Конституция Норвегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 20:06, научная работа

Краткое описание

Королевство Норвегии занимает западную и северную части Скандинавского полуострова, и охватывает остров Ян-Майен и архипелаг Шпицберген в Северном Ледовитом океане, а также остров Буве, остров Петра I и Землю Королевы Мод в Южном полушарии. Столица Осло. По площади Норвегия занимает шестое место в Европе. Тем не менее, Норвегия редко населена и занимает 28-е место по количеству населения. Протяженность побережья Норвегии, включая фьорды и заливы, превышает 20 тысяч километров. На востоке Норвегия граничит со Швецией, Финляндией и Россией, на севере, западе и юге страна окружена морями. Это Баренцево море, Норвежское море, Северное море и пролив Скагеррак .

Содержание

Введение……………………………………….. …………… 3
1. Общая характеристика Конституции Норвегии……….. 6
2. Высшие органы государственной власти……………… 11
3. Судебная система……………………………………….. 16
4. Территориальное устройство…………………………… 21
Заключение…………………………………………………. 23
Список использованных источников……………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

норвегия Аеастасия работа 03.01.11.docx

— 66.70 Кб (Скачать файл)

По своему содержанию Эйдсволльский акт представляет единый документ, достаточно краткий — всего 112 параграфов, из которых 11 отменены. Структурно конституция разделена на несколько частей. Часть «А» (§ 1—2) носит название «О форме правления и религии» и содержит определение формы правления Норвегии как конституционно-монархической, а также определяет статус государственной религии и церкви. Часть «В» (§ 3—48) посвящена регулированию положения короля и исполнительной власти. Тут находятся подробные положения о статусе монарха, условиях его дееспособности, порядке престолонаследия. Здесь же помещены правила назначения государственных советников — членов правительства,  являющихся одновременно главами соответствующих департаментов. В общем, этот раздел полностью оправдывает свое название: «Положение короля и исполнительной власти». Часть «С» (§ 49—85) носит название «О правах граждан и о законодательной власти». Здесь определены избирательная система, структура и порядок работы Стортинга — парламента Норвегии. Подробно урегулирован вопрос о компетенции парламента (§75). Порядок работы Стортинга закреплен в его Регламенте. Правила утверждения государственного бюджета, выдача ассигнований на государственные нужды определены в особом регламенте Стортинга — Финансовом регламенте. Часть «D» (§ 86—91) — «О судебной власти» — регулирует статус Верховного и Государственного судов. В одну часть, таким образом, соединены статьи, регулирующие конституционную ответственность, положения об отрешении от должности высших государственных чиновников и положения о Верховном суде как высшей судебной инстанции страны. Сама система общих и специальных судов, а равно положения прокурорской власти урегулированы отдельными общими законами. В части «Е» (§ 92—112) — «Общие положения» — рассматриваются различные вопросы от регулирования отдельных прав и свобод граждан, включая их обязанность защищать отечество (§109), и до положения о порядке внесения изменений и поправок к конституции (§112). Здесь же регулируется прохождение государственной службы чиновниками и содержится §93, который в соответствии с его логикой следовало бы отнести в часть «А», сразу после § I, так как он ограничивает государственный суверенитет Норвегии, провозглашенный в первом параграфе конституции, в связи с участием Норвегии в международных организациях. Особенностью конституции является отсутствие в ней положений, регулирующих форму государственного герба, хотя § 111 устанавливает форму и цвет норвежского государственного флага.

Конституционный строй королевства  Норвегия отличается удивительной стабильностью. Неизменность основного закона обеспечил жесткий порядок внесения в нее поправок. Соответствующая часть § 112 конституции гласит: «...чтобы в Конституцию Королевства Норвегии были внесены поправки, предложение об этом должно поступить в Стортинг,…. Для принятия поправок необходимо решения Стортинга в 2/3 голосов»1.

Конституция Норвегии провозглашает: «Королевство Норвегия - свободное, независимое, неделимое королевство. Формой его правления является ограниченная наследственная монархия»1.

В целом можно отметить тот факт, что, поскольку действующая Конституция  Норвегии была принята в начале XIX в., в ходе конституционного развития она подверглась довольно значительным изменениям. Некоторые устаревшие нормы были отменены, дополнены или заново сформулированы. Из 112 ее параграфов изменения коснулись более 80 параграфов. Целый ряд весьма существенных новелл не нашли отражения в Конституции и действуют на основе конституционной практики.

Эйдсволльская конституция действует в Норвегии поныне. 17 мая в Норвегии отмечается как день независимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             2. Высшие органы государственной  власти

 

Норвегия  является конституционной монархией с парламентской демократией.  Главой государства с 1991 года является король Харальд V. Конституция называет особу короля “священной и почитаемой”; он не подлежит ответственности за свои действия. Король обладает законодательными и исполнительными правомочиями. Поправка к Конституции, принятая в 1913 году, закрепляет за ним право отлагательного вето. В перерывах между сессиями король может самостоятельно принимать нормативные акты, имеющие силу закона по вопросам промышленности, торговли, охраны порядка. Король наделен определенными полномочиями в отношении парламента: он открывает парламентские сессии, выступает на первом заседании с тронной речью, имеет право созывать чрезвычайные сессии. По совету правительства король назначает и увольняет высших должностных лиц, ему принадлежит право помилования. Он решает вопросы внешней политики: заключает и расторгает договоры с иностранными государствами, принимает дипломатических представителей, вправе начать войну для обороны страны и заключить мир. Король является верховным главнокомандующим сухопутными и морскими силами. Все акты короля должны быть контрассигнованы соответствующими министрами, которые несут за них ответственность 1.

Законодательная власть принадлежит  норвежскому парламенту — Стортингу.  Он происходит от раннесредневековых норвежских тингов, собраний представителей норвежских родов, на которых избирались короли, осуждались преступники, заключались договора и улаживались споры. В современном виде стортинг существует с 1814 года, когда 17 мая была принята норвежская конституция. Стортинг заседал всё время и во времена шведско-норвежской унии 1814—1905 года2.

Местопребыванием стортинга является столица Норвегии — Осло. Количество депутатов, избираемых в норвежский парламет, составляет 169 человек, 150 из которых избираются по партийным спискам от провинций (фюльке), а оставшиеся 19 получают так называемые «уравнительные» мандаты. Формально стортинг состоит из 2 палат — одельстинг и лагтинг. Однако в 2007 году было принято решение, что после следующих выборов, в 2009 году, стортинг станет однопалатным. Возглавляет стортинг президент стортинга. В настоящее время это Торбьорн Ягланд. Кроме него, в президиум парламента входят вице-президент стортинга, президент и вице-президент одельстинга, и президент, и вице-президент лагтинга. Места в президиуме распределяются пропорционально, согласно представленным в стортинге партиям. Заседают депутаты в пленарном зале не фракционно, а группами от провинций 1.

169 депутатов стортинга в настоящее  время входят в 7 партийных  фракций. Каждая фракция имеет  своего председателя, официального  представителя и правление. Члены  фракционных правлений автоматически  являются также членами парламентских  комиссий по иностранным делам  и по конституционному праву.

13 комиссий работают в стортинге.  Каждый депутат парламента участвует в работе какой-либо комиссии. В комиссиях пропорционально представлены как партии, так и провинции страны. Согласно законодательству в каждую комиссию должен входить хотя бы 1 депутат лагтинга. В комиссии входит от 11 до 20 депутатов, после её создания члены выбирают председателя, официального представителя и секретаря. Заседания комиссий проходят в открытом режиме. Комиссии также имеют право приглашать на свои заседания представителей правительства, каких-либо организаций и частных лиц, если это требуется для лучшего освещения рассматриваемого вопроса2.

В стортинге не существует такого понятия, как «императивный мандат». Каждый депутат пользуется правом личной неприкосновенности. На 2002 год годовая зарплата депутата стортинга составляла примерно 70 тысяч евро. Депутаты не имеют права добровольно вернуть свои мандаты. Исключение делается лишь для случаев, когда депутат парламента назначается министром.

Парламент ежегодно собирается на сессии, которые обычно начинаются в первый будний день, следующий за 10 января. Сессия продолжается столько времени, сколько Стортинг сочтет нужным. Палаты заседают раздельно, на заседаниях должно присутствовать не менее половины членов палаты. Премьер-министр и министры вправе участвовать в парламентских  дебатах, но они не имеют решающего  голоса. Правомочия парламента перечислены  в Конституции: он издает законы, устанавливает  налоги и пошлины, предоставляет  займы за счет королевства. Парламент  обладает контрольными полномочиями; осуществляет контроль за финансами, проверяет протоколы и официальные отчеты правительства, может требовать сведения о договорах, заключенных королем с иностранными государствами. Все законопроекты, представляемые депутатами или членами правительства, должны быть сначала рассмотрены Одельстингом. Далее он отсылается в Лагтинг, который или одобряет его или возвращает со своими поправками в Одельстинг. Если законопроект дважды пройдет через Одельстинг и дважды будет отклонен Лагтингом, он может быть принят в случае одобрения на совместном заседании Стортинга большинством в 2/3 голосов. Принятый законопроект отсылается королю для утверждения. Поправки к Конституции представляются на рассмотрение парламента только в первую, вторую или третью сессию после новых выборов. Стортинг должен определить, принимать для обсуждения эти поправки или нет. Если вопрос будет решен положительно, поправки рассматриваются на совместном заседании палат и в случае принятия 2/3 депутатов вступают в силу без королевского утверждения.

Правительство Норвегии выполняет  функции исполнительной власти, каковыми являются вынесение законопроектов и проектов бюджета на обсуждение в Стортинг (Норвежский национальный парламент) и реализация решений  Стортинга посредством деятельности Министерств. Правительство формируется  Стортингом и возглавляется премьер-министром. Формально, Король поручает лидирующей партии формирование правительства или работоспособной коалиции.

Правительственные решения формально  принимаются Королем на Государственном  Совете (при одобрении как Королем, так и Государственным Советом) каждую пятницу. Все королевские Декреты должны быть подписаны Королем, а также заверены подписью премьер-министра.

Но у норвежского правительства, в особенности у главы кабинета министров, намного меньше полномочий (как формально, так и практически), чем в других западных странах. Согласно традиции, премьер-министр, министр  иностранных дел и министр  финансов являются самыми высокими чинами в правительстве.

С увеличением количества государственных  задач функции законодательной  власти все чаще выполнялись правительством и далее, по цепочке, отдельными министерствами. Каждый министр является политической главой своего ведомства. Теснее всего  с министрами взаимодействуют назначаемые  Госсекретари, чья должность схожа  с должностью заместителя министра, и Политическе Советники. Необходимо отметить, что правительство ответственно перед парламентом.

Ознакомившись с государственным  устройством Норвегии, можно сделать  вывод, что государственная власть представлена тремя ветвями власти: законодательная, исполнительная и  судебная. Политический строй в современной Норвегии представляет собой конституционную монархию с парламентской демократической системой управления. В настоящее время король обладает ограниченной политической властью, но имеет важное символическое значение в качестве главы государства и официального представителя норвежского общества. Монархия играет также решающую роль в объединении нации, которая становится особенно очевидной во время национальных кризисов, что было наглядно продемонстрировано в годы Второй мировой войны. Король осуществляет связь между тремя ветвями власти. Монархия наследственная, и с 1990 года трон переходит к старшему сыну или дочери, хотя принцесса Мерта-Луиза составила исключение из этого правила.1 Официально король осуществляет все политические назначения, присутствует на всех церемониях и ведет (вместе с наследным принцем) формальные еженедельные заседания Государственного совета (правительства). Исполнительная власть принадлежит премьер-министру, действующему от имени короля, который становится лидером победившей на выборах в парламент партии. С 2005 года пост премьер-министра занимает Йенс Столтенберг.2 Правительство несет коллективную ответственность за проводимую политику, хотя каждый министр имеет право публично выражать несогласие по тому или иному вопросу. Законодательная власть в стране принадлежит Стортингу, который избирается раз в четыре года путём всеобщего демократического тайного голосования по пропорциональной избирательной системе. Глава Стортинга является президент Стортинга. Парламент делится на две палаты — верхнюю и нижнюю, лагтинг и одельстинг, но на практике это разделение стало чистой формальностью, и было отменено 20 февраля 2007 года.

Информация о работе Конституция Норвегии