Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 16:34, доклад

Краткое описание

Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм - самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами.

Вложенные файлы: 1 файл

formirovanie_navykov_samokontrolya_na_urokah_matematiki.docx

— 40.42 Кб (Скачать файл)

Таким образом, учитель имеет возможность не только консультировать учащихся по их запросу, но и проводить педагогическое наблюдение за становлением индивидуального действия: как ведет себя ученик при подборе задания; к кому и в какой момент обращается за помощью, какие задает вопросы; самостоятельно ли начинает и завершает работу на занятии; берет ли задание на дом и в каком объеме. Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении.   В своей практике я использую следующие приемы:

1.  Учащимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал.

При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.

2. Учащимся даются  задания, составленные учителем  или сверстниками на нахождение  и исправление “допущенных”  ошибок.

Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.

3. Учитель при  объяснении “допускает” ошибку.

Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при выводе формулы или решения задачи, и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.

4. Учащиеся объясняют  доказательство или решение задачи  одноклассникам.

Во время объяснения учащимся решения или доказательства какой-либо задачи, все остальные должны напряженно искать возможных возражений и немедленно их высказывать. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать каждый шаг своего решения, рассматривать его с различных точек зрения, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы. Если он “отобьется” от всех возражений, ему удастся убедить в своей правоте других, то он испытает радость, удовлетворение от своей работы.

5. Учащиеся решают  одну и ту же задачу несколькими  способами, обсуждают и выбирают  наиболее удачное решение.

Выбор наиболее оптимального решения, требует от учащихся разностороннего рассмотрения условия задачи, тщательного анализа каждого шага их решений, сравнения методов и способов решения этих задач. Ученик опять же будет изыскивать аргументы в пользу понравившегося ему решения, будет стараться доказывать и отстаивать свое мнение.

6. Учащимся дается  задание с недостающими данными, которые им необходимо самим  определить.

Если в задачах отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Цель таких заданий научить учащихся “схватывать” в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах следует дать самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.

7. Учащимся дается  задание с избыточными данными.

В таких задачах введены дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели. Учащиеся должны уметь из совокупности данных им величин выделить именно те, которые представляют собой систему отношений, комплекс взаимосвязанных величин, составляющих существо задачи, и являются необходимыми и достаточными для ее решения.

8. Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения.    При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: “Как решать?”, “Каким приёмом воспользоваться?”, “Какой теоретический материал надо знать?”, “Что знаю?”, “Что не знаю?”, “Где возьму?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.

9. Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.

10. На своих уроках использую разные приемы рефлексии.

Рефлексия  (от лат. reflexio - обращение назад)  – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления,  осознанного отношения к своей деятельности. 

На своих уроках часто использую приём незаконченного предложения. Прошу устно закончить предложение.   Сегодня на уроке я научился …», « Мне понравилось…», « Мне не понравилось…»,

 « Сегодня я положил  в свою копилку знаний …», Ощутили  ли  вы интеллектуальный рост? Какую духовную прибыль вы получили? и т.д. А также практикую в своей деятельности заполнение «рефлексивной карты».    Приведу пример рефлексивной карты по теме «Система уравнений с двумя переменными»

ЗУН

Самооценка

Оценка другим учеником

Оценка учителя

Знаю:

     

– что такое система уравнений

     

– что такое корень системы

     

– что значит решить систему

     

– что такое график

     

– алгоритм построения графика

     

– графики элементарных функций

     

– алгоритм решения системы уравнений графически

     

– алгоритм решения системы уравнений способом подстановки

     

– алгоритм решения системы уравнений способом сложения

     

Умею:

     

– определять степень уравнения

     

– выражать одну переменную через другую

     

– определять по виду уравнения его график

     

– отмечать точку по ее координатам в координатной плоскости

     

– строить графики элементарных функций

     

– определять, является ли пара чисел решением системы уравнений

     

– решать системы уравнений графически

     

– решать системы способом подстановки

     

– решать системы способом сложения

     

Карта заполняется постепенно по мере изучения материала. Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень.

В заключении хочу сказать, что  если эту работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то учащиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.

 
«Самого большого успеха добивались те, кто, поняв проблему, превращали ее в возможность» Джозеф Шугерман.

Желаю всем успехов. Пусть  каждая проблема станет для вас возможностью.

 

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед »

                                                                                                                                 Евгений Доманский            

 

 


Информация о работе Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики