Методика использования групповой работы на уроках математики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

В связи свыше изложенным, целью данной работы является охарактеризовать роль групповой работы с младшими школьниками, в частности на уроках математики.
Для достижения цели были поставлены задачи:
дать теоретический анализ роли групповой формы работы;
исследовать эффективность использования групповой формы работы;

Содержание

Введение ………………………………………………………………..
3
Глава I. Психолого – педагогические основы групповой работы младших школьников………………………………………
Понятие о формах организации обучения и их классификации……………………………………………………..
Организация групповой учебной работы младших школьников………………………………………………………...
Условия для совместной деятельности детей в группах…
1.4. Краткие выводы по Главе I………………………………....

6

6

13
20
22
Глава II. Методика использования групповой работы на уроках математики в начальной школе……………………………
Групповая характеристика класса…………………………..
Итоги первого констатирующего этапа исследования……
Применение групповых форм работы на уроке математики…………………………………………………………
2.4. Итоги заключительного этапа исследования………………

23
23
25

27
36
Заключение……………………………………………………………...
39
Список используемой литературы…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

0571158_F2C02_kursovoy_proekt_osnovy_gruppovoy_raboty_mladshih_shkolnikov.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                        на сколько меньше?

Задача 4.

 

s

v

t

I

432 км

?

9 ч

II

432 км

?

6 ч


                                                                                                  на сколько надо увеличить?

Задача 5.

 

s

v

t

I

одинаково

80 мин/ч

15 мин

II

одинаково

60 мин/ч

?


                      

Разбив детей на группы, учитель объясняет цель и порядок работы:

- Ребята, многие из ваших родителей работают на стройках, в магазинах, в такси и т.п. Они работают в бригадах, таких группах, которые делают одно задание все вместе. Мы сегодня тоже, как мамы и папы, попробуем работать сообща. Ваша работа - решить задачу. Но прежде чем решить, ее сначала надо составить по краткой записи, затем проанализировать, сформулировать вопросы, найти ответ. При этом вы будете учиться работать быстро, не отвлекаясь, помогать друг другу, отстаивать свою точку зрения. Вникайте в то, что делает ваш товарищ по группе. Если кто-то из вас будет отвечать недостаточно четко, оценка работы группы в целом будет ниже.

В каждой группе выбирается ведущий, который распределяет работу между членами группы.

Учитель предъявляет задание, дети распределяют его в группе:

  • рассмотреть краткую запись задачи, выделить в ней основное;
  • придумать условие задачи по краткой записи;
  • подготовиться к анализу задачи;
  • поставить вопрос и выбрать действие для ответа на него, доказать правильность его выбора;
  • назвать ответ задачи;
  • экономно расходовать время;
  • самостоятельно распределить роли при подготовке к отчету о работе группы.

Время, отводимое на работу, доводится до сведения учащихся, оно зависит от уровня сформированности навыка организации работы в группе и умения учащихся решать задачи данного вида.

Групповой отчет происходит таким образом: один ученик рассказывает условие задачи, другой анализирует задачу, третий определяет, что он будет узнавать, четвертый выбирает действие и данные, а пятый доказывает целесообразность своего выбора. Высказываются группы поочередно. Учащиеся класса внимательно следят за ходом обоснования решения задач. А затем к доске идет представитель от каждой из групп и по заданию учителя под краткой записью задачи, решенной учащимися другой группы, записывает выражение.

После окончания работы под условием записывается решение, например:

 

Задача 1.

Ира прошла 15 км за 3 часа, а Петя – 16 км за 4 ч. У кого из ребят скорость больше и на сколько?

15:3=5 (км/ч)

16:4=4 (км/ч)

5-4=1 (км/ч)

Ответ: Скорость Иры больше скорости Пети на 1 км/ч.

 

Задача 2.

Автомобиль за 6 ч проехал 480 км. Какое расстояние мог бы проехать автомобиль за это же время, если бы увеличил скорость на 12 км/ч?

480:6=80 (км/ч)

80+12=92 (км/ч)

92*6=552 (км)

Ответ: 552 километра.

 

Задача 3.

Первый лыжник за 3 ч пробежал 51 км, а второй пробежал за это же время на 6 км больше. На сколько километров скорость первого лыжника меньше скорости второго лыжника?

51:3=17 (км/ч)

51+6=57 (км)

57:3=19 (км/ч)

19-17=2 (км/ч)

Ответ: скорость первого лыжника меньше скорости второго на 2 км/ч.

 

Задача 4.

Поезд прошел 432 км за 9 ч. На сколько нужно увеличить скорость, что бы пройти тоже расстояние за 6 часов?

432:9=48 (км/ч)

432:6=72 (км/ч)

72-48=24 (км/ч)

Ответ: Нужно увеличить скорость на 24 км/ч.

Задача 5.

Дима шел из дома в школу 15 мин со скоростью 80 м/мин, а обратно возвращался со скоростью 60 м/мин. Сколько времени он потратил?

15*80=6000 (м)

6000:60=100 (мин)

100 мин=1ч 20 мин.

Ответ: На обратный путь Дима потратил 1ч 20 мин.

 

При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Итоги заключительного этапа исследования

 

На итоговом этапе исследование был проведен «срез» уровня знаний класса по теме: «Формула пути». Учащимся была предложена самостоятельная работа на данную тему следующего содержания:

 

Вариант I.

Вариант II.

1. Запиши формулу пути: ____________

2. Составь выражения к  задачам:

    1. После того, как автобус проехал 2ч со скоростью с км/ч, ему осталось проехать еще d км. Каков весь путь автобуса? _______________
    2. Мотоцикл проехал расстояние а км за 7 ч, а обратный путь – за 6 ч. На сколько км/ч он увеличил скорость на обратном пути?________________
    3. Расстояние между двумя станциями b км. Поезд ежу прошел m км. Оставшийся путь ему надо пройти за 3ч. С какой скоростью он должен идти?____________

3. Аэросани ехали первые 3ч со скоростью 80 км/ч, а следующие 2ч они уменьшили скорость на 10км/ч. Какое расстояние прошли  аэросани за все это время? Сколько еще км им осталось пройти, если весь путь 400км?

 

s

v

t

I

     

II

     

1. Запиши формулу пути: ____________

2. Составь выражения к  задачам:

  1. Турист ехал на автобусе 3ч со скоростью а км/ч, а потом еще на лыжах b км. Каков весь путь туриста? ____________________
  2. Трактор проехал n км за 5ч, а грузовик это же расстояние проехал за 3ч. На сколько км/ч  скорость грузовика больше? ____
  3. Велосипедисту нужно проехать k км. Он уже проехал 4ч со скоростью b км/ч. Сколько км ему еще осталось проехать? ________
  1. Первые 2 ч автомобиль ехал со скоростью 60 км/ч, а в следующие 3 ч увеличил скорость на 10 км/ч. Какое расстояние проехал автомобиль? Сколько км ему еще осталось проехать, если весь путь автомобиля равен 350 км?

 

 

s

v

t

I

     

II

     

Всего – 350 км

Осталось - ?

Всего – 400 км

Осталось - ?

 

                

В результате проверки были получены следующие результаты:  

               

 

 

Итоговая оценка

1 задание

2 задание

3 задание

Адрова Софья

Акулин Антон

Богачев Сергей

Башкирцева Екатерина

Вальчук Андрей

Зорин Андрей

Ковалев Иван

Кобрисов Артем

Карандашова Оксана

Клочаева Марина

Коломаченко Роман

Колобан Андрей

Ледлева Ирина

Николаев Евгений

Покидаев Роман

Пырков Владислав

Рогов Вадим

Рогов Денис

Умнов Юрий

Фадеев Дмитрий

Хорнков Евгений

Хажайнова Мария

Чен Ольга

Чихонадский Илья

Чайников Владимир

5

4

4

5

4

4

4

4

5

5

4

4

5

4

4

4

4

4

4

5

4

4

4

4

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+/-

+

+/-

+/-

+/-

+

+

+

+

+/-

+

+/-

+

+/-

+/-

+/-

+/-

+

+

+

+

+/-

+/-

+

+

+

+

+

+

+

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

+

+

+

+/-

+

+/-

+/-

+/-

+

+/-


 

Анализируя полученные результаты можно выделили два внешне наблюдаемых критерия, по которым можно непосредственно судить о слаженности работы группы.

Во-первых, снижение числа ошибок в тот период обучения, когда индивидуальные работы детей еще пестрят ошибками.

Во-вторых, удовольствие партнеров от совместной работы. На первых порах высокая продуктивность не должна быть ведущим критерием оценки групповой работы. В остро дискуссионных группах дети могут "застрять" на одном задании, но обсудить его глубоко и всесторонне. В первую очередь учитель хвалит группы за безошибочную и дружную работу. При такой организации учебного сотрудничества, "недружная" работа наблюдается лишь на первых этапах, когда навыки сотрудничества только начинают складываться. Но в течение месяца работа групп поднимается до уровня подлинного согласованного взаимодействия.

 

Заключение.

 

 

Учебное сотрудничество, направленное на воспитание ученика, способного учить, менять самого себя, включает в себя не только учебное сотрудничество со взрослым, но и учебное сотрудничество со сверстниками. Я считаю, что групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

    • дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
    • дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса;
    • дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (это функции контроля и оценки, целеполагание и планирование).
    • дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

 

 

 

 

Литература:

 

 

    1. Харламов И.Ф. Педагогика, 2-е изд. - М., 1990.
    2. Скоткина М.Н. Дидактика средней школы, 2-е издание - М., 1982.
    3. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской школе. - М., 1987.
    4. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1985.
    5. Бабанского Ю.К. Педагогика – М.:Просвещение, 1988.
    6. Давыдов В.В., СлабодчиковВ.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности //Вопросы психологии,  №3-4, 1999.
    7. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений: В3 книгах. Кн.2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
    8. Чебышева Л.Г. Формирование взаимоотношений как условие развития общественной активности младшего школьника. - М., 1995.
    9. Моро М.И., Пышкало А.И. Методика обучения математике в 1-3 кл. - М.: Просвещение, 1988.
    10. Зайцев Т.Г. Теоретические основы обучения решению задач в начальной школе. – М.: Педагогика, 1983.
    11. Дашевская Л.П. Организация групповой работы при повторении материала по математике. – Начальная школа, 1998.
    12. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М.,1986.
    13. Маргулис Е.Д. Коллективная деятельность учащихся. – Киев, 1990.
    14. Рубцов В.В. Организация и развитие современных действий у детей в процессе обучения. – М.,1987.
    15. Витовская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. – Начальная школа, 1997.

Информация о работе Методика использования групповой работы на уроках математики в начальной школе