Математическое развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.
Детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей и активизирует их действия по воспитанию и развитию ребенка.

Содержание

1. Теоретическая часть ………………………………………………
1. 1. Значение работы с родителями по вопросу математического развития дошкольников …………………………………………………
1. 2. Методика диагностики уровня математического развития детей. Способы оформления результатов диагностики ……………………….
1. 3. Особенности понимания и использования алгоритмов детьми дошкольного возраста ……………………………………………………..
1. 4. Учет результатов диагностики в педагогической работе с детьми
2. Практическая часть …………………………………………………
2.1. Диагностика уровня сформированности математических представлений дошкольников …………………………………………..
2.2. Результаты анкетирования родителей по вопросу математического развития детей ……………………………………………………………..
2.3. Консультация для родителей по математическому развитию детей
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Приложения ……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика математического развития.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Теоретическая часть ………………………………………………

3

1. 1. Значение работы с родителями  по вопросу математического развития  дошкольников …………………………………………………

3

1. 2. Методика диагностики уровня  математического развития детей. Способы оформления результатов диагностики ……………………….

8

1. 3. Особенности понимания и использования  алгоритмов детьми дошкольного  возраста ……………………………………………………..

12

1. 4. Учет результатов диагностики  в педагогической работе с  детьми

16

2. Практическая часть …………………………………………………

19

2.1. Диагностика уровня  сформированности  математических представлений дошкольников …………………………………………..

19

2.2. Результаты анкетирования родителей  по вопросу математического развития  детей ……………………………………………………………..

21

2.3. Консультация для родителей  по математическому развитию детей

25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

31

Приложения ……………………………………………………………

32


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая часть

1. 1. Значение работы с родителями по вопросу математического развития дошкольников

Добиться эффективного результата в развитии ребенка, возникновения у него потребностей в получении знаний (в том числе математических) можно только в тесном сотрудничестве с семьей.

Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.

Детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей и активизирует их действия по воспитанию и развитию ребенка.

Математическое развитие ребёнка в семье осуществляется под руководством взрослых постепенно, в процессе систематических занятий, направленных на ознакомление с количественными, пространственными, временными понятиями. Занятия могут проходить в форме игры, беседы, рассказов и объяснений взрослого, а также организации практических действий самих детей (накладывания, прикладывания, измерения, вырезания, конструирования, письма, пересчитывания, штриховки и др.) [8].

В результате этого у ребёнка формируется знания о том, что окружающий мир наполнен множеством звуков, движений, предметов. Все эти множества отличаются по своей природе, количеству, форме, размеру, расположением в пространстве. Чем точнее, полнее у детей эти знания, тем глубже они понимают окружающую действительность.

Одновременно с приобретением знаний у ребёнка развиваются умения сравнивать отдельные предметы и множества, выделять их основные особенности и качества, группировать (объединять) по этим признакам. Оперируя разными множествами (предметами, игрушками), ребёнок учится выяснять равенство и неравенство множеств, называть количество определёнными словами: больше, меньше, поровну. Сравнение конкретных множеств готовит ребёнка к усвоению в будущем понятия числа.

Формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей:

•  доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях;

•  выставки наглядных пособий с описанием их использования;

•  выставки детских работ и фотографий;

•  открытые занятия по математике;

•  групповые и индивидуальные консультации, практикумы, беседы;

•  информационные стенды, папки-раскладушки, уголки для родителей;

•  и др. [8]

Содержание информационных стендов для родителей:

•  возрастные особенности детей;

•  что должен уже знать и уметь ребенок в области математики;

•  чему ребенок учится сейчас на занятиях по математике;

•  основные методы и приемы математического развития детей данного возраста;

•  от каких математических ошибок надо уберечь ребенка и как;

•  возможности применения имеющихся знаний и умений в быту;

•  описание математических игр в семейном кругу;

•  список рекомендуемой литературы по математическому развитию детей;

•  и др. [8]

Например,  с родителями можно запланировать следующие мероприятия:

1 Консультация «Что такое занимательный  математический материал? » - знакомство родителей с общей характеристикой занимательного математического материала;

- показ игр с математическим  содержанием;

- рекомендации по организации  игр дома (информационные буклеты) ;

2. Родительское собрание «Роль математического материала в подготовке детей к школе» - ознакомление родителей с показателями готовности детей к школе;

- показ занимательного материала (наряду с другими) в качестве  одного из средств подготовки  к обучению в школе;

- обучение родителей работе  с занимательным математическим материалом;

3. Игра - путешествие «Раз, два, три… » - организация игры – путешествия с использованием заданий по математике в условиях проведения «Недели развития» в ДОУ;

4. Семинар- практикум для родителей «Мои ошибки при занятии с ребенком» - анализ затруднений родителей в организации и в процессе занятий по математике с детьми;

5. Родительское собрание «Как развивать ребенка в каникулы? » - беседа с родителями о формах и методах математического развития детей в дни каникул;

6. Открытые занятия по математике в разных возрастных группах - знакомство родителей с затруднениями и достижениями детей на занятиях по математике;

7. Оформление математических уголков в группах, папок – передвижек для родителей - знакомство родителей с информацией о значении математического материала в развитии ребенка, необходимости его использования;

- обзор книг, статей по математическому  развитию ребенка. В течение года

8. Походы, экскурсии в лес, музей совместно с родителями - ознакомление с окружающим миром, ориентировка в пространстве;

9. Вечер «Копилка знаний» - организация заключительного вечера, где дети демонстрируют свои знания и умения по математике родителям и гостям.

С семьями проводится как общая, так и индивидуальная работа. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с современными подходами к математическому развитию детей, в рекомендациях к использованию литературы.

Наиболее распространенная форма индивидуальной работы с семьей — беседы. Их можно проводить, когда родители приводят и забирают детей из сада, а также во время посещения семьи ребенка воспитателем. Эта форма работы требует от педагога большого умения, такта, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к советам и предложениям воспитателя, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными, а лучше наглядными. Можно показать тетрадь по математике, изделие ребенка, выполненную им работу и т. п. [4].

В беседе с родителями педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по математическому развитию детей. Ненавязчиво воспитатель дает свои рекомендации, как эффективнее формировать у ребенка представления 6 количестве, величине, форме, пространстве, времени, развивать математическое мышление. Следует обсудить с родителями индивидуальные особенности ребенка и как нужно их учитывать при математическом развитии вне детского сада.

Большое значение имеет посещение членами семьи занятий, их наблюдение за детьми в разные режимные моменты. На занятиях по математике педагог дает возможность родителям увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными методическими приемами формирования математических представлений у детей. После занятия нужно обсудить с родителями, что следует перенести в практику семейного воспитания, какие еще методы можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома.

Повышению педагогической культуры родителей способствуют родительские собрания, конференции, специальные семинары, на которых выступают не только педагоги, но и сами родители. Темы выступлений подбирают заранее и раскрывают какую-нибудь актуальную проблему. Например, по теме «Подготовка детей к школе» воспитатель и родители могут подготовить сообщения по вопросам: «Какие математические умения можно формировать у детей во время прогулок» или «Как в игре ребенок может научиться считать». К конференции хорошо приурочить выставку детских работ, специальной литературы, пособий и др. [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2. Методика диагностики уровня математического развития детей. Способы оформления результатов диагностики

Педагогическая диагностика позволяет оптимизировать образовательный процесс, определить результаты обучения, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.

Диагностика осуществляется в начале и конце учебного года (при необходимости может быть проведена промежуточная диагностика в середине года). По всем разделам программы для каждой возрастной группы нами определены критерии оценки на основе содержания комплексной Программы воспитания и обучения в детском саду. Это знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети к концу учебного года [1].

Диагностические задания позволит воспитателям проанализировать степень овладения программным содержанием отдельными детьми и группой в целом. Четкая инструкция к проведению и анализу заданий для детей второй младшей и средней возрастных групп поможет наметить необходимые способы оказания помощи дошкольникам по каждому разделу, а также вносить коррективы в образовательный процесс и постановку задач для каждой возрастной группы.

Цель диагностики математического развития детей может рассматриваться с двух позиций: Промежуточная цель – предполагает контроль за овладением детьми основными приемами познавательной деятельности, практическими действиями, речевым выражением способов и результатов действий; Конечная цель предполагает использование результатов диагностики для оценки успешности деятельности педагога. Цель конкретизируется в задачах.

Формы обследования:

1. Коллективные или фронтальные – математические игры или досуги, одновременное выполнение всеми детьми заданий на рабочих листах, тетрадях.

2. Индивидуальные – беседа с ребенком, игровые или практические задания Формы обследования: Устные – Задания в играх. Письменные (продуктивная форма) – рабочие листы, тетради [1].

Все диагностики, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально каждому ребенку или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющим опыт коллективной работы.

При проведении диагностического исследования следует придерживаться следующих этапов:

1. Определение вида, целей и задач  диагностики.

2. Определение показателей уровня сформированности какого-либо качества.

3. Определение критериев проявления  показателей, по которым осуществляется диагностика.

4. Конструирование диагностических  заданий для детей в соответствии с целями и программным содержанием. Задания должны быть краткими, не требовать больших описаний, быть пригодными для быстрой обработки, лаконичными и однозначными.

5. Обработка и интерпретация  результатов диагностики [1].

В зависимости от вида и задач диагностики применяются и соответствующие методы исследования. Перечислим основные группы методов:

1. Неэкспериментальные методы (служат  для выявления наличия или отсутствия у ребенка каких-либо особенностей математического развития). К основным методам данной группы относятся: анкетирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.

2. Диагностические методы (используются  для количественного измерения особенностей математического развития детей). Данная группа включает в себя следующие основные методы: шкалирование (оценочные шкалы (рейтинг), шкалы ранжирования, социометрические шкалы) и тестирование.

3. Экспериментальные методы (применяются  для раскрытия особенностей математического развития ребенка), к ним относятся: лабораторный, естественный и моделирующий эксперименты.

Описанные группы методов изучения детей носят, прежде всего, фиксирующий характер, выявляют лишь текущий уровень математического развития. Однако многие психологи придерживаются мнения, что личность следует изучать в развитии, только в этом случае можно в полной мере выявить ее способности и возможности. Формирующие методы как раз и отвечают данным требованиям.

4. Формирующие методы (предназначаются  для изучения особенностей математического развития ребенка в естественных условиях путем активного формирования интересующих педагога качеств), включают в себя: преобразующий, психолого-педагогический, формирующий эксперименты, экспериментально-генетический метод, метод поэтапного формирования и т.п. Эти методы, позволяя прослеживать развитие личности, удачно сочетают психологическое изучение дошкольников с поиском и разработкой оптимальных путей учебно-воспитательной работы. По существу, данная группа методов выступает в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для использования всех других групп методов диагностики.

Информация о работе Математическое развитие детей