Проблемно-поисковые задачи как средство формирования исследовательских умений обучающихся на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: если выделить специфические исследовательские умения будущего учителя математики и на этой основе разработать соответствующую им систему проблемно-поисковых задач, то это позволит повысить качество методической подготовки студентов к реализации на практике проблемного обучения учащихся средней школы.

Задачи исследования:
Уточнить понятие проблемно-поисковой задачи.
Выявить необходимость использования проблемно-поисковых задач по математике в проблемном обучении.
Уточнить состав исследовательских умений учащихся.
Выявить особенности построения системы проблемно - поисковых задач.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы использования проблемно-поисковых задач на уроках математики.
5
1.1 Понятие проблемно-поисковой задачи
5
1.2 Проблемно-поисковые задачи по математике - основа проблемного обучения
13
Глава 2. Методические особенности использования проблемно-поисковых задач для формирования исследовательских умений обучающихся
20
2.1 Исследовательские умения учащихся средней школы
20
2.2 Основные принципы построения системы проблемно - поисковых задач
27
Заключение
32
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

моя Курсовая.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет» 
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

Факультет математики, информатики и физики

Кафедра теории и методики обучения математике и информатике

 

 

 

Проблемно-поисковые задачи как средство формирования исследовательских умений обучающихся на уроках математики

курсовая работа

по специальности 050201 «Математика» с дополнительной специальностью 050202 «Информатика»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Кубракова Анна Сергеевна         МИФ-М-41

________________________________

(подпись)

 

«Прошла защиту»

 

 

Оценка ________________________

 

Руководитель:

Дюмина Т.Ю., канд. пед. наук, доцент

 

________________________________

(подпись)


 

 

 

 

 

Волгоград

2012

 

Содержание

Введение

3

Глава 1. Теоретические основы использования проблемно-поисковых задач на уроках математики.                                                           

5

1.1 Понятие проблемно-поисковой  задачи

5

1.2 Проблемно-поисковые задачи  по математике - основа проблемного  обучения 

13

Глава 2. Методические особенности использования проблемно-поисковых задач для формирования исследовательских умений обучающихся

20

2.1 Исследовательские умения  учащихся средней школы

20

2.2 Основные принципы построения  системы проблемно - поисковых задач

27

Заключение

32

Литература

33


 

 

Введение

Актуальность исследования. Требования, предъявляемые к профессиональным качествам ученикам, в современных условиях существенно изменились. Приоритетные позиции в образовании сместились в сторону формирования у школьников потребности в самостоятельной исследовательской деятельности в рамках учебно-познавательного процесса.

Существует противоречие между необходимостью формирования специфических исследовательских умений по реализации на практике проблемного обучения математике учащихся средней школы и несоответствием этой задаче содержания, методов и форм организации учебной деятельности учеников. Это и определяет актуальность исследования по теме «Проблемно-поисковые задачи как средство формирования исследовательских умений обучающихся на уроках математики».

Проблема исследования состоит в выявлении возможностей проблемно-поисковых задач как средства формирования исследовательских умений учащихся.

Цель исследования: выявить теоретические и методические основы проблемно-поисковых задач как средства формирования исследовательских умений обучающихся на уроках математики.

Объект исследования: использование проблемно-поисковых задач на уроках математики.

Предмет исследования: содержание и структура системы проблемно-поисковых задач, ориентированной на формирование исследовательских умений учащихся на уроках математики.

Гипотеза исследования: если выделить специфические исследовательские умения будущего учителя математики и на этой основе разработать соответствующую им систему проблемно-поисковых задач, то это позволит повысить качество методической подготовки студентов к реализации на практике проблемного обучения учащихся средней школы.

 

Задачи исследования:

  1. Уточнить понятие проблемно-поисковой задачи.
  2. Выявить необходимость использования проблемно-поисковых задач по математике в проблемном обучении.
  3. Уточнить состав исследовательских умений учащихся.
  4. Выявить особенности построения системы проблемно - поисковых задач.

 

 

Глава 1. Теоретические основы использования проблемно-поисковых задач на уроках математики

1.1 Понятие проблемно-поисковой задачи

Перед началом работы с проблемно-поисковыми задачами обратимся к трактовке понятия «задача».

В БСЭ: задача - это «1. Поставленная цель, которую стремятся достигнуть. 2. Поручение, задание. 3. Вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления, проблема. 4. Один из методов обучения и проверки знаний и практических навыков учащихся»[11].

В психологии задача чаще всего определяется как «ситуация, требующая опт субъекта некоторого действия» как «объект мыслительной деятельности, содержащий требование некоторого практического преобразования или ответа на теоретический вопрос посредством поиска условий, позволяющих раскрыть связи (отношения) между известными и неизвестными ее элементами».

Подробный анализ различных подходов психологов к трактовке понятия задачи дан в работах Г.А. Балла [2,3,4]. Автор так определяет понятие задачи: «Задача, в самом общем виде - это система, обязательными компонентами которой являются: а) предмет задачи, находящийся в исходном состоянии (или исходный предмет задачи); б) модель требуемого состояния предмета задачи (эту модель мы отождествляем с требованием задачи). Как видно из определения, задача по Г.А. Баллу характеризуется тремя основными понятиями (система, предмет, модель). Под предметом автор понимает все то, на что направлена мысль исследователя.

Задача по своей структуре представляет объективно заданное и сформулированное (представленное) в словесной или знаковой форме отношение между определенными «условиями», характеризуемыми как «известное», и тем, что требуется найти, характеризуемым как «искомое».

Задача предполагает необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения ясно видимой, но непосредственно недоступной цели. Решение задачи означает нахождение этого средства. Задача может быть сложной или простой; в первом случае найти ее решение трудно, во втором - легко. Кстати, трудность решения в какой-то мере входит в само понятие задачи: там, где нет трудности, нет и задачи.

В.И. Крупич рассматривает задачу как сложный объект, систему, которая существует в материальной форме независимо от субъекта и характеризуется внешним и внутренним строением [16,17].

Итак, информационная структура задачи состоит из следующих компонентов, которые взаимосвязаны друг с другом и представляют систему 8={АСЯДВ}, где:

А - условие, т.е. данные и отношения между ними. В - требование задачи, т.е. искомые и отношения между ними. Я - основное отношение в системе отношения между данными и искомыми. Оно существует объективно и создает в задаче информационно-познавательное противоречие, позволяющее учащимся осознать условие и требование задачи. Д - способ, определяющий процесс решения задачи. С - базис решения задачи

Ю.М. Колягин [12,13,14,15] понимает под задачей особое состояние системы «человек - заданная ситуация», где вторым компонентом системы является множество взаимосвязанных через некоторые свойства и отношения элементов. Если субъекту, вступившему в контакт с ситуацией, неизвестен хотя бы один элемент, свойство или отношение и у субъекта есть потребность установить неизвестные ему элементы, свойства и отношения этой ситуации, последняя становится для него задачей.

В отличие от информационной структуры задачи В.И. Крупича, есть структура задачи, содержащая четыре компонента: УОРЗ, где:

 У - условие задачи; 3 - заключение задачи; Р - преобразование условия задачи для нахождения требуемого заключением искомого; О - теоретическое обоснование решения.

В.И. Крупич разграничивает понятия «сложность» и «трудность» задачи.

«Трудность» - психолого-дидактическая категория, представляющая собой совокупность многих субъективных факторов, зависящих от особенностей личности.

«Сложность» задачи - логическая категория, зависящая от числа элементов, входящих в структуру задачи (внутреннее устройство) и числа связей между элементами. Следовательно, сложность задачи не зависит от мнения субъекта, она объективна.

Сложность задачи входит в трудность как один из ее компонентов, так как она зависит от структуры, которая, в свою очередь, определяет способ решения задачи. А способ решения задачи входит в состав информационной структуры задачи (компонент Д).

Итак, трудность задачи характеризуется: 1) степенью ее проблемности; 2) сложностью; 3) степенью новизны задачи по отношению к усвоенным знаниям и способам действия; 4) степенью обобщенности нового знания или способа действий; 5) интеллектуальными возможностями учащихся (запас знаний, глубина, опыт решения задач и другие).

Различные трактовки понятия проблемно - поисковой задачи

Существуют различные трактовки понятия проблемно-поисковой задачи, которая рассматривается в рамках исследовательской задачи, познавательной задачи, творческой задачи, проблемной задачи. Остановимся на каждом из этих подходов более подробно.

1. Исследовательские задачи (задания)

Основные признаки исследовательской задачи: 1) отсутствие не только алгоритма, но и различного рода алгоритмического предписания; 2) нестандартность формулировки проблемы; 3) нестандартность нахождения способов решения; 4) возможность составления новых задач, вытекающих из решения данной; 5) многовариантность способов решения, ответов. Для решения исследовательской задачи необходимо выдвижение нескольких мощных идей, нескольких гипотез, поиск решения ее не обходится без догадок, эвристик.

Виды исследовательских задач: 1) задачи на выявление свойств изучаемых математических объектов или отношений между ними; 2) задачи на выделение частных случаев некоторого факта в математике; 3) задачи на обобщение ряда вопросов; 4) классификация математических объектов, отношений между ними, основных фактов данного раздела математики; 5) решение одной и той же задачи разными способами; 6) составление новых задач, вытекающих из решения данных; 7) варьирование задач.

2. Познавательные задачи

Основные признаки познавательной задачи: 1) неизвестность способа решения; 2) самостоятельность учащихся при добывании новых знаний или новых способов решения проблем; 3) достаточная сложность для того, чтобы вызвать у учащихся затруднение; 4)посильность для самостоятельного нахождения ответа учащимися; 5) взаимосвязь задачи не только с новыми, но и с прежними знаниями учащихся; 6) неизвестность результата при известных средствах его достижения.

Существует следующая классификация познавательных задач, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся: репродуктивные, частично-поисковые и творческие. Репродуктивные задачи - это задачи с ограниченным временем на их выполнение, ориентированные на развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей. Частично-поисковые задачи - задачи, требующие простых мыслительных операций с данными (например, задачи на выявление, перечисление, сопоставление, обобщение и др.); сложных мыслительных операций (индукции, дедукции, интерпретации и другие); или задачи, требующие дополнительного сообщения фактов. Творческие задачи - поисковые задачи по практическому приложению знаний в новой ситуации; проблемные задачи и ситуации; задачи на обнаружение на основе собственных наблюдений; на приобретение новых знаний в процессе собственных размышлений.

3. Творческие задачи (задания)

Основные признаки творческой задачи: 1)проблема, сформулированная в задаче, может быть явно не определена; 2) условие не содержит указаний о том, какие знания необходимо применить; 3) условие может содержать избыточные или недостаточные данные; 4) задача может иметь два или более способов решения; 5) результат задачи неизвестен, неизвестно средство его достижения.

Творческое задание определяется как задание, в котором осуществляется определенный неалгоритмический поиск решения. К таким заданиям автор относит: задания на доказательство, составление задач, задания с недостаточными или избыточными исходными данными. В процессе выполнения задания происходит открытие новых сторон изучаемого материала, происходит не «разучивание» учебного материала, а его творческое применение. Автор выделяет требования к творческим заданиям:

  • проблема, сформулированная в задании, может быть явно не определена;
  • условия не содержат указаний о том, какие знания необходимо применить;
  • условие может содержать избыточные или недостаточные данные, которые должны быть определены студентом на основе его опыта;
  • задание может иметь два и более способа решения. Выполнение данного задания предполагает самый высокий уровень самостоятельности - творческий.

Информация о работе Проблемно-поисковые задачи как средство формирования исследовательских умений обучающихся на уроках математики