители делятся в порядке старшинства на следующие четыре класса: 1) послы, именуемые теперь чрезвычайными и полномочными послами (к этой категории относятся также папские легаты и нунции); 2) посланники, именуемые чрезвычайными посланниками и полномочными министрами (к этой категории отнесены папские интернунции); 3) министры-резиденты; 4) поверенные в делах (постоянные). Дипломатические представители первых трёх классов аккредитуются главой государства при главе государства, а поверенные в делах - министром иностранных дел при его коллеге в стране пребывания. Согласно Венскому регламенту только послы (но не другие дипломатические представители) считались представляющими главу своего государства. Однако в дальнейшем это различие между дипломатическими представителями разных рангов стало стираться, и сейчас оно носит не юридический, а лишь церемониальный характер, т. к. дипломатические представители всех рангов по существу облечены одинаковыми полномочиями, выполняют тождественные функции и пользуются одинаковыми правовыми привилегиями в стране пребывания.

 

Ранги присваиваются также персоналу дипломатических представительств. Несмотря на отсутствие на этот счёт каких-либо международных соглашений, номенклатура этих рангов и порядок их старшинства твёрдо вошли в дипломатическую практику. Такими рангами являются: 1) советники, 2) секретари, 3) атташе. Ранги советников и секретарей в свою очередь делятся на ряд ступеней.

 

16) Консульские учреждения: понятие, функции, классы. Порядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура.

Консульское учреждение обычно определяют как постоянный арственный орган внешних сношений, находящийся на тер- ирии иностранного государства в силу соответствующего международного    соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций .

В современной международно-правовой доктрине и консульской  практике употребляются термины «консульское учреждение» и консульское представительство». Последний термин правомерен, поскольку отдельные консульства представляют интересы го государства на определенной территории государства премия в пределах своей компетенции.

Самостоятельные консульские учреждения подразделяются на следующие классы: 1) генеральные консульства; 2) консульства;3) вице -консульства; 4) консульские агентства. Класс консульского представительства определяется по согласоаию между государствами. Консульские отделы дипломатических представительств возглавляются заведующими. Они могут именоваться консулами или генеральными консулами и, так же как и сотрудники этих отделов, в.т> дят в состав членов персонала дипломатического представительств».В соответствии с классом консульского учреждения определяются и классы их глав: 1) генеральные консулы; 2) консула 3) вице-консулы; 4) консульские агенты.В некоторых государствах дипломатическая и консульски службы разделены и сотрудникам консульской службы присваиваются специальные консульские ранги, наименования которых, ка правило, совпадают с наименованиями вышеназванных классо* глав консульских учреждений. В СССР консульская служба с 1918 года была объединена с дипломатической, и работникам консульской службы с тех пор стали присваивать дипломатические ранггРоссийские консульские учреждения ведут свою деятельность под общим политическим руководством главы дипломатического представительства в государстве пребывания.

Функции: Основными задачами консульского учреждения являются защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его граждан и организаций, а также развитие дружественных связей, в частности в таких областях, как экономик-, торговля, наука и техника, культура и др. Специальные функции консульских учреждений весьма разного разны. К ним относятся:

  • информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания;
  • информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства гребывания;
  • учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа;
  • консультационная деятельность и практическая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и яленам их экипажей;
  • паспортно-визовая работа, то есть выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз гнцам, направляющимся в представляемое государство;
  • выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий;
  • консульская легализация, то есть установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, исходящих гт властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам;
  • выполнение соответствующих действий по истребованию документов;
  • охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда над ними требуется установление опеки жли попечительства;
  • совершение необходимых действий по представительству жли обеспечению представительства соотечественников в судебных ели иных учреждениях государства пребывания;
  • выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства.

Стало общепризнанным, что в отсутствие дипломатического представительства выполнение дипломатических функций с согласия государства пребывания может быть возложено на консульс- юе учреждение. Консульские учреждения также имеют право взимать на территории государства пребывания так называемые консульские сборы за совершение соответствующих актов.

Патент,экзекватура: Консул и любое другое консульское должностное лицо считаются приступившими к исполнению своей миссии с момента вступления в должность. Для этого необходимо, чтобы лицо было назначено компетентными органами представляемого государства, которое выдает ему консульский патент, и признано властями государства пребывания, предоставляющего ему экзекватуру.

 

Консульский патент — это документ, выдаваемый компетентными органами представляемого государства и подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой самостоятельного консульского учреждения. В нем указываются полное имя назначаемого лица, его гражданство, класс, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение консульства.

 

Консульский патент выдается главой государства, правительства или министром иностранных дел представляемого государства и направляется правительству государства пребывания по дипломатическим каналам. В России консульский патент выдается Министерством иностранных дел РФ за двумя подписями — министра или заместителя министра иностранных дел и начальника Департамента консульской службы.

 

Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула — консульскую экзекватуру.

 

Экзекватура — это документ о признании главы консульства со стороны государства пребывания и о предоставлении ему права выполнять консульские функции, т. е. это разрешение на выполнение консульских функций в консульском округе.

 

Порядок и форма выдачи консульской экзекватуры определяются внутренним законодательством государства пребывания. Экзекватура скрепляется подписью главы государства, главы правительства или министра иностранных дел и печатью. Экзекватура может представлять собой отдельный документ, либо выражается в форме разрешительной надписи на консульском патенте. Если выдача экзекватуры задер­живается, то государство пребывания, когда это необходимо, может предоставить консулу временное разрешение на выполнение консульских функций. Страна пребывания может и отказать в выдаче экзекватуры, причем в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. закреплено положение о том, что государство, отказывающее в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать представляемому государству моти­вы такого отказа (ст. 12). В России все эти вопросы решаются Министерством иностранных дел.

 

По получении консульского патента и экзекватуры консул может приступать к выполнению своей миссии. Следует отметить, что в случае изменения пределов консульского округа или класса главы самостоятельного консульского учреждения глава консульства должен получить новые патент и экзекватуру. Для других членов персонала консульства этого не требуется. Власти государства пребывания просто информируются об их назначении на соответствующую должность. Для эффективного осуществления консульской деятельности создаются консульские учреждения.

17) Дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты:

Консульские  :  Консульские привилегии и иммунитеты предоставляются, как это зафиксировано в преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, “не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств”.

Из числа иммунитетов и привилегий консульских учреждений наибольшее значение имеет неприкосновенность консульских помещений. В Венской конвенции о консульских сношениях содержится положение о предполагаемом согласии глав консульского учреждения на доступ в помещения представителей властей государства пребывания “в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты”. Это отличает консульские учреждения от дипломатических представительств, на доступ в которые требуется явно выраженное согласие его главы.

Неприкосновенностью пользуются также архивы и документация консульского учреждения в любое время и независимо от их местонахождения. Венская конвенция о консульских сношениях допускает возможность выдвижения со стороны властей государства пребывания требования о вскрытии консульской вализы при наличии подозрения, что в ней содержится что-либо другое, кроме разрешенных к провозу предметов или служебной переписки консульства.Иммунитетом от реквизиции пользуются как сами консульские помещения, так и предметы их обстановки, средства передвижения и все имущество. К числу привилегий консульского учреждения относятся: налоговые льготы (кроме оплаты конкретных видов услуг); таможенные привилегии, аналогичные дипломатическим; право пользоваться консульским щитом (эмблемой с изображением герба своей страны и наименованием консульства на языке представляемого государства и государства пребывания) и устанавливать флаг своей страны на здании консульства.

Иммунитеты и привилегии членов персонала консульского учреждения носят функциональный характер. Они не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению иначе, как на основании постановлений компетентных властей в случае совершения тяжких преступлений. При выполнении своих официальных функций консульские должностные лица обладают иммунитетом от юрисдикции государства пребывания, кроме некоторых гражданских исков. Но и здесь договорная практика весьма различна.

Согласно ст. 44 Венской конвенции о консульских сношениях, консульское должностное лицо может быть вызвано в суд для дачи показаний. Однако за отказ явиться в суд к нему не могут применяться никакие меры взыскания или наказания.В соответствии с рядом двусторонних конвенций консульские должностные лица давать показания в суде не обязаны и пользуются в этом отношении практически теми же правами, что и соответствующие члены персонала дипломатического представительства.

Информация о работе Лекции по "Международное право"