Методика использования групповой работы на уроках математики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

В связи свыше изложенным, целью данной работы является охарактеризовать роль групповой работы с младшими школьниками, в частности на уроках математики.
Для достижения цели были поставлены задачи:
дать теоретический анализ роли групповой формы работы;
исследовать эффективность использования групповой формы работы;

Содержание

Введение ………………………………………………………………..
3
Глава I. Психолого – педагогические основы групповой работы младших школьников………………………………………
Понятие о формах организации обучения и их классификации……………………………………………………..
Организация групповой учебной работы младших школьников………………………………………………………...
Условия для совместной деятельности детей в группах…
1.4. Краткие выводы по Главе I………………………………....

6

6

13
20
22
Глава II. Методика использования групповой работы на уроках математики в начальной школе……………………………
Групповая характеристика класса…………………………..
Итоги первого констатирующего этапа исследования……
Применение групповых форм работы на уроке математики…………………………………………………………
2.4. Итоги заключительного этапа исследования………………

23
23
25

27
36
Заключение……………………………………………………………...
39
Список используемой литературы…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

0571158_F2C02_kursovoy_proekt_osnovy_gruppovoy_raboty_mladshih_shkolnikov.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Групповая работа учащихся может применяться для решения всех основных дидактических проблем на уроке: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала, формирования умений и навыков. Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа учащихся, но выполнение дифференцированных групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение их при этом, по утверждению психологов, является непременным условием формирования объективных понятий, так как позволяет освободиться от субъективности.

Соотношение различных видов организации учебной работы учащихся на уроке, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем с учетом особенностей учебного предмета, содержания изучаемого материала, методов обучения, специфики класса и отдельных учеников. Во всех случаях важное значение имеет характер отношений между участниками процесса обучения: учителем и учащимися и между самими учителями. Положительная направленность этих отношений, коллективность стимулируют познавательную деятельность учащихся, повышают ее эффективность.

Педагогический оптимум учителя, его доверительное отношение к учащимся, организация их совместного поиска на уроках, объективная оценка результатов учебно- познавательной деятельности, постоянная готовность оказать необходимую помощь – все это имеет большое дидактическое и воспитательное значение, формирует у учеников навыки коллективного труда и положительные нравственные качества (5,426-429).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Организация групповой учебной работы младших школьников.

 

Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность групповой работы обеспечивается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе  малой группы)  и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы.

В связи с этим групповая робота на уроках весьма привлекает младших школьников, а также учителей, работающих с ними. Однако, как показывает практика, первый опыт ее организации  может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач – недооценка роли групповой работы в учебном процессе, рассматривание ее лишь как способ разнообразия организации учебной работы на уроке.

Значение групповой работы трудно переоценить. Она активирует учение школьников, создает широкую наглядно чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Велик развивающий потенциал групповой работы, при этом школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности – группы сотрудничающих между собой учащихся. В этих условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – индивидуального субъекта учебной деятельности. По данным исследователей, эта ступень достижима лишь за пределами начальной школы, причем при условии специальной работы, иначе учебная деятельность  может оказаться несформированной и к концу обучения в средней школе (6, 51).

Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей гуманистических качеств личности, освоении ими нравственного опыта поведения, формировании положительных мотивов учения.

 

При организации групповой работы можно выделить ряд этапов.

На первом этапе необходимо учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе учащихся. Здесь можно использовать следующие приемы:

    • В случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе  помощника;
    • Для оценки своего ответа ученик сам назначает «учителя»;
    • Вводятся приемы несловесного общения значки « + » - согласен, « - » - не согласен, « ? » - не понял, используются жесты, кивки и наклоны головы;
    • Организуются игры, развивающие умение слушать другого ( например, «снежный ком»: первый ученик называет какое – либо слово (число), другой должен повторить это слово и назвать свое, третий повторяет оба слова, названные предыдущими учениками, и называет свое).

Эти приемы успешно усваиваются детьми во время учебных дискуссий – споров, направленных на решение задач обучения. Для проведения дискуссии важно правильно подобрать вопросы. Это должны быть проблемные задачи, не имеющие образца решения, предполагающие множество гипотез и вариантов. В них могут содержаться мнения, которые не являются бесспорными («Пирамиды служили древним египтянам гробницами»);  положения противоречащие обыденным представлениям о действительности («Пар невозможно увидеть. Он невидим»); ошибочные, но формально аргументированные точки зрения («Надо писать «Воденой», т.к. он живет в воде») и другие.

Организуя дискуссию, учитель действует следующим образом: задает вопрос, вызывает ученика, желающего высказаться, выслушав ответ, не оценивает его, а спрашивает детей: «Кто согласен?».

Чтобы дискуссия была результативной, учитель следит за логикой рассуждений учеников, а также пресекает посторонние споры. Он старается втянуть в обсуждение всех учеников, добиваясь их непосредственной реакции на каждое высказывание ученика или самого учителя.

Усвоив приемы и правила совместной работы, дети используют их при общении в составе малой группы. Но владение этими умениями само по себе еще не обеспечивает успешности групповой работы. Чтобы учащиеся понимали пользу учебного сотрудничества, необходимо развивать у них положительное отношение к совместной деятельности на уроке. Это является целью второго этапа введения групповой работы.

На втором этапе полезно использовать приемы, наглядно показывающие важность кооперации людей для достижения  ими личного результата. Здесь большую помощь могут оказать родители учащихся. Так, они расскажут  о том, как пришли к нестандартному решению задачи на своем производстве благодаря совместным усилиям группы людей, членов трудового коллектива, как нашли наиболее простой и экономный путь, выбирая из нескольких предложенных разными участниками группы.

В дискуссиях дети сами отмечают основные достоинства совместной деятельности в группах: возникновение различных мнений и необходимость обоснованного доказательства своей точки зрения, объяснение того, что другим непонятно, возможность получить помощь в случае неудачи. Получить такую помощь от учителя бывает сложно из-за недостатка времени на уроке. Кроме того, часто ученики просто бояться обратиться к учителю, если чего-то не поняли.

Недостатки групповой работы, отмеченные учителями, учитывались учителями далее при организации групповой работы. В частности, чтобы не было иждивенчества, задание предлагаемое группе, членилось по количеству ее участников, и каждый выполнял свою часть с последующим обсуждением.

Полезно использовать задания позволяющие детям на личном опыте убедиться в пользе их совместной работы. Например, класс делится на две части: одни ученики работают индивидуально, а вторые  - парами. Всем предлагаются одинаковые задания: составить из кусочков разрезанной открытки целую, разгадать кроссворд, сочинить веселую историю, в которой все слова начинались бы с буквы «к», решить пример в несколько действий и другое. Обычно пары справляются с такими заданиями быстрее, находят более интересные решения, чем дети работающие индивидуально. Если же пара не справляется с заданием – это хороший материал для анализа и совершенствования сотрудничества. В результате такого анализа правила общего обсуждения дополняются правилами дружной работы:

    • Перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
    • Не спорить зря, а доказывать, объяснять;
    • Стараться понять друг друга.

После того, как проведена подобная подготовка детей к совместной деятельности, можно переходить к систематической непосредственной организации групповой работы на уроках.

Это усложнение осуществляется по нескольким направлениям:

    • Усложнение видов групповой работы;
    • Повышение степени самостоятельности учащихся;
    • Усложнение содержания учебного материала, прорабатываемого в группах.

Традиционно выделяют: парную работу, когда двое учащихся выполняют коллективное задание, сотрудничая друг с другом; единую групповую и дифференцированную групповую. Как показывает опыт начинать следует с организации парной работы как самой простой, затем включать единую и, наконец, дифференцированную групповую работу (7, 354).

Хорошие результаты в обучении детей младших классов дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно – ролевые игры, к которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте и в которых они с удовольствием участвуют. На первых парах обучения в школе можно рекомендовать организовывать совместную, групповую учебную деятельность. Однако такая форма ведения занятий, особенно в первые месяцы обучения детей в школе, требует тщательной подготовки. Одна из школьных задач, которую необходимо решить, приступая к групповому обучению, заключается в том, чтобы правильно распределить роли, установить в учебной группе атмосферу доброжелательных межличностных отношений, основанных на взаимопомощи (7, 566).

Всякий человек, а ребенок в особенности, более активно проявляет себя при условии, если он уверен в поддержке со стороны окружающих, то есть испытывает то чувство, которое А.С. Макаренко назвал защищенностью в коллективе.

Группа создает сравнительно благоприятные условия для детей, неуверенных в себе, не имеющих опыта общения, испытывающих учебные и поведенческие трудности.

В группе у ребенка растет самообладание, исчезает страх, шире становится объем внимания, памяти – в этих условиях легче обеспечить ему  личный успех при выполнении дела. Таким образом деятельность детей в группах может стать средством коррекции деятельности и поведения младшего школьника (8, 45-50).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.    Условия для совместной деятельности детей в группах.

 

Условия для совместной деятельности детей в группах:

    • Обеспечение каждому члену детской группы возможности для активного участия во всех ее делах.
    • Получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группах.
    • Использование в группах таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план.
    • Воссоздание в практической деятельности детских групп той социальной реальности, с которой дети став взрослыми, обязательно должны будут столкнуться. Деятельность развивающих детских групп следует организовывать таким образом, чтобы постепенно готовить детей к взрослой жизни.
    • Выявление задатков ребенка и превращение их в способности.

Первое из обязательных условий может быть выполнено лишь тогда, когда количество участников в детской группе относительно невелико, то есть такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включиться в совместную деятельность. Практика показывает, что оптимальной по составу является группа численностью от 3-х до 7 человек. Объясняется это тем, что группа данной величины обеспечивает активное участие каждого человека в совместной деятельности, позволяя вместе с тем наилучшим образом распределить обязанности между членами группы и скоординировать их действия.

Для того, чтобы выполнить второе условие, рекомендуется систематически изменять состав и распределение ролей в детских группах. Это позволяет детям получать богатый и разнообразный опыт общения, усваивать различные формы ролевого поведения, вырабатывать нужные и достаточно гибкие коммуникативные умения и навыки. Чем меньше возраст детей, тем меньше по величине должна стать группа, в которой все это происходит. Например, для детей раннего и дошкольного возраста можно рекомендовать создание групп по 2 – 4 человека в каждой, для детей младшего школьного возраста по 3 – 5 человек, для подростков и юношей – группы по 5 – 7 человек. Благодаря постепенному увеличению размера группы с возрастом задачи, которые детям приходится решать, становятся сложнее, и это обогащает опыт их  межличностного общения.

Третье из названных условий будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым ее членом будут строиться на равноправной, демократической основе. Это в данном случае означает, что каждый ребенок в группе получает такие же права, как группа в целом, и если его мнение расходится с мнением большинства других членов группы, то за самим ребенком останется право поступить  в том или другом случае по своему.

Информация о работе Методика использования групповой работы на уроках математики в начальной школе