Физическое Развитие Детей. Биологическая Акселерация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:35, лекция

Краткое описание

Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Сюда добавляются у детей раннего возраста (особенно у детей первого года жизни) формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность, или запас физических сил.
Оценивают физическое развитие детей по антропометрическим показателям: росту, весу тела, окружности головы, грудной клетки.
Сравнивая изменения этих показателей в различные возрастные периоды, врач-педиатр может судить о нормальном физическом развитии ребенка или возникших отклонениях (паратрофии либо гипотрофии).

Вложенные файлы: 1 файл

пропеда детская.docx

— 71.93 Кб (Скачать файл)

Измерения окружности грудной клетки  проводят у младенцев в положении лежа,  у старших детей – в положении стоя. Ребенок должен находиться в состоянии покоя, руки опущены. Начало сантиметровой ленты находится в левой руке сбоку подмышки. Сзади лента проводится  под углом лопаток, а спереди – по нижнему краю ареолы. У девочек с развитыми грудными железами, спереди лента проводится по четвертому ребру над грудными железами в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность головы новорожденного составляет 34-36 см. Окружность грудной  клетки новорожденного составляет 33 – 35 см. У детей до 3 месячного возраста показатели окружности головы превышают  показатели окружности грудной клетки. В возрасте 3 месяцев эти показатели сравниваются и в течение всей жизни преобладают показатели окружности грудной клетки.

Результаты измерений  заносятся в соответствующие  графики. Это дает возможность увидеть  тенденцию физического развития ребенка за период времени и обнаружить проблемы физического развития. В  подавляющем большинстве случаев  отклонения от стандартных темпов увеличения массы тела и длины/роста свидетельствуют о нарушении в состоянии здоровья ребенка и требуют тщательного анализа ситуации и соответствующих мероприятий.

Графики физического развития 

 

У каждого ребенка должен быть свой график, согласно которого осуществляется оценка физического развития и с  учетом ее результатов проводится адекватное медицинское наблюдение.

Для девочек и мальчиков  графики физического развития разные и для удобства могут иметь  разные цвета. Важно использовать график физического развития ребенка для соответствующего пола, поскольку мальчики и девочки развиваются по-разному.

На каждом графике начерчены  кривые. Кривые, на графике физического  развития ребенка, помогают в интерпретации  показателей физического  развития ребенка.

Линия, обозначенная 0 на каждом графике, является медианой, которая  представляет среднее значение. Другие линии определяют стандартные отклонения, которые указывают на отдаленность показателя физического развития от стандарта.

Линии стандартных отклонений (СО) на графике физического развития ребенка имеют позитивное (1, 2, 3) или негативное (M1, M2, M3) значение.

График длина тела / рост/ возраст

В зависимости от возраста ребенка измеряется стандартный  показатель длины или роста. Длина  тела в горизонтальном положении  ребенка (лежа) измеряется у детей  в возрасте 0-2 года, рост в вертикальном положении ребенка (стоя) у детей  в возрасте от 2-5 лет. Значение  показателя длины тела / роста для данного возраста показывает, какую длину тела/рост приобрел ребенок данного возраста на момент осмотра. Этот показатель помогает обнаружить детей с задержкой роста и слишком высоких для своего возраста. Высокий рост редко представляет собой проблему, за исключением случаев эндокринных расстройств.

На графике, на горизонтальной оси откладываются значения возраста, а на вертикальной оси – значение длины / роста тела в сантиметрах. Возраст ребенка определяется в  полных неделях от рождения до 3 месяцев; в полных месяцах – от 3 до 12 месяцев; и в полных годах и месяцах – в дальнейшем.

Для того, чтобы нанести значение длины тела / роста для данного возраста, следует:

1) На горизонтальной  оси отложить значение полных  недель, месяцев или лет и месяцев.  Точки значения следует ставить  на вертикальной линии (а не  между вертикальными линиями). Например, если ребенку 5,5 месяцев, значения  наносят на отметку 5 месяцев  (а не между 5 и 6 месяцами).

2) На вертикальной оси  отложить значение длины тела / роста. Точки значения следует  ставить на или между горизонтальными линиями. Например, если длина тела ребенка составляет 60,5 см, нанесите значение в клеточку между горизонтальными линиями.

3) После нанесения точек  по результатам двух или более  осмотров, необходимо соединить  точки прямой линией для того, чтобы построить кривую и увидеть  динамику.

4) Проверьте, правильно  ли нанесены точки на график, и, в случае необходимости,  повторите антропометрические измерения.  Например, длина тела ребенка  не должна быть меньше, чем  значение длины тела при предыдущем  осмотре. В этом случае, одно  из измерений было осуществлено  неправильно. Поэтому необходимо  четко придерживаться методики  проведения антропометрии.

График масса тела/возраст 

Значение массы тела для данного возраста

Для того, чтобы нанести значение массы тела для данного возраста следует:

На горизонтальной оси  отложить значение возраста в полных неделях, месяцах или годах и  месяцах. Точки значений следует  ставить на вертикальной линии (но не между вертикальными линиями).

На вертикальной оси  отложить значение массы тела. Точки  значений следует ставить на горизонтальную линию.

После нанесения точек  по результатам двух или более  осмотров, соединить их между собой  прямой линией, чтобы построить кривую и увидеть динамику.

График соотношения масса тела/длина  тела / рост/возраст 

 

График соотношения массы  тела к длине тела / росту  помогает в выявлении детей с очень низкой массой тела и детей с высоким соотношением массы к длине тела / роста, что может свидетельствовать о риске развития избыточного веса или ожирения.

На этом графике, на горизонтальной оси откладываются значения длина  тела ребенка или рост в сантиметрах, а на горизонтальной оси  – масса в килограммах.

Для того, чтобы нанести на график значение соотношения массы тела к длине тела / роста следует:

На горизонтальной оси  отложить значение длины тела или  роста. Точки значения следует ставить  на вертикальной линии. Необходимо округлять  значение к ближайшему целому сантиметру.

На вертикальной оси  нанести значение массы. Точки значения ставить на или между горизонтальными линиями.

После нанесения показателей  соотношения массы тела к длине  тела / росту за два или более  осмотров, соединить точки прямой линией, чтобы построить кривую и  увидеть динамику.

График индекс массы тела/возраста   

 

Индекс массы тела (ИМТ) используется для проведения скрининга  на избыточный вес и ожирение.

Как правило, график ИМТ  для данного возраста показывает результаты, похожие с результатами графика соотношения массы к  длине тела /роста ребенка.

На этом графике на горизонтальной оси откладываются значения возраста в полных неделях, месяцах, или годах  и месяцах.

На вертикальной оси  откладывается ИМТ.

Индекс массы тела определяется по формуле: значение массы тела разделить  на рост в квадрате (кг/м2). Показатель роста необходимо перевести в метры. Результат вычислений округлить к десятым.

Для того, чтобы нанести на график показатель индекса массы тела ребенка для данного возраста, следует:

На горизонтальной оси  отложить значение возраста в полных неделях, месяцах или годах и  месяцах. Точки значения следует  ставить на вертикальной линии (а  не между вертикальными линиями).  На вертикальной оси отложить значение ИМТ. Точки значения следует ставить на горизонтальную линию или между линиями.

После нанесения точек  по результатам  двух или более осмотров соединить их прямой линией, чтобы построить кривую и увидеть динамику.

 

 

Доношенный ребенок: масса>2500 г; рост>45 см.  
(в среднем: вес 3300—3500 г; рост 50—52 см).

Недоношенный ребенок: масса<2500 г; рост<45 см.

За первый месяц  жизни ребенок прибавляет около 500 г, за второй — 1000 г, за третий — 750 г, затем в каждый последующий месяц  — на 50 г меньше, за I квартал —  по 750 г. в месяц, за II — по 650 г., за III — по 500 г., за IV — по 300 г.

Вес новорожденного удваивается к 4,5 месяцам и составляет 6,5—7 кг, утраивается к одному году и составляет 10,5 кг.  
Прибавка в весе от 2-х до 10 лет рассчитывается по формуле:  
10,5 кг + 2п (п — число лет ребенка).

Вес ребенка после 10 лет можно рассчитать по формуле: 3п +последняя цифра возраста (п — число лет ребенка).

Длина тела ребенка  в 6 месяцев 67,5 см, в 1 год — 76—77 см.  
За 1 месяц рост увеличивается на 3—3,4 см.  
за 2 месяц на 3,8—4,4 см,  
за 3 и 4 мес. по 3 см.  
за 5 и 6 мес. по 2 см,  
за 7—12 мес. по 1,5 см.  
На втором году рост увеличивается на 10—11 см.  
На третьем году рост увеличивается на 8 см.  
В возрасте от 3-х до 10 лет рост увеличивается по 5 см за год.

Окружность головы новорожденного — 34—36 см, окружность груди у новорожденного — 32—34 см.

Среднемесячная  прибавка массы тела у недоношенных детей  
(по данным Е. Ч. Новиковой, 1971; В. Е. Ладыгиной, 1971)

Возраст, мес.

Масса тела при рождении (г)

800—1000

1001—1500

1501—2000

2001—2500

1

180

190

190

300

2

400

650

700—800

800

3

600—700

600—700

700—800

700—800

4

600

600—700

800—900

700—800

5

550

750

800

700

6

550

800

700

700

7

500

950

600

700

8

500

600

700

700

9

500

550

450

700

10

450

500

400

400

11

500

300

500

400

12

450

350

400

350


 

 

Индекс  трофики

Индекс  Эрисмана

ИЭ=Окружность груди — полурост (говорит об упитанности ребенка и о размерах грудной клетки). Должен быть положительный до 7—8 лет  
До 1 года — + 13,5; +10  
2—3 года — +9; +6  
6—7 лет — +4; +2  
7—8 лет — 0

Индекс  Чулицкой (упитанности)

ИЧ = (3 окружности плеча + окружности бедра + окружности голени)—рост.  
У детей до 1 года=20—25 см, в 2—3 года — 20 см, в 6—7 лет —  
10—15 см.

 

 

Распределение массы тела (кг) по возрасту (мальчики)  
А. В. Мазурин. И. М. Воронцов.

Возраст

Центили

3

10

25

75

90

97

0 мес.

2,4

2,7

3,0

3,7

4,0

4,4

1 »

3,1

3,5

3,8

4,5

5,2

5,6

2 »

3,9

4,3

4,6

5,5

6,2

6,6

3 »

4.5

4,9

5,4

6,4

7,0

7,5

4 »

5,2

5,6

6,2

7,2

7,9

8,4

5 »

5,8

6,2

6,8

7,9

8,6

9,1

6 »

6,4

6,8

7,4

8,6

9,2

9,7

7 »

6,9

7,4

7,9

9,1

9,8

10,3

8 »

7,4

7,8

8,4

9,6

10,3

10,8

9 »

7,8

8,3

8,9

10,1

10,9

11,3

10 »

8,0

8,6

9,2

10,6

11,3

11,8

11 »

8,3

8,9

9,5

11,0

11,8

12,3

12 »

8,6

9,1

9,8

11,5

12,2

12,7

15 »

9,2

9,6

10,5

12,2

12,9

13,5

18 »

9,6

10,2

11,0

12,8

13,6

14,2

21 »

10,1

10,6

11,5

13,5

14,3

14,9

24 »

10,6

11,1

12,0

14,1

14,9

15,4

27 »

11,1

11,6

12,4

14,6

15,4

15,9

30 »

11,5

12,0

12,8

15,1

16,0

16,5

33 »

11,9

12,4

13,2 .

15,6

16,5

17,0

36 »

12,1

12,8

13,6

16,0

16,9

17,5

З 1/2 года

12,7

13,4

14,2

17,0

18,0

18,7

4 »

13,3

14,2

15,1

18,0

19,1

20,0

4 1/2года

14,0

14,9

15,9

19,0

20,6

21,7

5 »

14,8

15,7

16,8

20,1

22,0

23,2

5 1/2 года

15,5

16,6

17,8

21,4

23,4

25,1

6 »

16,3

17,6

18,9

22,6

24,9

27,0

6 1/2 года

17,2

18,4

20,0

24,0

26,4

29,0

7 »

18,2

19,6

21,3

25,5

28,0

31,1

8 »

20,0

21,5

23,4

28,4

31,7

35,1

9 »

22,0

23,4

25,6

31,4

35,4

39,2

10 »

24,0

25,6

28,0

35,1

39,5

45,0

11 »

26,0

28,0

31,0

39,2

44,5

50,5

12 »

28,3

30,4

34,4

43,8

50,0

57,0

13 »

31,0

33,4

39,8

49,0

56,2

63,6

14 »

34,0

35,2

42,2

54,6

62,2

70,6

15 »

37,8

40,8

46,9

60,2

65,1

76,5

16 »

41,2

45,4

51,8

65,9

73,0

82,5

17 »

46,4

50,5

56,8

70,6

78,6

86,2


Центильные распределения массы тела в зависимости от длины тела (роста) мальчиков  
(по И. М. Воронцову, А. В. Мазурину)

Рост, см

Центили

3

10

25

50

75

90

97

Масса тела, кг

49

2,52

2,58

2,79

2,92

2,94

3,14

3,35

50

2,71

2,80

3,00

3,15

3,28

3,48

3,65

51

2,90

3,01

3,20

3,38

3,62

3,82

3,95

52

3,03

3,18

3,38

3,60

3,83

4,08

4,24

53

3,16

3,34

3,56

3,81

4,04

4,34

4,52

54

3,32

3,54

3,76

4,06

4,31

4,62

4,38

55

3,49

3,75

3,96

4,30

3,58

4,91

5,24

56

3,69

3,96

4,20

4,59

4,88

5,52

5,67

57

3,89

4,17

4,44

4,88

5,19

5,74

6,10

58

4,14

4,44

4,72

5,19

5,52

6,12

6,64

59

4,38

4,70

5,00

5,50

5,84

6,49

6,98

60

4,63

4,96

5,28

5,80

6,16

6,84

7,38

61

4,88

5,22

5,56

6,09

6,48

7,20

7,78

62

5,20

5,54

5,89

6,44

6,84

7,56

8,14

63

5,51

5,86

6,22

6,80

7,20

7,92

8,50

64

5,83

6,18

6,56

7,08

7,55

8,26

8,82

65

6,14

6,50

6,90

7,36

7,90

8,60

9,15

66

6,40

6,77

7,18

7,71

8,21

8,86

9,40

67

6,66

7,04

7,46

8,06

8,52

9,12

9,65

68

6,90

7,30

7,72

8,30

8,81

9,39

9,92

69

7,13

7,56

7,97

8,55

9,10

9,66

10,19

70

7,40

7,84

8,24

8,84

9,38

9,96

10,50

71

7,67

8,12

8,52

9,12

9,66

10,26

10,82

72

7,94

8,40

8,84

9,42

9,96

10,57

11,13

73

8,20

8,68

9,15

9,72

10,27

10,88

11,44

74

8,45

8,93

9,42

9,99

10,55

11,15

11,73

75

8,70

9,18

9,70

10,26

10,83

11,42

12,02

76

8,88

9,38

9,91

10,48

11,06

11,64

12,28

77

9,06

9,58

10,12

10,71

11,29

11,86

12,54

78

9,25

9,78

10,33

10,94

11,52

12,09

12,78

79

9,44

9,98

10,54

11,16

11,75

12,35

13,02

80

9,64

10,19

10,75

11,40

11,98

12,50

13,26

81

9,83

10,40

10,96

11,63

12,22

12,69

13,49

82

10,03

10,61

11,17

11,85

12,43

12,96

13,68

83

10,23

10,82

11,38

12,07

12,64

13,23

13,87

84

10,44

11,03

11,58

12,27

12,86

13,44

14,06

85

10,66

11,24

11,77

12,48

13,07

13,66

14,25

86

10,84

11,42

12,00

12,70

13,32

13,91

14,50

87

11,03

11,59

12,22

12,92

13,57

14,16

14,74

88

11,24

11,80

12,46

13,14

13,82

14,42

15,04

89

11,46

12,02

12,70

13,37

14,08

14,68

15,34

90

11,69

12,23

12,94

13,60

14,35

14,97

15,65

91

11,92

12,44

13,19

13,84

14,60

15,26

15,96

92

12,19

12,72

13,48

14,11

14,91

15,72

16,58

93

12,45

13,00

13,76

14,38

15,20

16,19

17,21

94

12,61

13,19

13,96

14,61

15,44

16,44

17,47

95

12,77

13,38

14,16

14,84

15,68

16,69

17,73

96

12,93

13,57

14,36

15,07

15,92

16,94

17,99

97

13,09

13,76

14,56

15,30

16,16

17,19

18,25

98

13,24

13,95

24,76

15,52

16,42

17,44

18,53

99

13,46

14,21

15,01

15,77

16,69

17,72

18,86

100

13,69

14,47

15,26

16,02

16,96

18,00

19,19

101

13,92

14,73

15,51

16,27

17,23

18,28

19,52

102

14,15

14,99

15,76

16,52

17,50

18,56

19,85

103

14,38

15,24

16,01

16,79

17,79

18,85

20,19

104

14,66

15,20

16,29

17,09

18,09

19,20

20,58

105

14,94

15,76

16,57

17,39

18,39

19,55

20,97

106

15,22

16,02

16,85

17,69

18,69

19,90

21,36

107

15,50

16,28

17,12

17,99

18,99

20,25

21,75

108

15,76

16,55

17,39

18,29

19,30

20,59

22,13

109

16,03

16,86

17,60

18,63

19,66

21,01

22,63

110

16,30

17,17

17,99

18,97

20,02

21,43

23,13

111

16,57

17,48

18,29

19,31

20,38

21,85

23,63

112

16,84

17,79

18,39

19,65

20,74

20,27

24,12

113

17,12

18,10

18,91

19,99

21,08

22,69

24,65

114

17,40

18,42

19,27

20,36

21,50

23,16

25,25

115

17,68

18,74

19,63

20,73

21,92

23,63

25,85

116

17,96

19,06

19,99

21,10

22,34

24,10

26,45

117

18,24

19,38

20,35

21,47

22,76

24,58

27,05

118

18,53

19,70

20,72

21,84

23,20

25,06

27,63

119

18,86

20,04

21,12

22,28

23,73

25,68

28,46

120

19,19

20,38

21,52

22,72

24,26

26,30

29,29

121

19,52

21,72

21,92

23,16

24,79

26,92

30,12

122

19,85

21,06

22,32

23,60

25,32

27,54

30,95

123

20,16

21,38

22,73

24,04

25,85

28,15

31,80

124

20,49

21,72

23,27

24,61

26,54

28,93

32.,81

125

20,82

22,06

23,81

25,18

27,23

29,71

33,82

126

21,15

22,40

24,35

25,75

27,92

30,49

34,83

127

21,48

22,74

24,89

26,32

28,61

31,27

25,84

128

21,81

23,10

25,42

26,91

29,28

32,06

36,86

Информация о работе Физическое Развитие Детей. Биологическая Акселерация