Наглядное обучение как эффективный процесс формирования математических знаний младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения.
С начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…..3

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………………………......6

1.1.Содержание принципа наглядности в обучении…………………….….6

1.2. Процесс формирования знаний младших школьников на уроках математики……………………………………………………………………….....11

Вывод по 1 главе …………………………………………………………...14

2. СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ……....................15

2.1. Классификация наглядных пособий по математике…….....................15

2.2. Применение средств наглядности при обучении младших школьников математике…………………………………………………………...18

2.3 Опытно – экспериментальная работа по использованию средств наглядности на уроках математики в начальной школе………………………..22

Вывод по 2 главе …………………………………………………………....27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….……………………………………………..28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 130.47 Кб (Скачать файл)

Таразский государственный педагогический институт

Ф 02/112

Курсовая работа

Кафедра « Педагогика и методика начального обучения»

Стр.2 из 41

СМЖ «Инновационный»

КП ОП 06-2011

Изд 1.Экз. №1




 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..…..3

 

1.   ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………………………......6

 

1.1.Содержание принципа наглядности в обучении…………………….….6

 

1.2. Процесс  формирования знаний младших  школьников на уроках математики……………………………………………………………………….....11

 

Вывод по 1 главе …………………………………………………………...14

 

  2.     СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ……....................15

 

2.1. Классификация наглядных пособий по математике…….....................15

 

2.2. Применение средств наглядности при обучении младших школьников математике…………………………………………………………...18

 

2.3 Опытно – экспериментальная работа по использованию средств наглядности на уроках математики в начальной школе………………………..22

 

Вывод по 2 главе …………………………………………………………....27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….……………………………………………..28

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………..……………………………….30

 

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...32

 

Таразский государственный педагогический институт

Ф 02/112

Курсовая работа

Кафедра « Педагогика и методика начального обучения»

Стр.3 из 41

СМЖ «Инновационный»

КП ОП 06-2011

Изд 1.Экз. №1




 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения.

С начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию младших школьников.

К сожалению, в настоящее время из-за желания учителей включить в урок различные виды работы, несколько ослаблено внимание к выработке у учащихся навыков и умений решения задач. А ведь регулярное включение в работу с классом задач развивающего характера, повышенной трудности способствуют развитию интереса и интеллектуальных способностей детей, активизируют их познавательную деятельность. Так же для повышения интереса к решению задач на движение следует использовать разнообразные чертежи и схемы. Они позволяют наглядно представить ситуацию, способствуют осознанному приобретению знаний, умений и навыков, развивать память, речь, мышление. Учитель начальных классов должен выработать навык решения как простых, так и составных задач на движение, на основании которого они смогут решать более сложные задачи по алгебре и физике в старших классах.

Первоначальные математические знания усваиваются детьми в определенной, приспособленной к их пониманию системе, в которой отдельные положения логически связаны одно с другим, вытекают одно из другого. При сознательном усвоении математических знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Сознательное усвоение учащимися математических знаний развивает математическое мышление учащихся. Овладение мыслительными

операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Наглядное обучение как эффективный процесс формирования математических знаний младших школьников»

 

 

Таразский государственный педагогический институт

Ф 02/112

Курсовая работа

Кафедра « Педагогика и методика начального обучения»

Стр.4 из 41

СМЖ «Инновационный»

КП ОП 06-2011

Изд 1.Экз. №1





          Объект исследования: процесс обучения математике учащихся начальных классов.

Предмет исследования: педагогические условия применения средств наглядности, обеспечивающие процесс формирования математических знаний у младших школьников.

В связи с этим выдвигается гипотеза, что только комбинированное использование средств наглядности позволит повысить на уроке качество усвоения новых знаний, уровень сформированности умений и навыков.

Цель исследования: изучить влияние средств наглядности на усвоение знаний и уровень сформированности умений и навыков учащихся начальной школы.

           Задачи исследования:

  • анализ литературы по данной проблеме;
  • выявить роль наглядностей в процессе обучения;
  • изучить методику работы с наглядностями;
  • анализ нетрадиционных подходов в методике работы с наглядностями;
  • выявить возможности работы с наглядностями для диагностики уровня развития мышления младших школьников;

   Методы исследования:

       ведущие:

    • метод теоретического анализа
    • изучение и обобщение психолого-педагогического опыта
    • опытно-экспериментальная работа

        частные:

    • наблюдение
    • беседа

База исследования - г.Тараз, средняя школа № 31, 2 «Б» класс.

Этапы исследования:

На первом этапе изучалась психолого-педагогическая, методическая литература, анализировался отечественный опыт по эффективности формирования знаний у младших школьников при обучении математике. На этом этапе была выдвинута гипотеза исследования.

На втором этапе была разработана и учтена методика экспериментального исследования; организована и проведена опытно -экспериментальная работа.

На третьем этапе сделан анализ экспериментальной работы по теме исследования и оформление курсовой работы.

 

Таразский государственный педагогический институт

Ф 02/112

Курсовая работа

Кафедра « Педагогика и методика начального обучения»

Стр.5 из 41

СМЖ «Инновационный»

КП ОП 06-2011

Изд 1.Экз. №1




 

Структура курсовой работы:

    • введение;
    • 2 главы;
    • заключение;
    • список литературы;
    • приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таразский государственный педагогический институт

Ф 02/112

Курсовая работа

Кафедра « Педагогика и методика начального обучения»

Стр.6 из 41

СМЖ «Инновационный»

КП ОП 06-2011

Изд 1.Экз. №1




 

    1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ.

 

1.2 Содержание принципа наглядности в обучении.

 

Принцип наглядности это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древних времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. У большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы.

Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было эмпирическое применение наглядности – без ее теоретического обоснования. Впервые оно было дано Ян Амос Коменским (1592 - 1670). Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт, теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено “ золотое правило ” дидактики: “ Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие – либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”.

Наглядность особенно важна в обучении математике ввиду того, что здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, чем в обучении другим предметам, а она содействует развитию абстрактного мышления (при правильном ее применении).

Я.А. Коменский гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имеющийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.

Вслед за Коменским большое внимание принципу наглядности уделял и

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778). Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка самостоятельности, сообразительности, умения наблюдать. Все должно быть

 

Таразский государственный педагогический институт

Ф 02/112

Курсовая работа

Кафедра « Педагогика и методика начального обучения»

Стр.7 из 41

СМЖ «Инновационный»

КП ОП 06-2011

Изд 1.Экз. №1




 

представлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность – сама природа, сами жизненные факты, с которыми ребенок непосредственно знакомится.

Более глубокое, чем у Я.А. Коменского обоснование наглядности дал Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827). Он считал, что без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем мире, невозможно развивать мышление и речь ребенка.

Песталоцци не был знаком с педагогической системой Коменского в целом, но знал его учебные книги. Это дало ему право утверждать: “Когда в настоящее время оглядываюсь назад и спрашиваю себя: что же, собственно, я сделал для обучения человечества, то нахожу следующее: я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной основой всякого познания ”.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870), исходя, из психологических особенностей детского возраста так же большое значение придавал принципу наглядности. Наглядное обучение, по словам К.Д. Ушинского, такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком.

Воспитательно-образовательная работа в начальных классах должна учитывать закономерности развития детей, исходить из требований школьной педагогики и дидактики. В соответствии с этими требованиями обучение детей опирается на непосредственное восприятие действительности, что особенно важно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Познание окружающего мира младшими школьниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д. Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками, ощущениями вообще, отсюда необходимость для детей наглядного обучения, которая строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Это утверждение подчеркивает закономерность, лежащую в основе развития детей этого возраста.

Первостепенное значение в обучении младших школьников математике имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.

Таразский государственный педагогический институт

Ф 02/112

Курсовая работа

Кафедра « Педагогика и методика начального обучения»

Стр.8 из 41

СМЖ «Инновационный»

КП ОП 06-2011

Изд 1.Экз. №1

Информация о работе Наглядное обучение как эффективный процесс формирования математических знаний младших школьников