Приёмы формирования универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению простых задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является составление комплексных приемов, направленных на формирование УУД у младших школьников в процессе обучения решению простых задач.
Объектом исследования является формирование универсальных учебных действий в процессе решения простых задач.
Предмет исследования - приемы формирования УУД на уроках математики в процессе решения задач.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
сформулировать определение УУД, раскрыть виды УУД;
провести анализ современных программ по математике;

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников…………………………………………………………………..6
Понятие универсальных учебных действий, виды универсальных учебных действий………………………………………………………….6
1.2. Анализ Федерального Государственного Образовательного Стандарта по проблеме формирования универсальных учебных действий……………. 11
1.3.Потенциал УМК «Школа 2100» для формирования УУД…………… 16 Глава 2. Опыт использования комплекса приемов, направленных на формирование УУД у младших школьников в процессе обучения решению простых задач…………………………………………………… 23
2.1. Понятие «простая задача» и её классификация………………………. 23
2.2. Цель, задачи, этапы опытно-практической работы…………………… 26
2.3.Итоги реализации комплексных приемов, направленных на формирование УУД у младших школьников в процессе обучения решению простых задач……………………………………………………………………………..30
Заключение …………………………………………………………………….35
Используемая литература………………………

Вложенные файлы: 1 файл

мой диплом.docx

— 64.60 Кб (Скачать файл)

  Еще раз обращаем внимание на то, что УМК «Школа 2100» обеспечивает лучшие в России результаты, отражающие цель исследований PIRLS – способность выпускников начальных классов к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей.

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

‐ произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

‐ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

‐ использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

‐ ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

‐ уметь устанавливать причинно‐следственные связи;

‐ уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

‐ уметь устанавливать аналогии;

‐ владеть общим приемом решения учебных задач.

‐ создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

‐ уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

С самых первых уроков ребенок включается в конструктивное, предметное общение. Как уже было сказано ранее, учитель формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы и т.п. При этом учителю необходимо четко объяснять ученику, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое – недопустимо. В учебниках есть задания для их выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои, герои страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД и пр.

Предполагается, что результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

 

  1. понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

 

  1. учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

 

  1. формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

 

  1. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 

  1. строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

 

  1. задавать вопросы;

 

  1. использовать речь для регуляции своего действия;

 

  1. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

 

  1. уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 

  1. уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

 

  1. достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру;

 

  1. уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 

  1. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

Очевидно, что формирование УУД во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. Это выражается и в формулировке вопросов и в точности комментариев учителя, направленных непосредственно на формирование различных видов УУД.

Примеры формирования коммуникативных, личностных, позна‐вательных и регулятивных УУД.

1. Коммуникативные  УУД формируются, когда:

‐ ученик учится отвечать на вопросы;

‐ ученик учится задавать вопросы;

‐ ученик учится вести диалог;

‐ учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».

2. Личностные  УУД формируются, когда:

‐ учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;

‐ учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

3. Познавательные  УУД формируются, когда:

‐ учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».

4. Регулятивные  УУД формируются, когда:

‐ учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой‐либо задачи, оценивать и пр.

В заключении, хотелось бы подчеркнуть два очень важных момента:

 

  1. вышеперечисленные формулировки являются отправной точкой для работы учителя с УМК «Школа 2100», однако темы учебников и рабочих тетрадей предполагают более конкретные формулировки;

 

  1. при работе с УМК «Школа 2100» необходимо учитывать, что при изучении практически всех тем можно формировать все универсальные учебные действия одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опыт использования комплекса приемов, направленных на формирование УУД у младших школьников в процессе обучения решению простых задач.

2.1. Понятие «простая задача» и её классификация.

С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи (освоение космоса, воспитание подрастающего поколения, оборона страны и т.п.), задачи определенных коллективов и групп (сооружение объектов, выпуск литературы, установление связей и зависимостей и др.), а также задачи, которые стоят перед отдельными личностями.

   К решению разноплановых  жизненных  задач школьников начинают  готовить уже в младшем школьном  возрасте в процессе обучения  математике.

   Решая задачи, учащиеся  приобретают новые  или закрепляют, углубляют и систематизируют  уже имеющиеся математические  знания.

Отдельно стоят математические задачи, решение которых достигается специальными математическими средствами и методами. Среди них выделяют задачи научные, решение которых способствует развитию математики и ее приложений, и задачи учебные, которые служат для формирования необходимых математических знаний, умений и навыков.

Математическая задача - это связанный лаконический рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии.

Математические задачи, в которых есть хотя бы один объект, являющийся реальным предметом, принято называть текстовыми.

Текстовая задача – описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения.

Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные.

Простая задача – задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие. Простые задачи в системе обучения математике играют чрезвычайно важную роль. С помощью решения простых задач формируется одно из центральных понятий начального курса математики – понятие об арифметических действиях и ряд других понятий. Умение решать простые задачи является подготовительной ступенью овладения учащимися умением решать составные задачи, так как решение составной задачи сводится к решению ряда простых задач. При решении простых задач происходит первое знакомство с задачей и её составными частями.

В связи с решением простых задач дети овладевают основными приемами работы над задачей.

На первом этапе знакомства детей с простой задачей перед учителем возникает одновременно несколько довольно сложных проблем:

-нужно, чтобы в сознание детей вошли и укрепились вторичные сигналы к определенным понятиям, связанным с задачей;

-выработать умение видеть в задаче данные числа и искомое число;

-научить сознательно выбирать действия и определять компоненты этих действий.

Разрешение указанных проблем нельзя расположить в определенной последовательности. В занятиях с детьми довольно часто приходится добиваться результатов не одного за другим, а идти к достижению нескольких целей одновременно, постепенно развивая и расширяя достигнутые успехи в нескольких направлениях.

При знакомстве с задачами и их решением нельзя избежать специфических терминов, но дети должны их понимать, чтобы осознавать смысл задачи. Работа с детьми по усвоению ими терминологии начинается с первых дней занятий в школе и ведётся систематически на протяжении всех лет обучения.

Простые задачи можно разделить на группы в соответствии с теми арифметическими действиями, которыми они решаются. Однако в методическом отношении удобна другая классификация: деление задач на группы в зависимости от тех понятий, которые формируются при их решении. Можно выделить три такие группы. Охарактеризуем каждую из них.

К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий.

В этой группе пять задач:

1) Нахождение суммы двух чисел ( Девочка вымыла 3 глубокие тарелки и 2 мелкие. Сколько всего тарелок вымыла девочка?).

2) Нахождение остатка ( Было 6 яблок. Два яблока съели. Сколько осталось?).

3) Нахождение суммы одинаковых слагаемых (произведения) ( В живом уголке жили кролики в трех клетках, по 2 кролика в каждой. Сколько всего кроликов в живом уголке?).

4) Деление на равные части ( У двух мальчиков было 8 конфет, у каждого поровну. Сколько конфет было у каждого мальчика?).

5) Деление по содержанию (Каждая бригада школьников посадила по 12 деревьев, а всего они посадили 48 деревьев. Сколько бригад выполняли эту работу?).

Ко второй группе относятся простые задачи, при решении которых учащиеся усваивают связь между компонентами и результатами арифметических действий. К ним относятся задачи на нахождение неизвестных компонентов:

1) Нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому ( Девочка вымыла несколько глубоких тарелок и 2 мелкие, а всего она вымыла 5 тарелок. Сколько глубоких тарелок вымыла девочка?).

2) Нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому ( Девочка вымыла 3 глубокие тарелки и несколько мелких. Всего она вымыла 5 тарелок. Сколько мелких тарелок вымыла девочка?).

3) Нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности ( Дети сделали несколько скворечников. Когда 2 скворечника они повесили на дерево, то у них осталось еще 4 скворечника. Сколько скворечников сделали дети?).

4) Нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности (Дети сделали 6 скворечников. Когда несколько скворечников они повесили на дерево, у них еще осталось 4 скворечника. Сколько скворечников дети повесили на дерево?).

5) Нахождение первого множителя по известным произведению и второму множителю (Неизвестное число умножили на 8 и получили 32. Найти неизвестное число).

6) Нахождение второго множителя по известным произведению и первому множителю (9 умножили на неизвестное число и получили 27. Найти неизвестное число) .

7) Нахождение делимого по известным делителю и частному (Неизвестное число разделили на 9 и получили 4. Найти неизвестное число).

8) Нахождение делителя по известным делимому и частному (24 разделили на неизвестное число и получили 6. Найти неизвестное число).

К третьей группе относятся задачи, при решении которых раскрываются понятия разности и кратного отношения. К ним относятся простые задачи, связанные с понятием разности (6 видов), и простые задачи, связанные с понятием кратного отношения (6 видов):

1) Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел  (Один дом построили за 10 недель, а другой за 8 недель. На сколько недель больше затратили на строительство первого дома?).

Информация о работе Приёмы формирования универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению простых задач