Метод включенного наблюдения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 00:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – определение места и роли метода эксперимента в современной журналистике и местных СМИ, а также выяснение возможности адекватного использования данного метода.
Объект исследования – качественный тип издания и его рубрика «Журналист меняет профессию»
Предмет – газета «Работа.Учеба.Сервис», как современный качественный тип издания.

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 53.55 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТСКОГО МАСТЕРСТВА

 

 

МЕТОД ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «РАБОТА.УЧЕБА. СЕРВИС»

 

 

 

Курсовая работа

 студентки 4 курса   ОЗО группы 4308

Бородиной Дарии Васильевны

 

Научный руководитель -  к. фил. наук

Шишкин Николай Эдуардович

 

 

Тюмень

2014

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и значимость темы. Актуальным на сегодня остаётся вопрос о характере применения социологических методов сбора информации в работе журналиста. В журналистике такого рода методы используются в тех случаях, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить нужную информацию. Именно в таких ситуациях корреспондент для достижения цели меняет профессию, участвует в социальных экспериментах, проводит фокусированное интервью и экспертные опросы, пытается прогнозировать те или иные явления действительности.

      В журналистике  существует большое количество  методов сбора информации. Задача  журналиста состоит в том, чтобы  увидеть рациональные основания  для использования того или  иного метода в зависимости  от стоящих перед ним задач. Традиционные журналистские методы: наблюдение, эксперимент, интервью.

      В нашей  работе мы более подробно остановимся  на методе эксперимента, поскольку  именно к данному методу прибегает  журналист, когда при помощи других  информацию добыть трудно. В практической части мы рассмотрим публикации корреспондентов газеты «Работа.Учеба.Сервис».

Курсовая работа основывается на исследованиях в областях социологии и журналистики таких ученых, как С. Г. Корконосенко, Г. В. Лазутина, А. А. Тертычный, В. В. Ворошилов, М. Н. Ким. Также для создания данной работы использовались статьи , описывающие отдельные социологические в журналистике методы, А. А. Тертычного, Д. Сатанова и Л. В. Кашинской.

      Цель нашей работы – определение места и роли метода эксперимента в современной журналистике и местных СМИ, а также выяснение возможности адекватного использования данного метода.

Объект исследования – качественный тип издания и его рубрика «Журналист меняет профессию»

Предмет – газета «Работа.Учеба.Сервис», как современный качественный тип издания.

Задачи:

  1. Изучить научную литературу по данному вопросу.

  1. Выявить актуальность метода эксперимента в журналистской деятельности.

      Работа  состоит из Введения и двух  глав ( 1 Методы сбора и обработки  информации в журналистике; 2 Применение метода эксперимента в интернет-СМИ на примере газеты «Работа.Учеба.Сервис»), Заключения, Библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИОГРАФИЯ

Журналисты «меняют профессию» с давних времен. Эквивалент метода скрытого включенного наблюдения из теории западной журналистики – метод «маски». Впервые данная методика сбора и получения информации была использована в 1890 году журналисткой  «Чикаго сан таймс» Нелли Блай, которая «устроила себе десятидневное пребывание в клинике для душевнобольных». Перед тем как приступить к выполнению такого редакционного задания, Блай тщательно подготовилась: изучила книги и статьи, где описывались симптомы сумасшествия. Когда девушка решила, что достаточно осведомлена, она оделась в тряпье и направилась в приют для бездомных. Ей удалось настолько естественно изобразить безумие, что ее тут же отправили в дом для умалишенных. Оставалось пройти самое сложное испытание психиатрами, но и его она блестяще прошла. Цель была достигнута: она оказалась в палате и на своей шкуре испытала все то, что было сокрыто от посторонних глаз за высокими заборами. Когда Нелли вышла из лечебницы, она опубликовала свой репортаж, который взорвал весь Нью-Йорк. Она описала условия, в которых содержались больные: в палатах царил холод, несчастные получали очень скудное питание, терпели жестокое обращение, вплоть до рукоприкладства. Эффективность публикации была столь высокой, что вопрос о содержании больных в психиатрической клинике вышел на правительственный уровень.

Героический ореол появился у метода «маски» после публикаций Г.Вальрафа. Чтобы написать о тяжелом положении иммигрантов-турок в ФРГ  Гюнтер Вальраф надел черный парик, вставил коричневые контактные линзы и в течении двух с половиной лет ездил по стране под именем Али Левент Синирли-оглу. Результатом такой работы стала книга «На самом дне», вызвавшая широкий отклик в ФРГ.

В классику советской журналисткой школы вошли очерки Михаила Кольцова. Автор садился за руль такси, или отправлялся на семь дней в школьный класс в качестве учителя с целью увидеть ситуацию изнутри и очертить круг проблем.

В десять лет «ушел в народ» Владимир Гиляровский, и до начала журналисткой карьеры он поработал бурлаком, крючником, пожарным, рабочим на заводе, объездчиком диких лошадей, циркачем, воевал на Балканах. Специализировался на уголовной хронике и вскоре получил славу лучшего репортера Москвы – благодаря бесстрашию, физической силе, блестящему знанию «дна жизни», трудолюбию. Вершиной его репортерской деятельности стал очерк о грандиозном побоище на Ходынке, за который его невзлюбили власти. Позднее Гиляровский вложил свои знания жизни Москвы в несколько книг, по сей день остающихся бестселлерами.

Таким образом, еще журналистами прошлого века было показано, что метод маски позволяет увидеть ситуацию изнутри, прожить чужую жизнь воочию, понять механизм происходящего и рассказать об этом широкой общественности. При условии этического отношения к методу маски ему нет равных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методы сбора и обработки информации в

журналистике

    1. Интервью

Термин «интервью» происходит от англ. Interview, т.е. беседа. Конечно, часто львиную долю сведений журналист получает в интервью – непосредственном общении с людьми, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Однако от обычного общения беседа как метод познавательной деятельности сильно отличается. Ведь по сути интервью – это такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчётливо сознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия. Журналист должен быть чётко подготовлен к предстоящему интервью, должен знать на какие сведения может рассчитывать, приступая к беседе. Чаще всего это следующая информация: фактические данные, знания в той или оной области, мнение по тому или иному поводу, объяснения или комментарии того или иного события (происшествия) имевшего место быть, предложения и прогнозы. При этом каждый вид может быть представлен весьма разнообразно. Например, факты могут быть даны как позитивные, так и негативные; они могут быть как из прошлого, так и из настоящего, как из собственной жизни интервьюируемого, так и из частной жизни другого лица.  

Интервью оказывается вполне удачным, с точки зрения информационной насыщенности, если журналист:

1.  Основательно подготовился к беседе (освоил предмет обсуждения, имеет представление о собеседнике как индивидуальности);

2.  Научился контролировать ход беседы, своевременно замечая возникновение барьеров и оперативно нейтрализуя их;

3.  Владеет достаточным количеством приёмов, способных стимулировать общение.  

    1. Метод наблюдения

      Наблюдение является одним из методов сбора социологической информации, позволяющий изучить объект многогранно. Поэтому его выделяют среди традиционных методов. Использование этого метода связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме. В его основе лежит «способность человека к восприятию предметно-чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним» [Лазутина 1988, 49]

      Метод наблюдения  активно используется в журналистской  практике. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, журналист, включаясь в некое событие, имеет возможность проследить динамику его развития. Во-вторых, непосредственное наблюдение за поведением людей позволяет увидеть неприметные на первый взгляд детали, характерные личностные черты. В-третьих, журналист, будучи очевидцем события, сам фиксирует наиболее значимые для него моменты и в своих оценках независим от чьего-либо мнения.

      Существует  несколько видов журналистского  наблюдения. Их классифицируют, основываясь  на разных критериях, например, способам  организации, предмету, характеру интересующих  сведений.

      По первому  основанию наблюдение подразделяют  на скрытое и открытое. Отличительной особенностью открытого наблюдения является то, что люди знают о факте наблюдения, журналист не скрывает своего присутствия, цели и содержания своей работы. Такой приём не нов в журналистской практике. Открытое наблюдение отличается тесным контактом журналиста и героя. Использование данного метода помогает решению этической проблемы во взаимоотношениях журналиста с людьми, которая всегда возникает при включённом скрытом наблюдении.

      В отличие  от открытого скрытое наблюдение  подразумевает, что журналист в  течение определённого времени  не сообщает людям, за действиями  которых он наблюдает, что он  является журналистом и собирает  необходимую ему информацию, а  также о том, какого рода сведения  его интересуют. Скрытое наблюдение  чаще всего применяется при  изучении каких-либо конфликтных  ситуаций в отдельно взятых  коллективах или при проведении  журналистского расследования. В зависимости от условий изучения предмета, на который направлено внимание журналиста, наблюдение можно классифицировать как прямое и косвенное. В первом случае автор наблюдает предмет непосредственно, во втором – используя косвенные данные, то есть опосредованно.

      Наблюдения  подразделяются по временному  признаку: на кратковременные и длительные. Если публикацию нужно подготовить как можно скорее, используется кратковременное наблюдение. Длительное наблюдение применяется в том случае, когда предмет нужно изучить более основательно и подробно.

      В структурализованном наблюдении журналист фиксирует события по чётко заданному плану, или, точнее, процедуре. В неструктурализованном – журналист ведёт наблюдение в свободном поиске, ориентируясь лишь на общие представления о ситуации.

      Полевое  наблюдение предполагает работу  в естественных условиях, а лабораторное  – в неких сконструированных  журналистом ситуациях.

      Систематическое  наблюдение предполагает обращённость  журналиста к той или иной  ситуации в определённые периоды  времени, а несистематическое –  спонтанность в выборе наблюдаемого  явления.

      Особенности  журналистского наблюдения могут  быть предопределены таким фактором, как степень участия журналиста  в том событии, за которым он  ведёт наблюдение. По этому основанию  наблюдения могут быть подразделены  на включённые и невключённые. Во втором случае журналист старается не вмешиваться в ход происходящего, вполне осознанно занимая нейтральную позицию. Он, как правило, находится за пределами ситуации и не контактирует с участниками события. Включённое наблюдение предполагает участие журналиста в самой ситуации. Он идёт на это сознательно, меняя, например, профессию или внедряясь в некую социальную группу, чтобы изнутри распознать объект. «Для чего существует приём? – задаётся вопросом Г. Бочаров. – Чтобы получше узнать правду жизни (ситуации), узнать, как говорится, изнутри. Второе: точнее, объективнее передать атмосферу, в которой наши герои (герой) действуют. Третье: глубже проанализировать те или иные социальные и нравственные связи, сложившиеся между людьми того или иного коллектива. Наконец, чтобы получше ориентироваться в проблемах, порождаемых теми или иными обстоятельствами» [Бочаров 2006, 56] Включённое наблюдение – чаще всего наблюдение оперативное, а не длительное, то есть время его ограничено и, если журналист не может выделить социальную проблему, то он не сможет получить той информации, ради которой менял профессию.

      Итак, рассмотрев  метод наблюдения, как один из  видов сбора информации, целесообразно  было бы перейти к разновидности  данного метода – эксперименту.

 

    1. Эксперимент как важный социологический метод

Информация о работе Метод включенного наблюдения