Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:42, автореферат

Краткое описание

Цель исследования – исследовать СМИ как эффективный фактор формирования гражданского общества в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть генезис и эволюцию научных представлений о сущности феномена «гражданское общество» и отражение данных представлений в журналистике.
Определить базовые основы и сущностные признаки гражданского общества как фактора устойчивого развития социума.
Проанализировать особенности информационной политики в условиях становления глобального информационного общества, выявить взаимосвязь функциональных возможностей СМИ и журналистики в целом и их реальной роли в формировании гражданского общества.
Проанализировать реальное участие российских средств массовой информации в становлении гражданского общества в современной России.

Вложенные файлы: 1 файл

журналистика.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

     Сегодня научным сообществом разработаны  принципы эффективного и безопасного  взаимодействия общества как целостной  системы с природой. Однако в силу отсутствия научно-популярной пропаганды этих знаний существенно тормозится процесс формирования механизмов реализации данных принципов в ежедневной практике людей, социальных институтов и государства. СМИ могут сыграть в этом процессе роль просветителя и пропагандиста.

     Третий  параграф посвящен непосредственно анализу деятельности средств массовой информации по формированию гражданского общества и путям ее оптимизации.

     Исследование  проводится на основе анализа СМИ  федерального и местного уровня за период с 2001 по 2007 год. В качестве объекта исследования рассматривались «Российская газета», «Известия» и два местных издания: «Площадь свободы» и «Общественная газета» (г. Тольятти). Не претендуя на репрезентативность исследования и не экстраполируя его результаты на всю российскую прессу и тем более на все СМИ, следует отметить, что эти результаты весьма показательны и могут дать представление о тенденции отражения в СМИ проблематики гражданского общества и характере публикаций.

     С 2001 до 2005 года наблюдались лишь единичные  выступления по данной проблематике в исследуемых СМИ. В 2005 году, когда вышел закон «Об общественной палате Российской Федерации», было проанализировано 2085 публикаций «Российской газеты» и газеты «Известия», из которых только 165 были как-то связаны с изучаемой проблематикой. В «Российской газете» такие публикации составили 5,3 % (56 публикаций), в «Известиях» - почти в 2 раза больше (109 публикаций). В целом же можно сказать, что проблематика гражданского общества не занимает существенного места на страницах газет, и уже в силу этого не приходится говорить о серьезном участии изданий в решении официально провозглашенной общенациональной задачи.

     Слабо реализуется и связь с читателями, что, следует отметить, характерно для практически абсолютного большинства СМИ постсоветского периода. Среди анализируемых материалов в «Российской газете» только один был подготовлен внештатным автором. «Известия» оказались демократичнее: там опубликовано 29 авторских выступлений и 63 письма читателей против 21 письма в «Российской газете». Как видим, ни то ни другое издание не являются общенациональной коммуникативной площадкой для обмена мнениями по важнейшей для жизни общества проблематике.

     Оба издания почти в равной мере публикуют  преимущественно информационные материалы по изучаемой теме (63-65 %) и только треть публикаций аналитическая.

     Несколько изменилась тенденция первой половины 90-х годов, когда в прессе преобладали материалы критической направленности. В рассматриваемый период количество материалов, посвященных примерам позитивного решения проблем, возросло. Вместе с тем можно отметить, что сегодня слабо распространяется положительный опыт как в социально-экономической сфере, так и в политической. Так, на страницах газет почти не встречается примеров работы правозащитных организаций, деятельность которых была бы направлена на защиту социальных интересов граждан и их объединений. А проблема эта крайне актуальна для России.

     Что касается деятельности местных СМИ  в рамках проблематики гражданского общества, то, проанализировав самое тиражное издание г. Тольятти – городскую газету «Площадь свободы» за период с 2001 по 2007 год, мы не увидели существенного роста числа публикаций на интересующую тему. Их встречалось не более десятка за год. И если в федеральной прессе к 2005 году этот дискурс обозначился довольно четко, хотя и не слишком масштабно, то о местном издании можно сказать, что его лексика до сих пор не содержит понятий данной проблематики. Если и появляются какие-либо публикации, отражающие процессы, свойственные гражданскому обществу, то они не квалифицируются как таковые, не делается акцента на социальной значимости этих явлений.

     В Тольятти в 1999-2001 году осуществлялся  опыт выпуска газеты некоммерческих организаций города – «Общественной газеты». Основная цель издания так и заявлялась - участие в формировании гражданского общества как фактора, способствующего устойчивому общественному  развитию. Через год с начала выхода газеты было проведено независимое социологическое  исследование, которое отразило отношение граждан к проблеме формирования гражданского общества и работе издания в этом направлении. 95,1% из 600 опрошенных заявили, что самым эффективным участником процесса формирования гражданского общества могут быть воспитательные и образовательные учреждения и 94,1% назвали СМИ. Это и есть те институты, которые способны объяснить суть самого понятия «гражданское общество», его значение для жизни социума, анализировать процессы его формирования. 98,7% респондентов отметили, что хотели бы читать, смотреть и слушать СМИ с гражданской тематикой. «Общественную газету» они отнесли к числу таковых и 76,5% сочли ее участие в формировании гражданского общества эффективным. Таким образом, есть основания считать, что и местная пресса вполне могла бы стать существенным фактором, способствующим устойчивому развитию социума, направляя свои усилия на формирование гражданского общества.

     Анализ  позволяет сделать вывод о  тенденции возрастания внимания СМИ к проблематике гражданского общества. К примеру, впервые об Общественной Палате РФ «Российская газета» написала в 2004 году как о возможном проекте. За год газета коснулась этой темы 7 раз. В 2005 году уже было опубликовано 23 материала. В 2006 году - 64, и соответственно столько же раз газета информировала о деятельности Общественной палаты. Судя по содержанию публикаций, можно сделать вывод, что налицо не только тенденция роста внимания к одному из главных институтов гражданской активности, но и к тем общественным проблемам, которыми Общественная палата занимается.

     Теперь  есть возможность следить за тем, как СМИ освещают деятельность Общественной палаты и общественных проблем, которыми она занимается, по еженедельным обзорам СМИ, публикуемым на сайте палаты. Так, например, в период с 17 по 23 марта 2007 г. в средствах массовой информации вышло 391 сообщение с упоминанием Общественной палаты. Сообщения исходили из  188 источников, из которых  89 - регионального уровня17. Высоким индексом информационного благоприятствования  Общественной палате отличились федеральные газеты и ТВ-каналы, информировавшие об участии членов Палаты в формировании концепции жилищной политики страны, о поддержке детских и подростковых СМИ, о защите прав соотечественников, о сохранении археологического наследия России и т.д. В целом в информационном потоке преобладали нейтрально-повествовательные и позитивные сообщения.

     Эти данные говорят о том, сколь значительно увеличился интерес СМИ к проблематике гражданского общества. Разумеется, это обстоятельство позволяет строить оптимистичные прогнозы. Но анализ текстов показывает, что есть и немалые проблемы. Прежде всего, отсутствует действенная обратная связь: на страницах газет по-прежнему редко можно увидеть материалы читателей; не хватает убедительной аргументированной аналитики, конструктивной критики. Такая пресса далека от того, чтобы называться гражданской. Отсюда и роль ее в формировании гражданского общества может быть оценена пока скромно.

     На  основании сделанных выводов определены актуальные задачи СМИ и современной журналистики по ее становлению как журналистики гражданской, направленной на развитие профессиональной возможности активно и эффективно участвовать в становлении в России гражданского общества. Эти задачи журналистики сформулированы в соответствии с признаками гражданского общества:

     1. Формирование журналиста-гражданина.

     2. Формирование российского законодательства о деятельности СМИ, способствующего реализации функций журналистики как независимой и вместе с тем социально-ответственной деятельности.

     3. Формирование этических корпоративных  норм, соответствующих ценностям  гражданского общества, и контроль профессиональных общественных организаций за реализацией этих норм.

     4. Обеспечение как можно более  широкого участия граждан в  обсуждении общественных проблем. Граждане – источники информации (в том числе и обратной связи), авторы и субъекты публикаций.

     5. Превращение российских СМИ из  оператора теневой экономики  в открытые профессиональные  организации, публично осуществляющие свою экономическую сторону деятельности.

     6. Повышение уровня знаний, позволяющих  компетентно, доступно и профессионально  талантливо вести разговор с массовой аудиторией о частных и общих проблемах устойчивого развития человеческого сообщества в окружающем его мироздании.

     Если  говорить о перспективе развития профессиональной корпорации, то хочется подчеркнуть, что вектор развития журналистики не может быть определен только внешними обстоятельствами: дескать, нет гражданского общества, не может быть и гражданской журналистики. Этот вектор сильно зависит от внутренней сущности самой журналистики, ее самосознания и осознания своей роли в обществе. Гражданский выбор под силу только журналистам-гражданам.

     В заключении подводятся итоги исследования. Проделав вышеописанную работу, мы считаем, что представленный в исследовании материал позволил нам сформулировать конкретные практические задачи. Это и является нашей конечной целью на данном этапе разработки проблемы.

   Основные  положения диссертации  изложены автором  в следующих научных  публикациях по теме исследования:

         1. Чевозерова Г.В. Гражданское общество  начинается с гражданской позиции  / Г.В. Чевозерова // Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века: Материалы научно-практической конференции. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. – Ч. 5. – С. 10-12.

         2. Чевозерова Г.В. Гражданский наказ  президенту / Г.В. Чевозерова, Н. Беляева //  Гражданская экспертиза как форма гражданского участия. - М.: Фрегатъ, 2001. – С.  229-230.

         3. Чевозерова Г.В. Методологические  функции журналистики / Г.В. Чевозерова // Проблемы региональной журналистики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2002. - С. 170-174.

         4. Чевозерова Г.В. СМИ и проблемы  формирования гражданского общества / Г.В. Чевозерова // Гражданское общество  и государство (механизм взаимодействия): Цикл публичных дискуссий Никитского клуба «Россия в глобальном контексте». - М.: ММВБ, MIXEX, 2002. - В.7. - С. 47-51.

         5. Чевозерова Г.В. Современные СМИ:  предназначение, проблемы, противоречия / Г.В. Чевозерова // Тольяттинский университет. – 2002. - № 28, 29, 30 от 16, 23, 30 октября.

         6. Чевозерова Г.В. О роли прессы  в формировании гражданского  общества / Г.В. Чевозерова // Журналистика  в 2002 году. СМИ и реалии нового  века: Материалы научно-практической  конференции. - М.: Факультет журналистики  МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - Ч. 1. - С. 114-116.

         7. Чевозерова Г.В. Онтологические  принципы журналистики / Г.В. Чевозерова // Журналистика 2003. Обретения и потери: Материалы научно-практической конференции. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. – Ч. 1. - С. 188-190.

         8. Чевозерова Г.В. Журналистика  и гражданское общество: взаимоформирующие связи / Г.В. Чевозерова // Социально-гуманитарные знания. – 2003. - № 5. - С. 296-311.

         9. Чевозерова Г.В. Онтологические  основы гражданского общества (структура проблемы и методика анализа) / Г. В. Чевозерова // Акценты. – 2003. - № 7-8. - С. 96-101.

         10. Чевозерова Г.В. О доблести  с удовольствием в журналистском  деле / Г.В. Чевозерова // Татищевские  чтения: актуальные проблемы науки  и практики: Материалы Международной научной конференции. – Тольятти: Волжский университет им. Татищева, 2004. - С. 250-256.

         11. Чевозерова Г.В. Элементарный  анализ общества: активная универсальная  личность как элемент гражданского  общества (часть 1) / Г.В. Чевозерова // Акценты. – 2004. - № 1-2. - С. 5-27.

         12. Чевозерова Г.В. Элементарный  анализ общества: активная универсальная  личность как элемент гражданского  общества (часть 2) / Г.В. Чевозерова // Акценты. – 2004. - № 3-4. - С. 5-17.

         13. Чевозерова Г.В. Философия журналистики / Г. В. Чевозерова // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире: Материалы научно-практической конференции.  – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова,  2005. – Ч. 2. - С. 268-270.

Информация о работе Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества в России