Понятие и значение занимательного математического материала для развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 20:31, контрольная работа

Краткое описание

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учёта возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановки.

Содержание

1. Понятие и значение занимательного математического материала для развития детей дошкольного возраста.
2. Виды занимательного математического материала, его характеристика.
3. Особенности работы воспитателя и детей с занимательным математическим материалом.
4. Практическое задание: составление перечня занимательного математического материала в разных возрастных группах

Вложенные файлы: 1 файл

математика.docx

— 34.28 Кб (Скачать файл)

План:

1. Понятие и значение занимательного  математического материала для  развития детей дошкольного возраста.

2. Виды занимательного математического материала, его характеристика.

3. Особенности работы воспитателя  и детей с занимательным математическим  материалом.

4. Практическое задание: составление  перечня занимательного математического  материала в разных возрастных группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и значение занимательного математического материала для развития детей дошкольного возраста.

 

   Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учёта возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановки. Используется занимательный материал и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, математических сказок, они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывании результата, предложение решения). В ходе поиска,

выдвижении гипотез, решения дети проявляют и догадку, т.е. как бы

внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно,

кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на

основании практических действий и мыслительного обдумывания.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного

возраста с учётом сенситивных периодов развития одна из актуальных

проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее

запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в

новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

   Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для

дошкольника виде деятельности – в игре. Достоинства игровой деятельности

известны всем.  В процессе игры развиваются целеполагание, планирование,

умение анализировать результаты, воображение, символическая функция

сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер

мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

   Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт

основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы

столь разнообразный материал. Классифицировать его можно по разным

признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а

так же по направленности на развитие тех или иных умений. Задачи на

смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой

интерес. Дети, могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в

преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по

заданному образцу, по собственному замыслу. В ходе решения задач на

смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать

их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом

творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка,

развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства,

в какой бы сфере он потом не трудился, в таких заданиях формируются

важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность,

находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются

конструктивные умения.

   Занимательный математический материал рассматривается и как одно из

средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на

занятиях и вне их. Такой материал мы включаем, как в основную часть

занятия по формированию элементарных математических представлений так

используем в конце занятия, когда наблюдается снижение умственной

активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении

представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки,

задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач,

действий над числами, при формировании представлений о времени.

Занимательные математические игры мы используем и для организации

самостоятельной деятельности детей.

   Занимательность математическому материалу придают игровые элементы,

содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении.

Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек

сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках

ответа втянуться в игру воображения. В процессе игры дошкольники

считают, складывают, вычитают, более того, решают логические задачи.

Обучая ребенка в игре, мы стремимся, чтобы радость от игры перешла в

радость учения. Учение должно быть радостным!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды занимательного  математического материала, его  характеристика.

 

   В детском саду существует такая форма организации

воспитательно - образовательного процесса как развлечения. В старшем

дошкольном возрасте можно проводить развлечения с использованием

занимательного математического материала. Такие мероприятия содействую

развитию познавательной деятельности детей: памяти, речи, восприятия,

пространственного воображения, наглядно-образного и логического

мышления, способствуют формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу,

разнообразный элементарный занимательный материал можно

классифицировать, выделив в нем условно три основные группы:

развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические)

игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является

характер и назначение материала того или иного вида.

   Первый вид занимательного математического материала – это

развлечения. В процессе развлечения дети закрепляют ранее приобретённые

знания, умения и навыки. Но все это происходит в обстановке, которая

отличается от еженедельных занятий по развитию элементарных

математических представлений. Развлечения проводятся с использованием

нарядных костюмов, праздничного украшения зала, музыки, песен. Это

доставляет детям радость.

В таких развлечениях используются различные виды занимательного

материала: задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, загадки с цифрами

и о цифрах, математические сказки, логические упражнения, головоломки с

палочками и геометрическими фигурами, ребусы, лабиринты и т.д.

Развлечения могут быть с элементами драматизации. Они строятся или на

основе сюжета каких-либо сказок, мультфильмов или организуются встречи с разными героями. Дети могут сами исполнять роли. Сюжеты для

инсценирования должны быть простыми по форме, доступными по содержанию. Лучше всего этим требования отвечают известные сказки: «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Также могут проводиться развлечения с элементами сюжетно-ролевой

игры. Это различные «путешествия» (на поезде, ковре-самолёте, на

космической ракете), «концерты» и др. Здесь, как и в игре, дети

воспроизводят в ролях все то, что они видели в окружающей жизни и

деятельности взрослых. Но это происходит строго по сценарию, в отличие

от сюжетно-ролевой игры. В сценарий развлечения включается занимательный математический материал. Ведущим является воспитатель. Можно проводить развлечения в виде соревнования. Например, «Конкурс загадок». Группа детей делится на две команды. Чья команда быстрее отгадывает загадку, получает балл или фишку. В конце развлечения определяется победитель.

Такие развлечения желательно проводить регулярно, так как они

доставляют детям радость и удовольствие от игр развивающей

направленности, поддерживают интерес к интеллектуальной деятельности,

желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя

настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощью, способность

производить действия в уме, развивают элементарные навыки

алгоритмической культуры мышления.

   Второй вид занимательного математического материала – это

математические игры и задачи. Игра есть средство познания ребёнком

действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий.

Применяя в своей работе нестандартные развивающие средства, были

разработаны некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несёт в себе определённые цели и задачи.

 

1 этап – это внесение новой  игры в группу. Цель этого этапа  – знакомство

с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 этап – это игра. Цель этого  этапа – развивать логическое  мышление,

представление о множестве, умение выделять свойства в объектах, называть

их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия

объектов, познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов,

развивать пространственные отношения, познавательные процессы,

мыслительные операции.

3 этап – это самостоятельная  игра детей с развивающим материалом. Цель

этого этапа – развивать творческие способности, воображение, фантазию,

способности к конструированию и моделированию. В соответствии с

принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети

начинали освоение материала с простого манипулирования играми,

первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность

самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих

игр развивать мыслительную активность.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не

предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая

чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными,

условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или

видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется

средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива

проявляются в активной умственной деятельности, основанной на

непосредственном интересе.

   Третий вид занимательного математического материала – это развивающие

(дидактические) игры и упражнения. Важным средством формирования

мыслительной деятельности ребенка, его интеллекта является игра. В

дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических

материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное

развитие детей это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры

Воскобовича, Колумбово яйцо, Танграм, Уголки для всех, Волшебный круг,

Монгольская игра, кубики по Никитину, игра-головоломка Пифагор, дроби,

шахматы, счётные палочки, логические задачи, словесные игры, загадки,

загадки-шутки, головоломки, математические сказки и т.д. Эти игры

помогают развитию способностей, формированию интереса к

действию с геометрическими фигурами, величинами. Таким образом,

математические представления детей совершенствуются. Главное назначение

этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем

заложено и проявлено, вывод его на творческое поисковое поведение.  С

одной стороны ребёнку предлагаем пищу для подражания, а с другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

Игры и упражнения применяем в определённой системе. Постепенно игры

усложняем как по содержанию, так и по способам взаимодействия со

средством. Все игры и упражнения имеют проблемно-практический характер.

Например, логические блоки Дьенеша представляют собой комплект из

геометрических фигур. Использование блоков Дьенеша помогает в изучении

основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве отношениям, включать подмножества в состав множества, разбивать множества на подмножества.

   Существует и ещё один вид занимательного математического материала – это математическая сказка. Народные и авторские сказки, которые дети от

многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В

любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И

усваиваются они как бы сами собой.

Например, сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный

и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и

т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается

Информация о работе Понятие и значение занимательного математического материала для развития детей дошкольного возраста