Характеристика национальных систем здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение особенностей национальной системы здравоохранения.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить общие принципы здравоохранения как системы.
2. Изучить экономические модели национальных систем здравоохранения.
3. Рассмотреть существующие системы здравоохранения в мире.
4. Рассмотреть систему здравоохранения России (экономические проблемы развития).
5. Предложить пути реформирования национальных систем здравоохранения.

Содержание

Введение
1 Здравоохранение как система: общие принципы
1.1 Экономические модели национальных систем здравоохранения
1.2 Системы здравоохранения в мире
1.3 Характеристика национальных систем здравоохранения
2 Система здравоохранения России: экономические проблемы развития
2.1 Реформы российского здравоохранения: вопросы экономики
2.2 Угрозы для системы здравоохранения в России
2.3
3 Реформирование национальных систем здравоохранения как адаптация к глобальным процессам
3.1
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение 

1 Здравоохранение  как система: общие принципы 

1.1 Экономические модели национальных систем здравоохранения

1.2 Системы здравоохранения в мире

          1.3 Характеристика национальных систем здравоохранения

2 Система здравоохранения России: экономические проблемы развития 

      2.1 Реформы российского здравоохранения: вопросы экономики 

      2.2 Угрозы для системы здравоохранения в России 

      2.3 

3 Реформирование  национальных систем здравоохранения как адаптация к глобальным процессам 

3.1

Заключение 

Список  использованной литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     

Развитие  здравоохранения  как социально-экономической структуры  повинный происходить в гармоничном  соответствии с экономическим и  социальным развитием государства. Этот принцип тесно связан с вопросом служб и подразделов системы здравоохранения к национальным условиям.

      Такая адаптация обеспечивается  соответствующими технологиями  принятия управленческих решений.  Для управления системами здравоохранения  с низкой степенью воли приемлемые и результативные классические приемы стратегического планирования, при которых, в некоторой степени, досягаемое планирование действий и их реализация в соответствии с условиями, которые изменяются, как самой системой, так и средой (сферы) ее функционирования.

      Жизнедеятельность систем здравоохранения  высокой  степени воли, в частности  либеральных, что опираются в  своем динамизме развития на  постоянно трансформируется основу  экономических закономерностей,  как видно, с трудом поддается стратегии классического планирования в силу постоянной подвижности внутренних и внешних противоречий, которые являются основой жизнедеятельности и развития таких систем. Управление такими системами должно осуществляться на научной основе; на основе раскрытия закономерностей развития явлений и процессов, которые характеризуют эти системы и определяют их сущность; на основе знания науки управления.

      Проблемы, накопившееся в здравоохранении   России, вызывают серьезную обеспокоенность   в обществе, практически сформировался  консенсус по поводу того, что в  этой области необходимы существенные перемены. Об этом свидетельствуют  как объективные, так и субъективные показатели, характеризующие такие параметры системы здравоохранения России, как - состояние здоровья населения; - состояние собственно системы здравоохранения; - оценка населением состояния своего здоровья и его отношение к системе здравоохранения вообще и реформам в частности.

      В настоящее время система  здравоохранения  России сталкивается как со специфическими проблемами, обусловленными особенностями  ее социально-экономического развития, так и с общими проблемами, возникающими в области обеспечения здоровья населения и имеющими глобальный характер.

      Объект  исследования – система здравоохранения РФ.

      Предмет исследования – особенности  национальной системы здравоохранения.

      Цель  курсовой работы – изучение  особенностей национальной системы  здравоохранения.

      Задачи  курсовой работы:

      1. Изучить общие принципы здравоохранения  как системы.

      2. Изучить экономические модели  национальных систем здравоохранения.

      3. Рассмотреть существующие системы  здравоохранения в мире.

      4. Рассмотреть систему здравоохранения России (экономические проблемы развития).

     5.  Предложить пути реформирования национальных систем здравоохранения.

      

 

 

   1. Здравоохранение как система: общие принципы

      Для анализа системы здравоохранения   и выявления общих подходов  к  ее развитию необходимо  уточнить основные методологические вопросы, ответы на которые определяют цели и задачи здравоохранительной политики и выбор методов их достижения.

      Во-первых, что понимается под  системой здравоохранения, какие  виды деятельности и институты  она включает. Различные понимания системы здравоохранения можно сгруппировать следующим образом:

- «все виды деятельности, главная цель которых состоит в продвижении, восстановлении и поддержании здоровья»;

- меры, непосредственно направленные на обеспечение здоровья и лечение болезни, то есть система оказания медицинских услуг;

- более широкие меры, направленные на поддержание здоровья, например здоровый образ жизни, охрана окружающей среды;

- некоторые виды деятельности и  услуги, которые не имеют первоначальной целью обеспечение здоровья, но оказывают на него существенное косвенное влияние, например образование или жилье.

      Таким образом, понимание того, что представляет собой система  здравоохранения  может быть  различным. Однако чаще всего   речь идет о медицинской помощи, и это не случайно, так как бы не рассматривалась система здравоохранения—более узко или более широко, оказание медицинской помощи остается - пока во всяком случае - ее основой. Традиционно всемирная организация здравоохранения оценивает вклад медицинской помощи в поддержание здоровья населения в 20 процентов, отдавая решающую роль образу и условиям жизни, экологии, питанию и т.д. Однако в последнее время появились исследования, которые показывают, что роль медицинской помощи, ее возможности в связи с развитием новых технологий возможно, больше. В связи с этим появилось понятие «смертей, которые можно избежать». Это важно, так как обеспечение доступа к медицинской помощи – своевременно и качественно — это задача, которая поддается управлению со стороны государства, в то время как другие включают сферу личной жизни человека, на которую влиять гораздо сложнее. Обеспечение доступа к медицинской помощи вместе с развитием систем здравоохранения стало задачей не только социальной, но и политической.

      Поэтому принципиальной задачей системы  здравоохранения является обеспечение:

- права на охрану здоровья;

- возможности гражданам получить достойную медицинскую помощь качественно и своевременно.

      Понимание охраны здоровья как  системы требует  реализации  комплексного подхода в  здравоохранительной политике. Достаточно часто речь идет о ее отдельных элементах, например об организации медицинских учреждений или используемых способах финансирования. Это связано и с традиционным административным делением: обычно в Министерстве здравоохранения существуют отдельные подразделения, занимающиеся этими вопросами. Но такой подход игнорирует реальную ситуацию, в которой здравоохранение развивается как комплексная система, где каждый элемент играет свою роль, но при этом неразрывно связан с другими. Это тем более важно в современных условиях, когда все большее внимание уделяется общему функционированию системы здравоохранения с акцентом на результат, удовлетворение потребностей потребителя и высокое качество обслуживания.

      Во-вторых, в основе построения каждой системы лежат определенные принципы, которые в конечном итоге определяют ее структуру, цели и задачи, позволяют оценить результат работы. Одним из основополагающих принципов в здравоохранении является такая категория как доступ.

   Под доступом  понимается возможность гражданином   получить необходимый набор медицинских  услуг в соответствии с потребностью. Доступ имеет различные аспекты,  среди которых обычно выделяют  территориальный, финансовый и  культурный. При этом, даже если в стране поставлена политическая задача обеспечить всеобщий доступ населения, ее практическое воплощение может столкнуться с серьезными трудностями: существуют барьеры, которые препятствуют ее реализации. Доступ подразумевает отсутствие финансовых барьеров в получении медицинской помощи, наличие адекватного предложения медицинских услуг, отсутствие дискриминации по социальным характеристикам. Важным фактором является и удовлетворенность пациентов полученной медицинской помощью. В качестве основных показателей доступа специалисты выделяют долю населения, охваченную системой здравоохранения, содержание набора предоставляемых услуг, наличие так называемого разделения расходов, географические, организационные барьеры и уровень использования доступных услуг.

      Рассмотрение  проблемы доступа  населения к  медицинской помощи  имеет ряд методологических трудностей. Прежде всего, насколько высокий  уровень заболеваемости и смертности  обусловлен проблемами с доступностью  медицинской помощи. Если был  бы обеспечен доступ, и медицинская помощь была бы получена вовремя, то какие были бы результаты.

      Следует отметить, что зависимость  между  состоянием здоровья  населения и  доступностью  медицинской помощи является  опосредованной. Традиционно, всемирная организация здравоохранения оценивает вклад медицинской помощи в поддержание здоровья населения в 20 процентов, отдавая решающую роль образу и условиям жизни, экологии, питанию и т.д. Однако в последнее время появились исследования, которые показывают, что роль медицинской помощи, ее возможности в связи с развитием новых технологий возможно, больше. Это важно, так как обеспечение доступа к медицинской помощи – своевременно и качественно — это скорее задача государства, поддается управлению с его стороны, в то время как другие включают более личные сферы жизни человека, на которые влиять гораздо сложнее. Обеспечение доступа к медицинской помощи вместе с развитием систем здравоохранения стал задачей не только социальной, но и политической.

      Существует  такое понятие как всеобщий  доступ населения к медицинским  услугам. Это означает, что все  граждане имеют доступ к системе здравоохранения и могут претендовать на получение медицинской помощи. Более того, такая возможность рассматривается как право (на охрану здоровья) и признается в числе основных прав человека. Однако каков критерий всеобщности, то есть когда принимается, что всеобщий доступ действительно обеспечен. В данном контексте ориентируются на категории потребность и спрос.

      Потребность категория достаточно сложная, она  подразумевает, что человеку реально  необходима помощь по медицинским показаниям. Она может существовать у человека, но не быть выявленной и осознанной. Например, рост заболеваемости можно отнести за счет повышения качества и возможностей диагностических средств—раньше просто не было технических возможностей для диагностики. Таким образом, развитие медицинских технологий с этом контексте повышает нагрузку на систему здравоохранения.

      При этом модель потребления  и уровень  удовлетворения социально значимых потребностей не всегда зависит только от уровня экономического развития. Потребности, осознанные социальной группой, выступают как ее интерес. При этом, следует также учитывать, что потребности динамичны и изменчивы и на базе уже удовлетворенных возникают новые.

      Спрос в строгом экономическом  смысле подразумевает способность  и  готовность населения платить,  в нашем случае за медицинскую  помощь. Он корреспондируется с  такой категорией как предложение.  Однако при анализе систем здравоохранения понятие спрос используется скорее как осознанная человеком потребность (не всегда необходимая) в получении медицинской услуги, которую он пытается реализовать практически. Повышение уровня жизни населения, прогресс в медицинских технологиях, старение населения и его растущие ожидания приводят к росту спроса на медицинскую помощь. Предложение в здравоохранении—в отличие от ряда других отраслей —достаточно негибкое и ограниченное, оно не может автоматически следовать за спросом ни физически, ни финансово ( имея ввиду высокую долю общественного финансирования здравоохранения). Поэтому задачу политики в области здравоохранения  можно поставить как необходимость улучшения соотношения между спросом и предложением, чтобы если и не расширить доступ, то, во всяком случае, его рационализировать. В этом контексте возникает “охранник”— обычно это медицинское учреждение первичной медицинской помощи (поликлиника или врач общей практики), которые определяют первично потребность пациента в том или ином виде помощи и направляют при необходимости в следующее учреждение в системе здравоохранения.

      Равный  или неравный доступ—еще  одна проблема. Должны ли  и  могут ли отдельные категории  населения иметь преимущества  при получении медицинских услуг?  Возникает проблема справедливости. В развитых странах принимается как аксиома, что ресурсы здравоохранения должны распределяться справедливо. При этом можно выделить два подхода к справедливости- справедливость возможности иметь доступ и использовать ресурсы здравоохранения и финансовая справедливость, оцениваемая как бремя финансовых взносов, получаемых системой здравоохранения от различных социально-экономических групп населения.

      При обсуждении проблемы доступа,  традиционно  рассматриваются  два параметра  — своевременность и качество. Система здравоохранения обеспечивает доступ, если медицинская помощь надлежащего качества может быть получена гражданином вовремя. Поэтому существующая система медицинских учреждений, их территориальное распределение и организация работы должны быть оценены с этой точки зрения. Очевидно, что для оценки доступа относительные показатели развития здравоохранения более полезны, чем абсолютные показатели.

      Но  в свою очередь для понимания   относительных показателей важно   определить ориентиры. Сколько должно быть врачей или коек на 1000, чтобы обеспечить доступ? Если число врачей или коек на 100 снижается, это хорошо или плохо? Ограничивает ли это доступ и увеличивает нагрузку на врачей, снижая качество их работы? В этих условиях возникает проблема разработки адекватных нормативов оказания медицинской помощи и оптимизации системы здравоохранения.

      Среди показателей доступности  услуг  часто называют возможность  выбора врача или медицинского  учреждения. При этом принимается, что если у  пациента есть выбор, это лучше для  обеспечения доступа. Однако, представляется, что данный вопрос не может решаться однозначно. Ведь хорошего врача или больницу будут выбирать многие, а их возможности по оказанию медицинской помощи не безграничны. Соответственно, положительное влияние выбора на доступность медицинских услуг для большинства населения проявляется только при высоком среднем уровне работы врачей и медицинских учреждений и их адекватном территориальном распределении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Экономические модели национальных систем здравоохранения

      Обзор национальных моделей здравоохранения  показывает достаточно большой  разброс возможных схем финансирования  данной отрасли. Небезынтересно отметить, что принципы страховой медицины в большинстве стран мира все же доминируют как над полностью частным, так и полностью государственным финансированием. Остается только сожалеть, что Россия в очередной раз “пошла своим путем”, фактически вернувшись к схеме государственного финансирования лечебно-профилактических учреждений. Последняя плохо работала уже в советские времена, в рыночной же экономике, по-видимому, остается только наблюдать и описывать постепенную деградацию этой важнейшей отрасли.

Информация о работе Характеристика национальных систем здравоохранения