Разработка комплекса заданий для практических занятий по разделу «Основы векторной алгебры»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время проблемам преподавания математики в школе стали уделять больше внимания. Это связано с научно-техническим прогрессом и развитием наукоемких производств. Технические науки, среди которых, в последнее время, быстро развиваются и имеют огромное практическое значение, такие как информационные технологии, электроника и т.д., немыслимы без математического аппарата.
Основа для математической грамотности закладывается именно в школе, поэтому изучению вопросов, связанных с этим процессом, уделяется пристальное внимание. Математика является одним из опорных предметов школы. Она требует от учащихся волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания. Математика развивает личность учащегося. Изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.
Цель исследования – разработать комплекс заданий для практических занятий по разделу «Основы векторной алгебры».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Векторы и действия над ними
1.1. Векторы. Равенства векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение векторов………………………5
1.2. Проекции векторов. Скалярное умножение векторов…………………….15
1.3. Векторное умножение. Смешанное произведение трех векторов. Двойное векторное произведение…………………………………………………….18
Глава 2. Применение векторной алгебры в аналитической геометрии
2.1. Определение положения точки при помощи радиуса-вектора. Координаты вектора. Действия над векторами, заданными своими координатами. Основные формулы………………………………………...23
2.2. Геометрическое значение векторных уравнений………………………….29
2.3. Плоскость…………………………………………………………………….33
2.4. Прямая линия в пространстве………………………………………………39
2.5. Прямая и плоскость………………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………….50
Список литературы…………………………………………………………………51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 751.19 Кб (Скачать файл)

    Скалярным (внутренним) произведением двух векторов называется произведение длин этих векторов на косинус угла между ними.

    Чтобы показать, что два вектора перемножаются  скалярно, их заключают в круглые  скобки или просто пишут рядом:          (ab) = ab = ab cos .     (18)

    Если  перемножаемые векторы коллинеарны, то     ab = ± ab,

т.е. скалярное  произведение коллинеарных векторов равняется  произведению их скаляров, взятому  со знаком плюс или минус, в зависимости  от того, имеют ли оба вектора  одинаковые или противоположные  направления.

    Если  один из сомножителей является единичным  вектором, то скалярное произведение равно проекции другого сомножителя  на направление первого:

    ab0 = a · 1 ·cos ( 0) = пр. a,      (19)

т.е. умножение  вектора на единичный вектор равносильно  проектированию этого вектора на ось единичного вектора.

    Если  оба сомножителя являются единичными векторами, то их скалярное произведение равно косинусу угла между ними:           a0b0 = cos ().

    Угол  между двумя векторами а и b можно вычислить по формуле:

    cos () = .    (20)

    Скалярное произведение двух равных векторов (так  называемый скалярный квадрат вектора) равно квадрату модуля этого вектора:

    аа = (а)2 = а2.       (21)

    Этим  можно воспользоваться для вычисления длины вектора: а = 2.  (22)

    Квадрат единичного вектора равен единице:        а0а0 = (а0)2 = 1   (21')

    Скалярное произведение двух векторов может равняться  нулю, когда ни один из сомножителей не равен нулю, а именно, когда  перемножаемые векторы перпендикулярны. Итак,                  аb = 0 равносильно а┴b.      (23)

      Скалярное произведение двух векторов может быть положительным или отрицательным  числом, в зависимости от того, образуют ли они острый или тупой угол между собой.

      Скалярное умножение подчиняется законам  умножения чисел:

  1. закону переместительности:                        ab = ba;      (24)
  2. закону распределительности:               (а + b) c = ac + bc;      (25)
  3. закону сочетательности по отношению к числовому множителю:

    (αа) b = α (ab).       (26)

    Но, вообще говоря,                          (ab) c a (bc),       (27)

потому  что в левой части неравенства (27) стоит вектор, коллинеарный с  с, в правой части – вектор, коллинеарный с а. [5]

     Задача 1. Даны векторы а и в. Найти длину вектора а+в, если известно, что =4, =3, а угол между векторами а и в равен 60°. [1]

     Решение. Согласно одного из свойств скалярного произведения векторов , . Следовательно, .

     Задача 2. Вычислить косинусы углов А и В треугольника АВС, вершины которого имеют следующие координаты: А(1;6), В(1;1), С(4;1).

     Решение. Согласно определению скалярного произведения векторов и в, , найдем .

      Вычислим координаты векторов АВ и АС: АВ(0;-5), АС(3;-5),

      ; .

      Затем вычислим координаты векторов ВА и ВС: ВА (0;5), ВС(3;0), . Следовательно, ВА^ВС, и . [6]

     Задача 3. В точках М1(х1;у1), М2(х2;у2) сосредоточены массы, соответственно равные m1 и m2. Найти координаты центра тяжести системы этих масс.

     Решение. Известно, что центр масс С лежит на отрезке М1М2 и удален от точек М1 и М2 на расстояние, обратно пропорциональные массам m1 и m2, т.е. точка С, являющаяся центром тяжести системы двух материальных точек, делит отрезок М1М2 в отношении . Используя формулы для нахождения координат середины отрезка ; и подставляя в них значение , после преобразований находим координаты точки С:

      ; . [3] 

    1. Векторное умножение. Смешанное  произведение трех векторов. Двойное векторное  произведение.

    Наряду  с умножением двух векторов, приводящим к скаляру, рассмотрим еще один тип  умножения векторов, в результате которого получается вектор. Такое  умножение называется векторным  или внешним.

    Векторным произведением двух векторов а и b называется вектор с, обладающий следующими свойствами:

  1. Длина вектора с равна площади параллелограмма, построенного на векторах а и b, т.е.                                с = а · b · sin ().       (28)
  2. Вектор с перпендикулярен к плоскости этого параллелограмма, т.е. перпендикулярен вектору а и вектору b:               ac = 0 и bc = 0     (29)
  3. Векторы а, b и с, взятые в указанном порядке, составляют правую тройку векторов.

    Это последнее условие значит, что  наблюдатель, стоящий на плоскости  векторов а и b так, что направление от его ног к голове совпадает с направлением вектора с, видит кратчайшее вращение от направления а к направлению b совершающимся справа налево, т.е. против часовой стрелки.

      Для векторного произведения с вектора а на вектор b вводится обозначение:                                    с = [ab]     (30) 

или                                                       с = a b       (30')

      Если  перемножаемые векторы взаимно  перпендикулярны, то модуль векторного произведения равен произведению модулей  сомножителей:

|[ab]| = ab, если a ┴ b.                 (31)

    Если  перемножаемые векторы коллинеарны, sin () = 0 и векторное произведение их равно нулю, т.е.                      [ab] = 0,         (32)

это равносильно  a || b; в частности                   [ab] = 0.     (32')

    Свойство  переместительности для векторного умножения не сохраняется, так как  перемена мест сомножителей приводит к перемене знака произведения или, точнее, вектор-произведение меняет направление  на противоположное:

    [ab] = - [ba].        (33)

    Свойство  сочетательности по отношению к скалярному множителю сохраняется:                             α [ab] = [(αa) b] = [a (αb)].        (34)

    Свойство  распределительности для векторного произведения сохраняется:

    [a (b + c)] = [ab] + [ac].             (35)

    Если  векторное произведение двух векторов [ab] умножается скалярно на третий вектор с, то такое произведение трех векторов называется смешанным (векторно-скалярным) и обозначается так:            [ab] c = c [ab].     (36)

    Смешанное произведение имеет простое геометрическое толкование – это скаляр, по абсолютной величине равный объему параллелепипеда, построенного на данных трех векторах. Если векторы а, b и с составляют правую тройку, их смешанное произведение есть число положительное, равное указанному объему; если же тройка а, b и с – левая, смешанное произведение – число отрицательное, и для получения положительного объема придется переменить знак на обратный.

    Смешанное произведение трех векторов равно нулю тогда и только тогда, когда эти  векторы компланарны, т.е. условие  компланарности трех векторов имеет вид:                                     [ab] c = 0        (37)

    Смешанное произведение обладает тем свойством, что оно не меняется при круговой перестановке сомножителей и меняет знак при всякой перестановке, меняющей последовательность сомножителей:

    [ab] c = [bc] a = [ca] b = - [ba] c = - [ac] b = - [cb] a.      (38)

    Поэтому смешанное произведение векторов а, b и с иногда обозначают проще, написав их рядом в той последовательности, в которой производятся действия:                                    [ab] c = abc               (39)

    Если  векторное произведение двух векторов [ab] умножается векторно на третий вектор с, то такое произведение называется двойным векторным произведением и обозначается так:               [[ab] c].         (40)

    Двойное векторное произведение не обладает ни свойством переместительности, ни свойством сочетательности:

    [[ab] c] [c [ab]],      (41)                             [[ab] c] [a [bc]].      (42)

    Вектор  [[ab] c] компланарен векторам а и b; поэтому он может быть разложен по этим векторам. Соответствующая формула разложения двойного векторного произведения такая:               [[ab] c] = b (ac) – a (bc).      (43) [5] 

     Задача 1. Компланарны ли векторы , , ?

     Решение. Если векторы компланарны, то по свойству 4) их смешанное произведение равно нулю. Проверим это. Найдем смешанное произведение данных векторов, вычислив определитель:

      векторы , , некомпланарны.

     Деление отрезка в данном отношении.

     Пусть отрезок  в пространстве Oxyz задан точками и . Если он разделен точкой в отношении , то координаты точки следующие:

      .

     Задача 2. Найти точку , делящую отрезок в отношении , если .

     Решение. Определим координаты точки :

     . Таким образом,  . 

    Задача 3. Векторы образуют правую тройку, взаимно перпендикулярны и Вычислить их смешанное произведение.

    Решение. По определению, . Вектор образует с и правую тройку, причем Значит Кроме того,

      

    Тогда  

    Задача 4. Вычислить и определить ориентацию этой тройки векторов, если Найти объем параллелепипеда, построенного на векторах приведенных к общему началу.

    Решение.

    Поскольку смешанное произведение отрицательно, тройка векторов является левой. Находим объем параллелепипеда:

    

    Задача 5.  Доказать, что точки A(1, 2, –1), B(0, 1, 5),          C(–1, 2, 1) и D(2, 1, 3) лежат в одной плоскости.

    Решение. Рассмотрим три вектора

    

    Согласно  формуле (10) их смешанное произведение:

    

    а это значит, что векторы  – компланарны и лежат в одной плоскости, т. к. имеют общее начало. Таким образом, точки A, B, C, D лежат в одной плоскости.

    Задача 6. Вычислить объем треугольной пирамиды OABC, если

    Решение.  ,

где – объем параллелепипеда, построенного на векторах

Согласно  геометрическому смыслу смешанного произведения

     .

Поскольку

    

 то получаем  [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Разработка комплекса заданий для практических занятий по разделу «Основы векторной алгебры»