Понятие и значение занимательного математического материала для развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 20:31, контрольная работа

Краткое описание

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учёта возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановки.

Содержание

1. Понятие и значение занимательного математического материала для развития детей дошкольного возраста.
2. Виды занимательного математического материала, его характеристика.
3. Особенности работы воспитателя и детей с занимательным математическим материалом.
4. Практическое задание: составление перечня занимательного математического материала в разных возрастных группах

Вложенные файлы: 1 файл

математика.docx

— 34.28 Кб (Скачать файл)

количество на единичку. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала

лисица, и стало их четверо. Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед.

Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?

Сказка «Три медведя» - это математическая супер сказка. И медведей можно

посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто

больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести

мишек с соответствующими стульями, тарелками.

В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий».

Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть,

по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.

В сказке «Про козлёнка, который умел считать до десяти» - дети вместе с

козлёнком пересчитывают героев сказки, легко запоминают количественный

счёт до 10 и т.д.

   Занимательный математический материал является хорошим средством

воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, к

логике, и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное

напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности работы воспитателя и детей с занимательным

математическим материалом.

 

   Для того чтобы работа воспитателя с детьми была плодотворной,

педагогу следует пользоваться несколькими принципами. Это:

1. Принцип деятельности – включение  ребенка в учебно-игровую,

познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования

активной жизненной позиции.

2. Принцип творчества – максимальная  ориентация на творческое начало  в

игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им

собственного опыта творческой деятельности.

3. Принцип интеграции – интегративность  всех процессов, реализующихся в

образовательном процессе.

4. Принцип дифференцированного  подхода – решаются задачи  эффективной

педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций,

помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и

возможности воспитанников.

5. Принцип доминирования интересов.

6. Принцип психофизической комфортности  – заключается в снятии по

возможности стрессовых факторов.

7. Принцип природосообразности  – развитие в соответствии  с природой

ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его

способностями и склонностями, индивидуальными способностями,

восприятием.

Это означает, что воспитателю необходимо создать определённые

педагогические условия для работы с ребёнком. Для того чтобы были

реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала,

необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл,

развивался и обучался одновременно. Для эффективного решения

образовательных задач очень важно оснастить группу детей необходимыми

игровыми пособиями. В игровой комнате отводится специально оборудованное место (стол, стулья, свободный доступ), где концентрируются все игры и пособия – необходимо создать «Уголок занимательной математики».

   Уголок занимательной математики - это специально отведённое,

тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым

образом художественно оформленное место. Организовать его можно,

используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив

свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям

предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие

математического содержания и играть индивидуально или совместно с

другими детьми, небольшой подгруппой. «Уголок» - это не только

возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она

сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребёнок знает, что его

проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства

внутренней раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми его

творческих начинаний.

   В детском саду нужно создавать такие условия для математической

деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в

выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него

потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого

ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. Уголок

занимательной математики решает такие задачи как:

1. Целенаправленное формирование  у детей 4 – 7 лет интереса к

элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств

личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в

дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий,

стремление к достижению положительного результата, настойчивость и

находчивость, самостоятельность.

2. Воспитание у детей потребности  занимать своё свободное время

не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения,

интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации

полезного досуга, способствовать развитию творчества.

Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке

определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для

детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении,

развивающем воздействии занимательного материала, приёмами руководства

самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом. Заинтересованность, увлечённость педагога – основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм. Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы»; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на

составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из

специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и

занимательны.

   Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из

принципов доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх «Танграм», «Волшебный круг», «Кубики для всех» и др.

   Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например, лису,

составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр,

творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, счётных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур. В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

   Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению,

привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать

геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических

фигур. Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В

оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из

книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской

художественной литературы. Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создаёт у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.

   Руководство самостоятельной математической деятельностью в

уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее

развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке

педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников.

Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и

нравственно - волевого развития, проявления активности. Привлекает

малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её.

Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит с вои

успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к

новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на

постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

 

4. Практическое задание: Составление перечня занимательного

математического материала в разных возрастных группах.

Перечень занимательного математического материала для младшей

группы:

1. дидактические игры (мозаика);

2. предметы различной величины (матрёшки, пирамидки);

3. объёмные тела;

4. макеты квадратов, шаров, треугольников;

5. счётный материал (не очень мелкие игрушки).

Перечень занимательного математического материала для средней

группы:

1. дидактические игры;

2. предметы различной величины (матрёшки, пирамидки);

3. оборудование для измерения  деятельности (песок, весы, часы, линейка,

метр, рулетка);

4. дидактические пособия (блоки  Дьенеша);

5. трафареты;

6. счётный материал (палочки, матрёшки, грибочки, мелкие игрушки);

7. лото.

Перечень занимательного математического материала для старшей

группы:

1. Дидактические игры;

2. Шашки, шахматы;

3. Разнообразное лото;

4. Блоки Дьенеша;

5. Палочки Кюизенера;

6. Игры на классификацию;

7. Мозаики;

8. Строительные наборы;

9. Игры на составление узоров;

10. Лабиринты;

11. Схемы;

12. Игры для ориентировки на  листе бумаги;

13. Игры В. Воскобовича;

14. Настольно-печатные игры;

15. Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной

форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки.

Перечень занимательного математического материала для

подготовительной группы:

1. дидактические игры;

2. дидактические материалы;

3. шашки, шахматы;

4. оборудование для измерения  деятельности (песок, весы, часы, линейка,

метр, рулетка);

5. головоломки, головоломки с палочками;

6. разнообразные лото;

7. рамки вкладыши;

8. блоки Дьенеша;

9. Палочки Кюизенера;

10. Игры на классификацию;

11. Мозаики;

12. Строительные наборы;

13. Игры на составление узоров;

14. Лабиринты;

15. Игры на составление целого  из частей, на воссоздание фигур  силуэтов;

16. Игры для ориентировки на  листе бумаги;

17. Игры на передвижение;

18. Игры В. Воскобовича;

19. Настольно-печатные игры;

20. Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной

форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки;

21. Математические сказки.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте

способствует формированию и совершенствованию общих умственных

способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости

мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных

представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения

догадываться о решении на определённом этапе анализа занимательной

задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера.

Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи,

высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и

к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск

хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением

неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства

верного решения.

Занимательный математический материал является хорошим средством

воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к

логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное

напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Заключение.

Занимательный математический материал является хорошим средством

воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к

логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное

напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Таким образом,

дидактические игры и игровые упражнения математического содержания –

наиболее известные и часто применяемые в современной практике

дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно

включается   занятие, являясь средством формирования новых знаний,

расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

Дидактические игры оправдывают себя в решении задач

индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с

подгруппой в свободное от занятий время.

Методически правильно подобранный и к месту использованный

занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы)

способствует развитию логического мышления, наблюдательности,

Информация о работе Понятие и значение занимательного математического материала для развития детей дошкольного возраста