Конституция Великобритании: форма, структура и особенности содержания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 06:42, контрольная работа

Краткое описание

В Великобритании существует комбинированная конституция. Она состоит из законов или, как это принято говорить в Великобритании, — статутов (их число точно не определено, различные юристы Великобритании и США насчитывают в британской конституции от десятков до 350 таких актов), судебных прецедентов (решений высших судов, имеющих нормативный характер, в Великобритании такими решениями регулируются, в частности, некоторые основные права личности), конституционных (конвенционных) соглашений, иногда в состав конституции включают правовую доктрину — некоторые выводы из трудов выдающихся английских конституционалистов прошлого, которые используются в качестве доказательства в судебном процессе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3

1.Форма правления и государственный режим в Великобритании..........4
2.Законодательная власть…………………………………………….…….11
3.Исполнительная власть……………………………………………………14
4.Судебная власть…………………………………………………………...16
5.Особенности конституции Великобритании…………………………….19

Заключение…………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….....23

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС ГОТОВАЯ КР.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Законодательная власть.

 

Законодательная власть-парламент. Парламент Великобритании, состоит  из двух палат: палата лордов – верхняя  палата и палата общин – нижняя палата. Парламент является одной из важнейших частей английского государственного механизма. Палата общин образуется в результате всеобщих выборов.   Палата лордов построена на невыборной основе. 
          Парламент формально   рассматривается   как   орган, наделенный

верховной  законодательной   властью. Это значит, что только парламент обладает правом издавать, изменять или отменять законы, определять бюджет, вводить налоги и разрешать   правительству   расходование средств. Формально он осуществляет контроль над правительством и может требовать отставки правительства в случае, если оно не располагает более его  поддержкой. Парламент осуществляет и судебные функции. Практически, однако, большинство всех этих полномочий принадлежат парламенту лишь 
номинально, и осуществляется в настоящее время   под  руководством   и контролем кабинета. 

Формирование  палаты общин.

Формально кандидатом в  палату общин может быть любой  гражданин Великобритании, достигший  совершеннолетия (21 год). Однако практически далеко не всякое лицо может стать депутатом. Не могут быть кандидатами в парламент лица, лишенные права быть членами палаты общин: пэры, духовенство, государственные служащие, судьи, иностранцы, а также банкроты, преступники, умалишенные и некоторые другие лица. В условиях двухпартийной системы наибольшие шансы есть у тех, кто выдвинут в избирательном округе либо консервативной, либо лейбористской партией. 
         При этом в обеих партиях отбор и выдвижение кандидатов являются делом партийной олигархии, а местные партийные организации практически не оказывают решающего влияния на выдвижение кандидатов в парламент. 
     Палата общин согласно закону “ О парламенте ” 1911 года избирается сроком на 5 лет всем населением и состоит из 650 депутатов. Палатой общин руководит  председатель палаты – спикер.

Второй составной частью парламента является палата лордов,  формируется феодальным способом, т.е. места в ней передаются по наследству, насчитывает 1100 лордов. Палата лордов осуществляет судебные полномочия и является высшей судебной инстанцией. Руководит палатой лордов лорд – канцлер. Палата лордов  обсуждает законопроекты, контролирует деятельность правительства. Компетенция  палаты лордов в области законодательства, бюджета и финансов, а также в области контроля над правительством является более ограниченной, чем компетенция палаты общин.

Формирование  палаты лордов.

Палата лордов формируется, на антидемократической, невыборной основе, исключающей какое-либо, даже ограниченное и косвенное, участие населения. Формальное членство в палате лордов связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов, и следующего за ним вызова в палату лордов. 
           В палату лордов входит около 900 герцогов, маркизов, графов, виконтов, баронов и епископов, имена которых вписаны в так называемую “золотую книгу” английского дворянства (“Roll”). Это пэры парламента. Но не все пэры имеют право заседать в палате лордов. Ограничения  установлены для несовершеннолетних пэров, пэров, исключённых из состава палаты самими лордами, пэров, осужденных за  фелонию или государственную  
измену, для пэров-иностранцев и пэров-банкротов. 
           Основную группу палаты лордов составляют те светские пэры, право которых быть   членами палаты лордов переходит по наследству, т. е. потомственные пэры Соединённого Королевства. Их насчитывается более 800 человек. До 1963 года титул считался неотчуждаемым. От него нельзя было отказаться, его нельзя было уступить, и он 
не мог быть отменен короной. В 1963 году был принят Закон о пэрстве, дающий право потомственным пэрам пожизненно слагать с себя титул. Этот закон не затрагивает наследников, и они сохраняют право на титул после смерти лица, отказавшегося от него. Закон не изменил наследственного характера палаты лордов. Он лишь расширил права пэров, дав им возможность выставлять кандидатуру в палату общин после отказа от титула.

Вторую группу составляют духовные лорды. Это 26     архиепископов и епископов, право которых быть членами палаты лордов связывается с пребыванием их в соответствующей должности. 
           Третья группа пэров парламента — пожизненные члены палаты лордов. До 1876 года палата лордов отрицала право быть членами палаты лордов за теми пэрами, которым пэрство предоставлялось пожизненно. В1876 году из этого правила были установлены некоторые исключения. В палату лордов была включена небольшая группа лордов-юристов, так называемых ординарных лордов по апелляции, которые назначались для оказания палате помощи при решении судебных дел. Сначала назначалось два лорда-юриста, а в настоящее время — девять. Им присваивается пожизненный титул барона.

В 1958 году был принят Закон  о пожизненном пэрстве, которым                                               пожизненным пэрам было предоставлено право заседать в палате лордов. Пожизненное пэрство прекращается со смертью лица, получившего его. В палате лордов имеется 66 пожизненных пэров.

В 1967 году в Великобритании учреждён институт парламентского уполномоченного по делам администрации (омбуцмены), которые от имени депутатов проводили расследования различных нарушений органов исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Исполнительная власть

 

Монарх. Теоретически монарх в Великобритании считается источником значительной доли государственной власти, он — глава государства. Ему же теоретически принадлежит также исполнительная власть. Кроме того, как упоминалось, монарх — составная часть парламента. На деле он не участвует в законодательстве (право вето не применяет), исполнительной властью не обладает. Страной руководит «правительство его (ее) Величества», точнее, его узкая часть — кабинет министров, в котором главную роль играет премьер-министр. Правительство, как отмечалось, в силу британской двухпартийной системы в значительной мере контролирует и парламент.

Глава государства  в Великобритании занимает свой пост не путем выборов, а по наследству. Применяется кастильская система наследования: трон покойного короля из династии Виндзоров переходит к старшему сыну, если сына нет — к старшей дочери.

Юридически  британский монарх обладает значительными полномочиями, которые в совокупности называются королевской прерогативой. Это исключительные права, установленные традицией, конституционными обычаями, иногда закрепленные судебным прецедентом и не зависящие от воли парламента. Во взаимоотношениях с парламентом эти права, равно как и некоторые другие свои полномочия, монарх осуществляет по указанию правительства (конкретно — премьер-министра). Он подписывает законы и имеет право вето (хотя не использует его с 1707 г.). Монарх — составная часть парламента, но посещать его заседания он может лишь по специальному приглашению. Он открывает ежегодную сессию парламента, выступая с тронной речью на совместном заседании палат. В этой речи излагается программа действий на предстоящий год. Но поскольку монарх лишь зачитывает текст, подготовленный премьер-министром, он не может изменить в нем ни слова. Монарх вправе распустить палату общин с назначением даты новых выборов, это он делает только по указанию правительства.

К полномочиям  монарха в области взаимоотношений с правительством относится назначение премьер-министра. Фактически им становится лидер партии, победившей на выборах в палату общин, ибо правительству нужно получить вотум доверия — голоса большинства членов палаты для его утверждения. Поэтому на деле монарх лишь оформляет волю партийного большинства в парламенте. Правда, бывали случаи, когда правящая партия в силу разногласий в ней не могла выдвинуть единого кандидата или когда партия не располагала явным большинством и решение принимал монарх (1957, 1963, 1974 гг.). Правительство издает свои акты от имени монарха (обычно это «приказ в совете», хотя совет включает не только членов правительства), премьер-министр обязан информировать монарха о состоянии дел.

Монарх  обладает внешнеполитическими полномочиями. Он является главой британского Содружества, представленным в некоторых его странах генерал-губернатором, и как таковой промульгирует конституции этих стран и стран, получивших независимость. Он является также главнокомандующим вооруженными силами (юридически), назначает высших военачальников, присваивает воинские звания и сам имеет воинское звание (царствующая ныне королева Елизавета II — полковник). Традиционная прерогатива короля — вопросы войны и мира.

Из  сказанного следует, что хотя юридически монарх обладает обширными полномочиями, фактически они им самостоятельно осуществляться не могут. Это «спящие прерогативы». Все акты, исходящие от монарха, подлежат контрассигнации (подписи) премьер-министра: без его согласия акт монарха недействителен.

При монархе существует Тайный совет, состоящий  из членов королевской семьи, епископов, министров (всего около 300 человек). Совет собирается в торжественных случаях, но чаще всего он не собирается или собирается несколько человек (его кворум — 3 человека), а от имени Совета монарх издает «приказы в Совете». Этими приказами оформляются решения кабинета.

Правительство. Конституционному праву  Великобритании хорошо известен термин «правительство»  и почти неизвестен термин «кабинет», но на деле именно последний во главе с премьер-министром управляет страной. Правительство имеет очень широкий состав (предельная численность его по закону — 95 человек, но обычно это 75—80 министров, младших министров, секретарей и т.д.). Ранг министров имеют генеральный прокурор и генеральный атторней — юридический советник правительства, его представитель в суде.

Для исполнения законов  парламента, как считается, правительство принимает  нормативные акты, но эти акты принимаются  не от имени правительства и не от имени кабинета, которого законодательство, по существу (кроме единичных упоминаний), не знает, а от имени отдельных министров. Кроме того, парламент может делегировать правительству право принимать акты, имеющие силу закона (делегированное законодательство), которые тоже оформляются как акты министров. За этими актами установлен парламентский контроль: они должны быть представлены в парламент («положены на стол парламента»), на деле же сдаются в библиотеку и в комитет парламента по подчиненному законодательству. Решения кабинета оформляются актами Тайного совета.

 

4. Судебная власть

 

Судебная  система Великобритании неоднократно подвергалась реформам и упрощению, но она осталась все-таки весьма сложной, сильно децентрализованной и в представлениях иностранцев даже запутанной.

Низшая  судебная инстанция  по гражданским делам  — помощники судей  в графствах. Они  могут рассматривать  малозначительные дела с ценой иска менее 11 ф.ст. По малозначительным уголовным делам  такую роль выполняют  магистраты — граждане, не являющиеся профессиональными судьями (хотя они могут иметь и часто имеют юридическое образование). На них возложены функции мировых судей. Вознаграждения за свою деятельность они не получают.

Более крупные гражданские  дела (с ценой иска до 1 тыс. ф. ст.) рассматривают суды графств. Те уголовные дела, которые не подсудны общественным магистратам и мировым судьям (в городах), рассматриваются Судом короны, созданным в 1971 г. Он может действовать в различных формах: дело может рассматривать окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств), судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда), адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (бар-ристер или солиситор), исполняющий обязанности судьи. Если обвиняемый не признает обвинения, дело рассматривается с участием присяжных заседателей. Более сложные гражданские и уголовные дела может рассматривать по первой инстанции коллегия Высокого суда. Этот суд состоит из трех отделений: королевской скамьи, возглавляемой лордом — главным судьей, канцлерского суда, возглавляемого вице-канцлером, и отделения по семейным делам, возглавляемого судьей — председателем. Каждое из этих отделений может рассматривать любое гражданское или уголовное дело, но это дело должно соответствовать профилю отделения (например, канцлерский суд рассматривает дела с применением права справедливости, дела, не регулируемые общим правом, — вопросы авторского, изобретательского права).

Вышестоящей судебной инстанцией является Апелляционный суд. В его составе 18 судей («лорды справедливости», которые образуют несколько коллегий, каждая из трех судей). Коллегии рассматривают апелляции на решения отделений Высокого суда (одна из коллегий рассматривает апелляции на решения по уголовным делам).

Все три упомянутых судебных органа — Суд короны, Высокий суд и  Апелляционный суд  обобщенно называют высокими судами, иногда — высшими судами. Они вправе создавать  судебные прецеденты.

Решения Апелляционного суда, а в отдельных случаях — Высокого суда могут быть обжалованы в высшую судебную инстанцию по гражданским делам — Апелляционный комитет палаты лордов, состоящий из 20 назначенных короной (на деле — правительством) судебных лордов (при рассмотрении конкретного дела коллегия включает далеко не всех их). Эти же судьи (иногда совместно с судьями заморских территорий) образуют при рассмотрении некоторых дел Судебный комитет Тайного совета. Он рассматривает, в частности, жалобы на решения судов членов Содружества, если они допускают обращение в Судебный комитет (государства с республиканской формой правления этого теперь, как правило, не допускают, хотя многие годы после завоевания независимости британскими колониями такая практика существовала).

Информация о работе Конституция Великобритании: форма, структура и особенности содержания