Разработка комплекса заданий для практических занятий по разделу «Основы векторной алгебры»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время проблемам преподавания математики в школе стали уделять больше внимания. Это связано с научно-техническим прогрессом и развитием наукоемких производств. Технические науки, среди которых, в последнее время, быстро развиваются и имеют огромное практическое значение, такие как информационные технологии, электроника и т.д., немыслимы без математического аппарата.
Основа для математической грамотности закладывается именно в школе, поэтому изучению вопросов, связанных с этим процессом, уделяется пристальное внимание. Математика является одним из опорных предметов школы. Она требует от учащихся волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания. Математика развивает личность учащегося. Изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.
Цель исследования – разработать комплекс заданий для практических занятий по разделу «Основы векторной алгебры».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Векторы и действия над ними
1.1. Векторы. Равенства векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение векторов………………………5
1.2. Проекции векторов. Скалярное умножение векторов…………………….15
1.3. Векторное умножение. Смешанное произведение трех векторов. Двойное векторное произведение…………………………………………………….18
Глава 2. Применение векторной алгебры в аналитической геометрии
2.1. Определение положения точки при помощи радиуса-вектора. Координаты вектора. Действия над векторами, заданными своими координатами. Основные формулы………………………………………...23
2.2. Геометрическое значение векторных уравнений………………………….29
2.3. Плоскость…………………………………………………………………….33
2.4. Прямая линия в пространстве………………………………………………39
2.5. Прямая и плоскость………………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………….50
Список литературы…………………………………………………………………51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 751.19 Кб (Скачать файл)

с –  а = с + (-а),    (6')

т.е. чтобы  вычесть вектор, достаточно прибавить  равно-противоположный ему вектор.

    Рассмотрим  еще умножение вектора на скаляр.

    Произведение  αа, где α – любое число, представляет вектор, коллинеарный с а и имеющий  длину, в α раз большую, чем  вектор а. Этот новый вектор имеет  направление или совпадающее  с направлением а, или направление, ему противоположное, в зависимости  от того, будет ли α положительным  или отрицательным числом.

    Отдельно  рассматривать деление вектора  на число не стоит, потому что это  действие сводится к умножению вектора  на обратное число; например, вместо того чтобы разделить вектор на 3, достаточно умножить его на 1/3.

    Умножение вектора на скаляр подчиняется законам  умножения чисел:

  1. закону переместительности:                αа = аα;      (7)
  2. закону сочетательности:                 α (βа) = (αβ) а;    (8)
  3. закону распределительности:             α (a + b) = αa + αb, (9)

    и                           (α + β) a = αa + βa. (9')

    Если  произведение равно нулю:    αа = 0,  то  или α = 0,    или а = 0

    Если  а и b – два коллинеарных вектора, то всегда можно найти такой скаляр λ, который, будучи помножен на а, дает вектор, равный b, т.е.  

    b = λа     (10)

Иначе это число λ можно назвать  отношением векторов b и а:     b : а = λ.

    Говорить  об отношении неколлинеарных векторов не имеет смысла.

    Условие, необходимое и достаточное для  коллинеарности двух векторов а и  b, выражается равенством (10) или более общей линейной зависимостью, их связывающей:                               αа + βb = 0     (11)

    Вектор, который при выбранном масштабе имеет длину, равную единице, называется единичным вектором ил  и ортом. Если дан какой-нибудь вектор а, то единичный вектор а0 того же направления мы получим, разделив а на его модуль:                                   а0 = , откуда а = |а| · а0.

    Компланарными векторами называются векторы, расположенные в одной и той же плоскости или параллельные одной и той же плоскости.

    Условием, необходимым и достаточным для  компланарности трех векторов а, b и с, является существование между ними линейной зависимости, т.е. соотношения                           αа + βb + γс = 0         (12)

где коэффициенты α, β и γ не равны нулю одновременно.

    Иначе говоря, если мы имеем два неколлинеарных вектора а и b, то всякий третий компланарный им вектор с может быть единственным способом «разложен по векторам а и b», т.е. представлен как сумма двух векторов, соответственно им коллинеарных:             с = λа + μb.      (13)

    Если  мы имеем три неколлинеарных вектора  а, b и с, т.е. представлен как сумма трех векторов, соответственно им коллинеарных: d = αа + βb + γс.  (14)

    Между любыми четырьмя векторами существует линейная зависимость:

    αа + βb + γc + δd = 0,

где α, β, γ и δ не равны нулю одновременно. [5] 

    Задача  1. Даны векторы а(2;-4), в(-5;2),. Найти координаты вектора 2а - 3в.

    Решение. Координаты векторов будут равны 2а(4; -8) и 3в(-15; 6). Разность векторов 2а и 3в имеет координаты, равные разности координат векторов 2а и 3в , т.е. (19; -14). 

     Задача 2. Даны два вектора АВ и CD, причем А( -1; 2; 4), В ( -4; 5; 4),       С( -1; -2; 2) и D(2; 1; 5). Определить, перпендикулярны они друг другу или нет.

     

     Решение.

    Найдем  сначала координаты векторов. АВ = ( -3; 3; 0) и СD = (3; 3; 3).

вычислим  теперь скалярное  произведение этих векторов:

АВ · СD = (-3) · 3 + 3 · 3 + 0 · 3 = 0. Последнее и означает, что АВ ┴ СD.

    Два вектора называются коллинеарными, если направления их либо совпадают, либо противоположны. Таким образом, коллинеарные векторы лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых (рис.10). Для коллинеарности векторов используется знак параллельности: а||в.

    Два вектора а и в коллинеарны тогда и только тогда, когда существует число λ такое, что в = λ а.

    Нулевой вектор считается  коллинеарным любому вектору.

     Задача 3. В треугольник АВС векторы АВ = а, ВС = в, СА = с. Выразить АМ, BN, СК, где АМ, BN, СК – медианы треугольника, через векторы а, в и с.

     Решение. Ясно, что АМ = АВ + ВМ = с + а/2, BN = ВС = СN = а + в/2,

СК = СА + АК = в + с/2.  [2] 

     Задача 4.

    Даны два  вектора AB и CD,  причем А ( -1; 2; 4), В ( -4; 5; 4), С ( -1; -2; 2) и D (2; 1;5).  Определить, перпендикулярны они друг другу или нет.

     Решение.

    Найдем  сначала координаты  векторов. АВ = ( -3; 3; 0) и СD = (3; 3; 3).

    Вычислим теперь  скалярное произведение  этих векторов:

       АВ · СD = ( -3) · 3 + 3 · 3 + 0 · 3 = 0.

   Последнее и означает, что АВ  ┴ СD.

      

     Задача 5. Дан произвольный треугольник АВС. Доказать, что можно построить треугольник, стороны которого равны и параллельны медианам треугольника АВС. 
 

   

  Решение.

    Обозначим медианы  треугольника АВС  через ВЕ, СF и обозначим векторы, идущие вдоль сторон треугольника АВС, через а, в, с:

ВС = а, СА = в, АВ = с

(рис.8). Тогда

АD = АВ + ВD = АВ + = с +

аналогично  определяются и другие медианы:

ВЕ = а + , СF = в +

    Так как,  в силу условия  замкнутости

ВС + СА + АВ = а + в + с =0,

то  мы имеем:

АD + ВЕ + СF = ( с + ) + (а + ) + ( в + ) = ( а + в + с) = х 0 = 0.

    Следовательно,  отложив от точки В, вектор В1С1 = ВЕ и от точки С1 – вектор С1D1 = СF, мы получим.

А1В1 + В1С1 + С1D1 = АD + ВЕ + СF = 0.

    А это значит (в  силу условия замкнутости), что ломаная А1В1С1D1 является замкнутой, т.е. точка D1 совпадает с А1.

    Таким образом,  мы получаем треугольник  А1В1С1 (рис.9), стороны которого равны и параллельны медианам АD, ВЕ, СF исходного треугольника. [6]

  

Задача 6. Доказать, что для любого треугольника имеет место формула

с2 = а2 + в2 – 2ав · соs С (теорема косинусов)

    Решение.

    Положим: а = СВ, в = СА,

 с = АВ .

    Тогда с = а – в, и мы имеем

(учитывая, что угол между  векторами а и в равен С):

с2 = ( а – в )2 = а2 – 2ав + в2 = а2 – 2ав · соs С + в2.

  

Задача  7.  Докажите, что сумма квадратов диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов его сторон.

   

 
 

Решение  Пусть четырехугольник АВСD – параллелограмм. Имеем векторные равенства

АВ + AD = АС, АВ – АD = DВ.

    Возведем эти равенства  в квадрат. Получим:

АВ2 + 2 АВ · АD + АD2 = АС2, АВ2 – 2АВ · АD + АD2 = DВ2

    Сложим эти равенства  почленно. Получим:

2АВ2 + 2 АD2 = АС2 + DВ2.

    Так как у параллелограмма  противолежащие стороны  равны, то это  равенство и означает, что сумма квадратов  диагоналей параллелограмма  равна сумме квадратов  его сторон, что  и требовалось  доказать.

   

Задача  8. Даны три точки: А ( 1; 1), В ( -1; 0), С ( 0; 1). найдите такую точку D ( х; y), чтобы векторы АВ и СD были равны. [3]

    Решение.

Вектор АВ имеет  координаты –2, -1. Вектор СD имеет координаты х – 0, y –1. Так как АВ = СD, то х – 0 = -2, y –1 = -1. Отсюда находим координаты точки D:            х = -2, y = 0.

    

  Задача 9.

    Даны два  вектора АВ и  СD, причем А ( -1; 2; 4), В ( -4; 5; 4), С ( -1; -2; 2),        D ( 2; 1; 5).Определить, перпендикулярны они друг другу или нет.

    Решение.

    Найдем  сначала координаты  векторов. АВ = ( -3; 3; 0) и СD ( 3; 3; 3).

    Вычислим теперь  скалярное произведение  этих векторов:

                            AB · CD = ( -3) · 3 + 3 · 3 + 0 · 3 = 0.

     Последнее означает, что АВ ┴ CD  

    Рассмотренные выше  примеры задач  показывают, что векторный  метод является  весьма мощных  средством решения  геометрических и  многих физических (и  технических) задач. 

Задача 10. Дана треугольная призма (рис. 3). Разложить вектор по векторам и

Решение. По правилу треугольника имеем

             

Складывая левые и правые части этих векторных  равенств, получаем

Так как  и то и, следовательно,

 
 
 

    1. Проекции  векторов. Скалярное  умножение векторов.

    Осью называется прямая, на которой выбрано положительное направление и единица длины. Ось вполне определяется единичным вектором (ортом).

    Проекцией точки М на данную ось называется основание перпендикуляра , опущенного из данной точки М на данную ось.

    Проекция  вектора  на ось называется длина вектора , заключенного между проекциями начала и конца вектора , причем длина эта берется с положительным знаком, когда вектор имеет направление орта оси, и с отрицательным знаком, когда и орт оси имеют противоположные направления.

    Проекция  вектора на ось есть скаляр.

    Проекция  вектора на ось равна произведению длины этого вектора на косинус  угла (φ) между вектором и осью:

    пр. = || · cosφ.           (15)

    Проекция  суммы векторов равна алгебраической  сумме проекций слагаемых векторов:            пр. (a + b + c) = пр. а + пр. b + пр. с.    (16)

    Проекция  произведения вектора на скаляр равна  произведению этого же скаляра на проекцию вектора:                  пр. (αа) = α · пр. а.    (17)

Информация о работе Разработка комплекса заданий для практических занятий по разделу «Основы векторной алгебры»