Методы несплошного наблюдения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:01, лекция

Краткое описание

Методы несплошного наблюдения

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 5.docx

— 32.09 Кб (Скачать файл)

Лекция 5.

МЕТОДЫ  НЕСПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Сегодня вряд ли кому-нибудь придет в голову испытывать

на длительность горения все выпускаемые в  стране электриче-

ские  лампочки или на прочность - каждый изготавливаемый по-

лиэтиленовый  пакет. Ясно, что подобное испытание  приведет к

порче изделия, однако, покупая полиэтиленовую сумку-пакет,

мы обнаруживаем на ней надпись, что она рассчитана на грузо-

подъемность "не более ... кг". Эти сведения базируются на про-

верке качества отдельных предметов, но выводы распространя-

ются  на всю партию, серию, вид изделия.

Если  же обратиться к мировой истории, то использование

результатов частичного обследования для решения  ряда хозяй-

ственных  или социальных задач практиковалось еще в Древнем

Египте  и античной Греции при определении  размеров налогооб-

ложения разных слоев общества, при решении  некоторых воен-

ных вопросов и т.д.

Издревле  еще до окончания уборочной страды крестьянин

знал  с достаточно высокой степенью точности объем и качество

будущего  урожая. Необходимую информацию давали выборочные

обмолоты  зерновых культур, проводимые как в  крестьянских

хозяйствах, так и в феодальных вотчинах. В  России подобная

практика  известна с XVII в. Возможность судить о свойствах

всей  совокупности объектов на основе изучения ее некоторой

части привлекала внимание как практиков, так и теоретиков.

Накопленный в статистике опыт несплошного наблюдения

позволил  расширить сферу его применения до решения проблем

исторической  науки. Это имеет очень большое  значение, т.к. в

своей работе историк сталкивается подчас с непреодолимыми

сложностями недостатка или переизбытка данных, что приводит к

иллюстративному характеру использования ценнейших  источников.

61В историческую  науку из статистики пришло  несколько

методов несплошного наблюдения, ра зличия между которыми, в

основном, заключаются в системе отбора единиц для наблюдения

из генеральной  совокупности. (Генеральной совокупностью  назы-

вается  совокупность объектов, из которых  производится отбор

некоторой их части для обследования.).

1. Монографический  метод предполагает всестороннее

изучение  и описание единичных объектов. Метод  широко приме-

няе т  ся в истории, однако он требует особой осторожности при

использовании массовых исторических источников. Монографи-

ческий  метод может быть успешно использован  только в том слу-

чае, когда, по замечанию А.Чупрова, у исследователя  будет уве-

ренность, что "единичные объекты, избранные  д ля изучения, не

выделяются  какими-либо резкими отличиями из ряда других

сходных предметов"(Цит. по Славко Т.И. Указ.соч.- С.60).

Это значит, что выводы, полученные на основании  примене-

ния данного  метода должны базироваться на заранее  выявленных

тенденциях  и закономерностях. Монографический  метод целесо-

образен для иллюстрации в качестве дополнительного  приема.

2. Метод  основного массива предполагает  изучение той

части единиц наблюдения, которая имеет  по отношению ко всей

совокупности  в целом высокий удельный вес. Например,  и з-

учая  развитие той или иной отрасли  промышленности методом

основного массива, мы должны будем сосредоточить  все вни-

мание на наиболее крупных предприятиях. На рубеже 20-30-х

гг. XX в. на основе изучения нескольких "гигантов первой пяти-

ле тки" выводы о темпах индустриального  развития СССР, о при-

росте промышленного производства, об уровне производитель-

ности труда были распространены на всю  промышленность. Это

дало  основание пересмотреть показатели первого пятилетнего

плана и в конечном итоге сорвать  его результаты. Насколько

правомерно  распространение выводов, полученных на основании

62применения  метода основного массива на  все единицы совокуп-

ности? Где его границы? Этот вопрос решается только профессио-

нальной квалификацией исследователя.

Зачастую  важные тенденции не проявляются  в равной сте-

пени  у всех единиц наблюдения; только зарождающиеся, наби-

рающие  силу факторы, которые возможно сыграют  решающую

роль  в будущем, затушевываются в генеральной  совокупности.

Для их яркого показа используют метод основного  массива. Он

может быть рекомендован в дополнение к  другим приемам час-

тичного обследования для демонстрации наиболее важных, пред-

варительно  выявленных тенденций, наиболее передовых  направ-

лений в развитии общества.

3. Выборочный  метод. "Под выборочным методом  подра-

зумевается  т а к ая система отбора единиц для наблюдения, при

которой результаты, полученные на частичном  объеме, отражают

всю изучаемую  совокупность, т.е. являются для нее  репрезента-

тивными" (Славко Т.И. Указ.соч. - С. 61).

Осуществление выборочного исследования складывается из

трех  основных этапов:

1. Определение  объема выборочной совокупности.

2. Выбор  способа отбора единиц для  наблюдения.

3. Нахождение  величины выборочной ошибки.

1. Определение  объема выборочной совокупности. По-

скольку мы имеем дело с частичными данными, надо помнить,

что каждая выборка, каждый показатель, каждая варианта приз-

нака  несет в себе некую погрешность, связанную с неполнотой

единиц  наблюдения. Следовательно, во многом точность и досто-

верность  результатов исследования зависят  от объема выборки.

Статистикой обнаружено, что при увеличении объема вы-

борки до определенного уровня величина ошибки уменьшается

быстро, а затем все медленнее. Разработаны  специальные мето-

дики  определения минимального объема выборки  при сохранении

63достаточной  репрезентативности показателей.  Методы теории вы-

борки предписывают определять необходимый  объем относитель-

но каждого  количественного и качественного  признака (на прак-

тике  же это требование соблюдается редко).

Выборка должна быть такой, чтобы свойство репрезентатив-

ности было присуще каждому изучаемому признаку, поэтому

численность выборки надо насчитывать многократно, исходя из

допустимых  ошибок различных показателей. Допустим, при ана-

лизе  единоличных крестьянских хозяйств мы выделили четыре

важнейших признака - размер землепользования, количество го-

лов рабочего скота, найм рабочей силы и размер дохода на хо-

зяйство. Вариации признаков различны, неодинакова  и допусти-

мая погрешность. Произведя необходимые вычисления, мы по-

лучили  разные объемы выборки: 1150; 497; 720; 300. Исследова-

ние надо базировать на максимальной величине объема выбороч-

ной совокупности или создавать многоступенчатую выборку и

специальную программу ее анализа (подробнее  см. ниже).

Таким образом, выборочное изучение начинается с определе-

ния уровня точности будущих результатов. Он задается либо с по-

мощью математических формул на основе предварительного изуче-

ния данных, либо по таблице достаточно больших  чисел (см. При-

ложение 1). Второй способ относится к приближенным, но наиболее

употребимым в исторических исследованиях методам  определения

выборочного объема. Таблица достаточно больших  чисел (см.

Приложение 1) рассчитана на определение выборочного  объема для

признаков, имеющих нормальное распределение (см. лекцию 6) или

близкое к нему. Для остальных признаков  точность снижается.

Исследователь задает желаемый уровень вероятности (Р) и

возможную допустимую ошибку  ( mд о п

) будущих  результатов ра-

боты. В  соответствии с этим на стыке строки и столбца находим

искомую величину, которая означает объем  выборки. Допусти-

мая ошибка в историческом исследовании обычно не должна пре-

64вышать 5% (т.е. до 0,05), а вероятность в  пределах 0,95 - 0,99

обеспечивает  высокую точность работы.

Предположим, мы задали Р = 0,98 при  m д о п

= 0,03, тогда  оп-

тимальный объем выборки определяется в 1503 единицы наблю-

дения (см. Приложение 1). Это значит, что .во-первых, мы долж-

ны изучить 1503 документа из генеральной совокупности; во-

вторых, наши ре з уль т а ты в 98 случаях  из 100 будут иметь

ошибку, меньше 0,03 и только в двух случаях  из каждых 100

ошибка  может превысить этот уровень.

Объем выборки во многом зависит от цели работы. Для  вы-

явления общих тенденций изменения показателей  достаточно

иметь небольшую выборку. Для решения  задач, связанных с не-

Информация о работе Методы несплошного наблюдения