Конституция Норвегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 20:06, научная работа

Краткое описание

Королевство Норвегии занимает западную и северную части Скандинавского полуострова, и охватывает остров Ян-Майен и архипелаг Шпицберген в Северном Ледовитом океане, а также остров Буве, остров Петра I и Землю Королевы Мод в Южном полушарии. Столица Осло. По площади Норвегия занимает шестое место в Европе. Тем не менее, Норвегия редко населена и занимает 28-е место по количеству населения. Протяженность побережья Норвегии, включая фьорды и заливы, превышает 20 тысяч километров. На востоке Норвегия граничит со Швецией, Финляндией и Россией, на севере, западе и юге страна окружена морями. Это Баренцево море, Норвежское море, Северное море и пролив Скагеррак .

Содержание

Введение……………………………………….. …………… 3
1. Общая характеристика Конституции Норвегии……….. 6
2. Высшие органы государственной власти……………… 11
3. Судебная система……………………………………….. 16
4. Территориальное устройство…………………………… 21
Заключение…………………………………………………. 23
Список использованных источников……………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

норвегия Аеастасия работа 03.01.11.docx

— 66.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

                             3.  Судебная система

 

Как правило, судебную систему  называют третьей государственной  властью. Система судов в Норвегии состоит из Верховного суда, Специального проверочного апелляционного комитета Верховного суда, окружных судов или  судов второй инстанции, судов первой инстанции и примирительных комиссий,  а также судов по особым делам. Норвегия разделена на шесть судебных территорий и на 15 судебных округов.

Систему общих судов в Норвегии возглавляет учрежденный в XVII в. Верховный суд, состоящий из председателя, по традиции он называется юстициарием, и 17 судей, входящих в одну из двух палат. Он рассматривает в качестве последней инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским, в коллегиях из трех судей, и уголовным, в коллегиях из пяти судей, делам. При этом при разбирательстве гражданского дела Верховный суд может рассматривать все фактические и юридические его аспекты, а уголовного - лишь вопросы, относящиеся к применению права, характеру наказания и процессуальным нарушениям, допущенным в нижестоящих судах. Поскольку Верховный суп не заслушивает устных объяснений и показаний сторон или свидетелей, он, как правило, избегает оценивать фактические обстоятельства дела иначе, чем это было сделано нижестоящими судами.

В составе Верховного суда функционирует  Специальный проверочный апелляционный комитет, в составе трех судей, назначаемых председателем Верховного суда. Он предварительно рассматривает все поступающие жалобы на решения нижестоящих судов и обладает широкими полномочиями. Комитет вправе не допустить к рассмотрению в Верховном суде жалоб явно необоснованных либо с суммой иска ниже 12 тыс. крон, если не найдет оснований сделать исключение. Он может также отвергнуть жалобы по гражданским делам, руководствуясь некоторыми иными соображениями. В то же время при определенных обстоятельствах комитет может разрешить, чтобы жалоба на решение окружного или городского суда по гражданскому делу была направлена, минуя иные инстанции, непосредственно в Верховный суд. По уголовным делам комитет вправе самостоятельно отменить вынесенный нижестоящим судом приговор либо изменить его в пользу осужденного.

Суды провинций действуют в  пяти крупнейших городах страны - Осло, Скине, Бергене, Тронхейме и Тромсё. Они выполняют функции апелляционной инстанции по гражданским и уголовным делам, а также суда первой инстанции по определенной категории уголовных дел. Суды провинций в коллегиях из трех судей рассматривают жалобы на решения по гражданским делам, вынесенные окружными и городскими судами, если сумма иска составляет не менее 2 тыс. крон. По ходатайству одной из сторон либо по решению самого суда в его состав могут быть дополнительно включены двое или четверо непрофессиональных судей. Для рассмотрения дел, связанных с торговлей и мореплаванием, к заседаниям суда могут привлекаться непрофессиональные судьи, обладающие специальными знаниями.

Приговоры по уголовным делам, вынесенные городскими или окружными судами, могут быть обжалованы в суд провинции  только по вопросу о признании  подсудимого виновным и подлежат новому разбирательству по существу. По первой инстанции суд провинции  рассматривает уголовные дела о  преступлениях, по которым грозит наказание  строже, чем пять лет лишения свободы, а также может разобрать дело о менее тяжком преступлении, если об этом ходатайствуют органы обвинения. Уголовные дела рассматриваются  тремя профессиональными судьями  и отдельным жюри из 10 присяжных, для вынесения вердикта о виновности требуются голоса не менее 7 присяжных.

Окружные и городские суды, их около 100 в стране, представляют собой центральное звено судебной системы, они рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел. Этим судам подсудны по первой инстанции все гражданские дела, кроме находящихся в компетенции некоторых специальных судов. Дела в них рассматривает судья, как правило, единолично либо, по требованию сторон, совместно с двумя непрофессиональными судьями, пользующимися одинаковыми с ним правами, такой состав суда обязателен при разбирательстве споров, связанных с мореплаванием и недвижимостью. В некоторых случаях для рассмотрения сложных гражданских дел по решению суда провинции образуется коллегия из трех профессиональных судей. Принятая в Норвегии судебная процедура требует, чтобы перед обращением в суд, во всяком случае, по большинству гражданских дел, была предпринята попытка примирения сторон путем разбирательства дела в согласительном совете, из трех членов, образуемом при каждом муниципалитете, члены этих советов, избираемые на четыре года, как правило, не юристы. Соглашение, достигнутое в результате такого предварительного разбирательства, приобретает силу судебного решения, но при некоторых обстоятельствах может быть обжаловано в суд. Однако иски, обращенные к государству или муниципальным властям, споры об имуществе супругов, дела об установлении отцовства, по вопросам патентов и некоторые другие разбирательству в согласительном совете не подлежат.

Наряду с общими судами в Норвегии имеются специальные суды, функционирующие  в самых различных областях. В  их числе суды по вопросам публичного управления имуществом с весьма своеобразной иерархией судей, рассматривающих дела об управлении имуществом разводящихся супругов, умерших, банкротов и др. Гражданские и уголовные дела по вопросам, связанным с рыболовством, подлежат разбирательству в созданных с этой целью специальных судах. Имеются суды по делам об опеке, суды по жилищным делам, где рассматриваются споры об аренде домов или квартир, и др. Как правило, все эти суды состоят из одного профессионального и двух непрофессиональных судей, а их решения могут быть обжалованы в суды провинций либо в Верховный суд.

Особое место в системе судебных учреждений Норвегии занимает Суд импичмента, который рассматривает в качестве первой и единственной инстанции  обвинения в преступных злоупотреблениях, выдвинутые против членов правительства, парламента или Верховного суда. В  состав его входят 10 членов второй палаты парламента и пять членов Верховного суда. Созывается он с перерывами порою в несколько десятилетий.

Суды административной юстиции  в Норвегии отсутствуют, но судебная практика выработала неписаное правило, согласно которому общие суды могут  принимать к рассмотрению жалобы на решения любых административных органов, в том числе правительства  и Короны. Лишь некоторые судебные функции выполняет Суд государственного страхования, принимающий жалобы на решения соответствующих государственных  органов.

С 1962 года в Норвегии введена должность омбудсмена, избираемого парламентом на четыре года и призванного расследовать по жалобам граждан или по собственной инициативе все случаи "несправедливости" по отношению к гражданам со стороны центральных и местных властей либо отдельных гражданских служащих. Омбудсмен не вправе отменять решения административных органов, однако на практике его отрицательные заключения приводят к их отмене2.

Назначение на судейские должности  в общие и в большинство  специальных судов производится Королем по представлению министра юстиции пожизненно, но с обязательным выходом на пенсию по достижении 70 лет.

Таким образом, судебная система является относительно независимой государственной властью. С политической точки зрения, суды играют двоякую роль. Во-первых, суды через свою судебную практику содействуют осуществлению законов, принимаемых Стортингом, а во-вторых, они осуществляют контроль за соблюдением законодательными и исполнительными органами власти принятых законов.

Судебная система может пересматривать законы, принятые Стортингом, а может  отклонить их, если они противоречат Конституции.  Право «цензуры» в отношении Стортинга не закреплено за судебной системой в Конституции и является спорным. Это право было использовано в нескольких случаях в период с 1884 по 1918 год, когда несколько радикальных реформ законодательства были отклонены Верховным судом. С тех пор суды редко пользовались этим правом. Судам любого уровня дано право оценки правомерности принятия того или иного закона, но эти законы должны, однако, в любом случае быть представлены на рассмотрение в Верховный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 4. Территориальное устройство

 

Административное деление Норвегии  -  это иерархическая система разделения территории и проживающего на ней населения Норвегии на отдельные участки с целью организации государственного управления.

 В административном отношении страна делится на 19 округов (фюльке) и 430 муниципалитета. Округи представляют собой традиционное административное деление, сохранившееся со времен Средневековья и викингов, когда местные окружные  советы (“fylkesting”) обладали значительной властью. Система местного самоуправления, сложившаяся в Средневековье, начала постепенно разрушаться после того, как Норвегия стала единым государством. При вступлении в унию с Данией власть, возглавляемая  королем, стала централизованной. В 1837 году было вновь введено местное самоуправление в муниципалитетах1.

Во главе округов и муниципалитетов  находятся выборные советы. Выборы проходят раз в четыре года. Избирательные  мандаты распределяются в соответствии с системой пропорционального представительства, и их число варьируется от 13 (в  муниципальных советах) и 25 (в окружных советах) до 85. Советы возглавляются  исполнительными комитетами, включающими  в себя представителей всех партий соответствующего совета и мэра. Исключениями являются города Берген и Осло, форма  правления является парламентской, а следовательно, они представляют собой пример партийного местного управления.

18 окружных администраций Норвегии (Осло традиционно не является  округом) были основаны в 1975 году с целью обеспечения административного  уровня власти между государством  и муниципалитетами. После реформы по слиянию, проведенной в 1967 году, количество муниципалитетов составляет примерно 420-440 2.

Другие территории Норвегии в число  фюльке не входят и на коммуны не разделяются. Архипелаг Шпицберген (Свальбард) с административным центром в Лонгьире, а также остров Ян-Майен являются владениями Норвегии; управление Ян-Майеном осуществляет администрация Нурланна. Остров Буве является зависимой территорией Норвегии. Остров Петра I и Земля Королевы Мод в Антарктиде, территориальные претензии на которые предъявляет Норвегия, также относятся ей к числу своих зависимых территорий1.

Хочется отметить, что значительную по арктическим меркам хозяйственную  деятельность на архипелаге Шпицберген помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет также и Российская Федерация, имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт — посёлок Баренцбург, а также законсервированные посёлки Пирамида и Грумант2.

Конституция Норвегии определяет государственную  границу как неделимую. Можно  сделать вывод, что Норвегия унитарное  государство. Так же можно определить, что высшей административно-территориальной единицей в этом государстве является округа, а наименьшей считается муниципалитеты.

Информация о работе Конституция Норвегии