Приёмы формирования универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению простых задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является составление комплексных приемов, направленных на формирование УУД у младших школьников в процессе обучения решению простых задач.
Объектом исследования является формирование универсальных учебных действий в процессе решения простых задач.
Предмет исследования - приемы формирования УУД на уроках математики в процессе решения задач.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
сформулировать определение УУД, раскрыть виды УУД;
провести анализ современных программ по математике;

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников…………………………………………………………………..6
Понятие универсальных учебных действий, виды универсальных учебных действий………………………………………………………….6
1.2. Анализ Федерального Государственного Образовательного Стандарта по проблеме формирования универсальных учебных действий……………. 11
1.3.Потенциал УМК «Школа 2100» для формирования УУД…………… 16 Глава 2. Опыт использования комплекса приемов, направленных на формирование УУД у младших школьников в процессе обучения решению простых задач…………………………………………………… 23
2.1. Понятие «простая задача» и её классификация………………………. 23
2.2. Цель, задачи, этапы опытно-практической работы…………………… 26
2.3.Итоги реализации комплексных приемов, направленных на формирование УУД у младших школьников в процессе обучения решению простых задач……………………………………………………………………………..30
Заключение …………………………………………………………………….35
Используемая литература………………………

Вложенные файлы: 1 файл

мой диплом.docx

— 64.60 Кб (Скачать файл)

 

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их математического воспитания и развития:

- способность проводить  исследование предмета, явления, факта  с точки зрения его математической сущности;

- применение общеучебных умений (анализ, сравнения, обобщения, классификации) для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов,  создания и применения моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма выполнения действия;

- моделирование различных  ситуаций, воспроизводящих смысл  арифметических действий, математических  отношений и зависимостей, характеризующих  реальные процессы (движение, работа и т.д.);

- проверка хода и результата  выполнения математического задания, обнаружение и исправление ошибок.

Содержание курса:

Решение тестовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующие процессы: движение работы, купи-продажи и др. Скорось,  время, путь, объем работы, время, производительность труда, количество товара, его цена и стоимость и др.

задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Тематическое планирование:

Задача.

Условие и вопрос задачи. Установление зависимости между величинами, представленными в задаче. Представление текста задачи с помощью таблицы, схемы, диаграммы, краткой записи или другой модели. Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действие с величинами при решении задач.

Решение текстовых задач арифметическим способом

Задачи, при решении которых используются: смысл арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деления); понятия «увеличить на (в)…», «уменьшить на (в)…»; сравнение величин.

Задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процессы: движение (скорость, время, путь),  работы (производительность труда, время, объем работы), купли-продажи (цена товара, количество товара, стоимость).

Задачи на время (начало, конец, продолжительность события).

Примеры задач, решаемых разными способами.

Задачи, содержащие долю (половина, треть, четверть, пятая часть и т.п.); задачи нахождения доли целого и целого по его доли.

Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.

Характеристика деятельности учащихся.

Выполнить краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.).

Планировать решения задачи.

Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

Объяснить выбор арифметических действий для решений.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, с составлением выражения).

Выбирать самостоятельно способ решения задачи.

Использовать геометрические образы в ходе решения задачи.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (вычислении) характера.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия (вопроса).

Таким образом, в данной главе рассматриваются различные понятия УУД, его виды (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные), а также условия их реализации в процессе обучения младших школьников.

Помимо этого мы анализировали Федеральный Государственный Стандарт Начального Общего Образования второго поколения, который устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, предметным и метапредметным.

    1. Потенциал УМК «Школа 2100» для формирования УУД

Раскрывая основные положения учебно‐методического комплекса «Школа 2100» в свете требований ФГОС, мы в общих чертах характеризовали возможности, заложенные в УМК и результаты независимых исследований, иллюстрирующие его эффективность. Прежде чем более подробно характеризовать потенциал учебно‐методического комплекса для формирования универсальных учебных действий (УУД), заметим, что не только содержание учебных предметов, отраженных в учебниках, а также методы и формы, используемые учителем на уроке, существенным образом влияют на формирование УУД, которые закладываются в основу всей учебно‐воспитательной системы образования школы.

Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. Формирование умения самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  2. Формирование умения в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делать выбор, какой поступок совершить.
  3. …..

С этой целью в учебниках предлагаются специальные разделы:…..

  1. Овладение начальными навыками адаптации.

Реализации указанного результата способствуют задания, тексты, проекты, практические работы (на это работает, практически, весь курс предмета Математика).

Учебники математики дают ребенку первые пространственные и временные ориентиры, знакомят с миром величин, скоростей, с разными способами отображения и чтения информации и пр. И, опять же, именно организация деятельности, в том числе проектной, на уроках и во внеурочной работе необходима в достижении указанного результата.

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  2. Развитие самостоятельности и личной ответственности.

Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, в учебниках представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения, задачи и задания, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, играми, задачами на смекалку, ребусами, загадками, способствующими повышению мотивации обучающихся.

Разноцветные страницы и мотивационная направленность упражнений, заданий, вопросов в курсе математики поможет учащимся легче и быстрее усвоить изучаемый материал.

Хорошо известно, что младшие школьники и, особенно первоклассники, очень любят задавать вопросы и это ценное для дальнейшего обучения качество необходимо поддерживать.

  1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

‐ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

‐ формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные и внешние внутренние мотивы;

‐ ориентация на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности;

‐ интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

‐ способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия.

К регулятивным УУД относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и что очень важно, волевая саморегуляция.

Рассмотрим возможности формирования регулятивных УУД на примере решения задач. При всем многообразии подходов, можно выделить следующие общие компоненты, способствующие формированию УУД:

  1. Анализ текста задачи (семантический, логический, математический) является центральным компонентом приема решения задач;
  2. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств. В результате анализа задачи текст выступает как совокупность определенных смысловых единиц. Однако, текстовая форма выражения этих величин часто включает несущественную для решения задач информацию. Чтобы можно было работать только с существенными смысловыми единицами, текст задачи записывается кратко с использованием условной символики. После того как данные задачи специально вычленены в краткую запись, следует перейти к анализу отношений и связей между этими данными. Для этого осуществляется перевод текста на язык графических моделей, понимаемый как представление текста с помощью невербальных средств — моделей различного вида: чертежа, схемы, графика, таблицы, символического рисунка, формулы, уравнений и др. Перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто с трудом выявляются при чтении текста.
  3. Установление отношений между данными и вопросом .На основе анализа условия и вопроса задачи определяется способ ее решения (вычислить, построить, доказать), выстраивается последовательность конкретных действий. При этом устанавливается достаточность, недостаточность или избыточность данных.
  4. Составление плана решения задачи. На основании выявленных отношений между величинами объектов выстраивается последовательность действий — план решения. Особое значение имеет составление плана решения для сложных, составных задач.
  5. Осуществление плана решения.
  1. Проверка и оценка решения задачи. Проверка проводится с точки зрения адекватности плана решения, способа решения (рациональность способа), ведущего к результату. Одним из вариантов проверки правильности решения, особенно в начальной школе, является способ составления и решения задачи, обратной данной. Таких заданий и задач в учебниках Математики УМК «Школа 2100» вполне достаточно.

Общий прием решения задач должен быть предметом специального усвоения с последовательной отработкой каждого из составляющих его компонентов. Овладение этим приемом позволит учащимся самостоятельно анализировать и решать различные типы задач.

Описанный обобщенный прием решения задач применительно к математике в своей общей структуре может быть перенесен на любой учебный предмет. По отношению к предметам естественного цикла содержание приема не требует существенных изменений — различия будут касаться специфического предметного языка описания элементов задачи, их структуры и способов знаково‐символического представления отношений между ними.

Предполагается, что результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

‐ понимать, принимать и сохранять учебную задачу,

‐ ставить цели, позволяющие решать учебные задачи;

‐ планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

‐ учитывать правила планирования и находить контроль способа решения;

‐ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

‐ различать способ и результат действия;  

‐ уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям;

‐ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

‐ выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

‐ проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

‐ осуществлять контроль по результату и по способу действия;

‐ самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

‐ использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

‐ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Таким образом, целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия.

Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир – мир науки, в котором существуют свой язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Осмысление текстов, заданий; умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез, интерпретацию текста и др. ‐ относится к познавательным УУД.

Информация о работе Приёмы формирования универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению простых задач