Стратегия развития социальной рекламы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является нахождение путей преодоления проблем социальной рекламы в России и выработка практического проекта социальной рекламы, направленного на решение одной из общественно значимых проблем в РФ. Таким проектом стал план социальной кампании, направленной на снижение численности курящих женщин, изменения сознания общества относительно данной проблемы в России (женское курение). То есть цели преследуются те, которые прописаны в самом определении социальной рекламы.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социальной рекламы
1.1. Сущность и назначение социальной рекламы
1.2 История развития социальной рекламы в России
1.3 Классификация социальной рекламы. Формы и методы ее
реализации
1.4 Психологические аспекты социальной рекламы
Глава 2. Современное состояние социальной рекламы в России
2.1 Анализ современных проблем социальной рекламы в России
2.2 Российский и зарубежный опыт социальной рекламы:
сравнительный анализ
2.3 Роль государства в развитии социальной рекламы в России
Глава 3. Стратегия развития социальной рекламы в России
3.1 Пути решения современных проблем социальной рекламы
в России
3.2 Проект социальной рекламы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 892.00 Кб (Скачать файл)

– Листовки. Жанр листовки как формы социальной рекламы  также имеет давнюю историю. Во время  первой мировой войны листовки разбрасывались с самолетов, и не случайно на польском языке слово листовка звучит как “улётка”. Листовки различны по своим функциям: информирующие и дезинформирующие, призывающие к действиям и вызывающие депрессивное настроение, создающие смысл и лишающие смысла.

Основная тематика социальной рекламы:

– Безопасность жизнедеятельности города/в городе (экология города, профилактика преступности, дорожно-транспортные проблемы, развитие городской инфраструктуры, проблемы бездомных и беженцев, борьба с  мусором и т.д.).

– Проблемы достижения равных прав и социальных гарантий (права женщин, пожилых людей, профилактика семейного насилия, толерантное отношение к инвалидам, развитие системы социального страхования от экологических рисков и т.д.).

– Экологические  проблемы (радиационная, химическая безопасность, пропаганда идей рационального природопользования и т.д.).

– Тенденции  развития общества (образование, перемены в обществе, бизнес, финансы, страхование, здравоохранение, выплата налогов, планирование семьи, молодежь 21 века и  общечеловеческие ценности и т.д.).

Возможное применение социальной рекламы:

а) как направление  социальной программы городской  и областной администраций, направленной на оперативное разрешение социальных проблем, возникающих в обществе;

б) включать в  образовательные программы по вопросам экологии, например, посвященные проблемам здоровья.

К выгодам социальной рекламы можно отнести:

– Формирование позиции “гражданской ответственности”.

– Трансляцию ценностей.

– Привлечение  граждан к участию в социальной жизни (косвенно, в политике).

– Гуманизация общества. 

 

1.4 Психологические аспекты социальной рекламы 

 

Говоря о  теоретических аспектах социальной рекламы, представляется важным рассмотреть  ее психологические аспекты, т.к. она  обращена прежде всего на сознание общества. В социальной рекламе можно выделить следующие темы:

1. Борьба с  пороками и угрозами, предупреждение  катастроф или нежелательных  последствий, декларация благих  целей. Используются наиболее  актуальные опасения, напр., экономические  (низкий уровень жизни и угроза  его дальнейшего снижения; остановка промышленного производства и сельского хозяйства); геополитические (потеря могущества и влияния); государственные (неспособность власти эффективно править страной); духовные (отсутствие национальной объединительной идеи, общепризнанных ценностей).

2. Декларация  ценностей. В целом можно сказать,  что приоритетными ценностями  каждого человека являются: здоровье, работа (карьера), семья (дети), заработок  (доход), личное счастье, безопасность (комфорт) и т.д.

3. Призывы к  созиданию. Основываются на стремлениях достижения социальных и индивидуальных идеалов.

4. Социальная  психотерапия. Используется в случае, когда массовыми являются определенные  негативные эмоциональные состояния  и чувства, такие как: состояние  повышенной тревожности, страх;  неуверенность в себе, в будущем; обеспокоенность за свою судьбу и судьбу близких; угнетенность, отчаяние, депрессивные состояния, переживание низкого группового и социального (общегосударственного) статуса и т.д.

Социальной  рекламе присущи такие критерии психологической эффективности, как запоминаемость, привлекательность, информативность, побудительность, но с определенными ограничениями.

В России социальную рекламу производят, как правило, те же люди, что и коммерческую. Причем производство социальной рекламы – это показатель профессионализма и креативности, поскольку социальная реклама должна вызывать сильные эмоции, будь то шок, страх, радость или негодование, причем по силе своего воздействия она должна быть гораздо мощнее, нежели реклама коммерческого продукта. Соответственно встает вопрос о психологических аспектах социальной рекламы.

Эмоциональный аспект рекламного воздействия.

Эмоциональный компонент рекламного воздействия  определяет эмоциональное отношение  к объекту рекламной информации: относится ли к нему субъект с симпатией, антипатией, нейтрально или противоречиво. Исследование психологических аспектов рекламной деятельности предполагает анализ таких ее сторон, которые вызывают у человека эмоционально окрашенное отношение к рекламе и к самому товару, формирующее, в конечном счете, поведение общества.

В психологии считается, что многочисленные человеческие эмоции могут быть описаны несколькими  базовыми составляющими: любовь, радость, счастье, удивление, печаль, страдание, страх, гнев, ярость, отвращение, презрение, вина и др. Они выражаются во множестве индивидуальных особенностей. Таким образом, непосредственное переживание действующих на индивида явлений и ситуаций осуществляется в многообразии форм эмоциональных переживаний, которые откладываются в эмоциональной памяти. На эмоциональную память сильное воздействие оказывает яркость впечатлений.

Как известно, у  людей, помимо зрительной, очень устойчивой, является память эмоциональная, которая  работает по принципу: приятно - неприятно, понравилось - не понравилось. Рекламные материалы неизбежно навевают неосознаваемые эмоциональные образы. Установлено, что эмоциональная память намного сильнее, чем другие виды памяти, воздействует на поведение человека. Любой рекламный видеоклип - это не только информация, это, прежде всего несколько эмоционально насыщенных минут, лично переживаемых человеком в момент просмотра. Характерна в этом отношении сама рекламная лексика с ее богатой эмоциональной терминологией. Замечено, что в ряде случаев рекламное сообщение строится на смягчении или подавлении чувства вины.

Эмоции могут  быть положительными и отрицательными. Положительные эмоции стимулируют  субъект достичь цели, отрицательные  – избегать объектов, вызывающих неприятные состояния. Безусловно, положительные  эмоции вызывает юмор. Чувство юмора – одно из наиболее специфических чувств, которые способен переживать человек. Однако применение юмора в рекламе – дело весьма тонкое, нередко деликатное. Пользоваться юмором в рекламе следует осторожно. Кого-то он привлекает, а кого-то и отталкивает.

Что касается рекламных  кампаний в России, то приходится констатировать, что рекламисты не всегда учитывают  психологическую структуру восприятия рекламы российскими людьми. Информационная среда перенасыщена повторяющейся  однообразной рекламой, что вызывает у потребителя закономерное желание избегать ее воздействия, ее навязчивого проникновения в индивидуальное информационное пространство человека.

Говоря о  психологических аспектах социальной рекламы, необходимо также рассмотреть  такое важное и распространенное явление в современной рекламе как внушение. С внушением мы сталкиваемся практически ежедневно на протяжении всей жизни: само наше воспитание больше построено на внушении, нежели на убеждении, как, впрочем, пропаганда и агитация, независимо от их приверженности и направленности. Внушение – это воздействие одного сознания на другое, при котором последнее меняется без внешнего принуждения и рационального размышления. Таким образом, происходит изменение установки бессознательного, что может привести в перспективе к изменению поведенческой модели общества.

Такой процесс  воздействия на психику человека связан со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, не требующий  ни развернутого логического анализа, ни оценки. Внушение осуществляется с целью создания определенных состояний или побуждений к определенным действиям. Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а через них на его разум и волю. Предполагается, что процесс этот зависит от степени ослабления сознательного контроля, осуществляемого по отношению к воспринимаемой информации. Воздействие содержания, воспринятого на основе внушения, отличается навязчивостью: оно с трудом поддается осмыслению и коррекции. Особенно важно, что объектом могут быть и большие группы людей – массовое внушение. Сила воздействия во многом зависит от наглядности, доступности, образности и лаконичности информации. Эффект особенно силен тогда, когда внушаемое в общем соответствует потребностям и интересам.

Получив элементарное представление о внушении, необходимо иметь в виду, что разные люди обладают разной степенью внушаемости, уровнем восприимчивости к внушению, субъективной готовностью испытать внушающее воздействие и подчиниться ему. Как утверждают психологи, внушаемость зависит от многих факторов. К числу их относятся: неуверенность, тревожность, робость, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического анализа. Среди ситуативных факторов внушаемости можно выделить:

1. некоторые  психические состояния (например, внушаемость возрастает в условиях  релаксации или, наоборот, сильного  эмоционального возбуждения, при  стрессе);

2. низкий уровень  осведомленности, компетентности;

3. высокая степень  значимости;

4. неопределенность;

5. дефицит времени.

К сожалению, в этом случае можно констатировать, что многие из перечисленных негативных факторов свойственны облику советского человека и его образу жизни. Стало быть, применительно к рекламному делу приемы внушения могут обеспечить высокий эффект у нас в стране: степень внушаемости соотечественникам по этим принципам еще достаточна высока.

Не стоит забывать о  том, что речь тоже применяется как  мощный прием внушения. Любая реклама  обязательно содержит речевое сообщение, в котором заложена суть рекламируемого. Такое сообщение может выполняться непосредственно персонажем рекламного фильма или закадровым голосом. Эта форма человеческого общения обладает очень сильным эмоциональным воздействием и способна вызвать не только желаемый отклик, но и заданные формы поведения. Эмоциональное воздействие речи обеспечивает у определенной аудитории и меру ее убедительности. Достаточно вспомнить, как говорят священники, особенно на проповеди. Они в большинстве своем прекрасно владеют искусством внушения. А ведь в их арсенале зачастую всего лишь несколько приемов внушения, требующих облечь речь в определенную форму. Эти приемы хорошо известны в психологии и заслуживают использования и для других целей, в частности в рекламном деле. Рассмотрим их.

А) Конкретность и образность ключевых слов.

Использование слов, смысл  которых конкретен, содержание которых  легко себе мысленно представить, существенно  повышает эффект внушения. Напротив, абстрактные  понятия резко снижают силу внушения. Но этого мало: необходимо, чтобы они еще были и благозвучны. Иначе возникает обратный результат.

Б) Конкретность качеств, образность качеств.

Чем выше степень абстракции при описании какого-либо предмета и его свойств, тем слабее внушение. Следовательно, употреблять ключевое слово с конкретным смыслом и образным содержанием – полдела. Надо помочь человеку сформировать представление о предмете рекламы.

В) Нельзя употреблять слова  «нет» и «не»

Для повышения эффекта  внушения в рекламном сообщении  необходимо следовать правилам аутотренинга (который не что иное, как самовнушение) – избегайте слов «нет» и отрицательных частиц. Психика человека сопротивляется частице «не», настораживая, вызывая сомнения.

Реклама достигнет цели лишь в том случае, если при ее создании будут учитываться особенности человеческой психики. Как уже отмечалось, реклама воздействует, как через рациональную сферу (убеждение, «разум»), так и через сферу неосознаваемую (область эмоций и подсознания). Сравнительно легко прогнозировать воздействие рекламы в «разумной» сфере, сложнее предугадать, как будут работать более тонкие механизмы, на уровне глубокого душевного впечатления. Практики часто говорят о спонтанности и непредсказуемости творческой удачи, эмоциональный результат угадывается интуитивно и кажется недоступным анализу.

Архетип не материален, он существует как глубинный механизм психики  и проявляется на поверхности  через форму, в том числе влияя  на выбор образов в искусстве, стиля и так далее. Архетипические сюжеты или персонажи стоит отличать от типичных сюжетов или персонажей, которые можно встретить в литературе и театре.

Психологи выделяют обычно не более 30 архетипов. Каждому из них  соответствует определенный стиль  поведения человека, тип эмоционального переживания, бессознательный прогноз развития событий. Если при восприятии рекламы (целиком или частично) подключается архетипический уровень, у воспринимающего автоматически усиливаются все соответствующие данному архетипу эмоциональные реакции и бессознательные ожидания. Важно только, чтобы они соответствовали цели рекламного сообщения. Можно целенаправленно формировать изобразительный, смысловой и даже звуковой ряд рекламного сообщения так, чтобы он вызывал нужный архетип.

Отдельные архетипы можно  распознать в персонажах (ролях) рекламы или в конкретных сюжетных изображениях. Это кажется удивительным, но архетип проявляется не только в социальной роли, но каждому архетипу соответствуют определенная стилистика изображения, тип графики, выбор цвета, композиция, стиль музыки и так далее.

Если речь идет о чем-то более сложном, чем создание настроения, - это требует обращения не к  одному архетипу, а к некоторому сценарию, в котором последовательно  сменяются архетипические темы. Существуют узнаваемые «архетипические сценарии», которые каждый житейски наблюдательный человек знает по своему опыту.

Для того чтобы выбрать  нужный архетип для конкретного  рекламного проекта, автор должен решить, какое настроение, стиль, какие ассоциации он хочет «встроить» в свое творческое решение, чтобы они провоцировали нужную тему у воспринимающего. Затем эта эмоциональная тема уточняется таким образом, чтобы добиться единства и непротиворечивости сообщения (чтобы это послание совпадало со смысловым рядом одного из архетипов). А затем подобрать сюжет или изобразительный ряд, сравнивая его с известными архетипическими или проверяя собственные новые творческие идеи, сравнивая их со стандартным смысловым рядом выбранного архетипа. Этот метод требует определенной практики и художественного чутья.

Информация о работе Стратегия развития социальной рекламы в России