Регулирование деятельности в сфере связей с общественностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:20, реферат

Краткое описание

Связи с общественностью (СО) являются дисциплиной, которая соединяет в себе как социологические, так и экономические аспекты. Основная задача СО заключается в налаживании отношений между различными аудиториями, зачастую противоположными по своим интересам и задачам.
В начале ХХ столетия коммуникативной функции не уделялось достаточного внимания, а ее реализация считалась абсолютно естественной вещью. Однако уже в 1913 г. американский экономист Томас Вейл пришел к выводу, что «компании могут жить и развиваться только с согласия их аудитории».

Содержание

Введение
1. Регулирование деятельности в сфере связей с общественностью
1.1Правовое обеспечение связей с общественностью
1.2Связи с общественностью и Закон «О средствах массовойинформации» и «О рекламе»
1..3Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)
1.4Неформальные способы регулирования в области ПР: традиции,нормы, мораль, общественное мнение.

Вложенные файлы: 1 файл

паблик рилейшенс.docx

— 35.93 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Украины

Донбасский государственный  технический университет

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Паблик - рилейшенз»

 

 

 

 

Выполнила: ст. гр. ФН-11

                                                                                                  Сердюк К.В.

 

 

 

 

 

                                                                                                    

Алчевск 2013 

 

Содержание

Введение

1. Регулирование деятельности в сфере связей с общественностью

1.1 Правовое обеспечение связей с общественностью

1.2 Связи с общественностью и Закон «О средствах массовой информации» и «О рекламе»

1..3 Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)

1.4 Неформальные способы регулирования в области ПР: традиции, нормы, мораль, общественное мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Связи с общественностью (СО) являются дисциплиной, которая  соединяет в себе как социологические, так и экономические аспекты. Основная задача СО заключается в  налаживании отношений между  различными аудиториями, зачастую противоположными по своим интересам и задачам.

В начале ХХ столетия коммуникативной  функции не уделялось достаточного внимания, а ее реализация считалась  абсолютно естественной вещью. Однако уже в 1913 г. американский экономист  Томас Вейл пришел к выводу, что  «компании могут жить и развиваться  только с согласия их аудитории». Так  зародились связи с общественностью  — коммуникативная наука, изучающая  различные социальные группы и их представления о том или ином явлении. При этом следует отметить, что СО не просто исследует явления  и их общественную природу, но и создает  методы, позволяющие скорректировать  ситуацию в зависимости от намеченных целей.

СО предполагают создание доверительных отношений к явлению, проекту или личности. Именно в  этом заключается их основная задача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовое обеспечение связей  с общественностью, законы и нормативные акты

Правовое регулирование - это строго установленная, четко прописанная, обязательная для всех членов общества система правовых юридических норм. Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в public relations - комплексной, информационной, коммуникационной деятельности, то можно выделить два основных направления: правовое регулирование и саморегулирование.

PR-деятельность в России не  имеет своего законодательного  акта, такого, как, например, закон "О рекламе". Принятию подобного единого нормативного документа, способного в полной мере отразить все возможные в этой сфере правоотношения, мешает, прежде всего, многогранность public relations. Для воздействия на общественное мнение используется самый разнообразный инструментарий – от информационного сообщения в средствах массовой информации до убеждения отдельных лиц в приватной беседе. Этот набор ничем не ограничен и зависит лишь от творческой инициативы специалистов.

Ввиду отсутствия единого законодательного акта, правовое поле в сфере PR очерчено нескольких государственных нормативных  актах. Рассмотрим основные из них:

1. Закон "Об информации, информатизации  и защите информации";

2. Закон "О рекламе";

3. Закон "Об авторском праве  и смежных правах";

4. Закон "О товарных знаках, обслуживания и наименованиях  мест прохождения товаров".

Имеет смысл разобрать подробнее  отношение вышеперечисленных актов  к работе специалиста в сфере PR.

1. Закон "Об информации, информатизации  и защите информации". Основным  полем деятельности PR-специалиста  является информация. И одна из  задач PR-службы любой организации  – накапливать всевозможные сведения  как о государственных учреждениях,  общественных организациях, предприятиях, партнерах и конкурентах, так  и их руководителях. Конституция  Украины признает и гарантирует права физических и юридических лиц "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". При этом закон "О государственной тайне" содержит большой перечень сведений, сбор и распространение которых запрещены. Несомненно, информация о привычках, увлечениях, вкусах топ - менеджеров сторонних организаций может и должна использоваться в ходе переговоров, организации презентаций, лоббировании, других PR-мероприятий. Но и в этом случае законодатели предусмотрели ограничения. Так Законом "Об информации, информатизации и защите информации" не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

2. Закон "О рекламе". Известно, что в формировании благоприятного  имиджа организации большую роль  играет корпоративная реклама.  Федеральный закон "О рекламе"  регулирует часть объектов рекламы,  таких как:

1) рекламная деятельность в целом;

2) реклама товаров, представляющих  потенциальную опасность для  потребителей;

3) использование необоснованных  утверждений;

4) охрана авторских прав на  рекламные идеи и решения;

5) правовая защита товарных знаков  и других форм интеллектуальной  собственности;

6) реклама, вводящая в заблуждение  и содержащая "исчезающую приманку";

7) сравнительная реклама;

8) реклама, направленная на детей  .

Закон так же затрагивает ряд  этических моментов, например дает понятие ненадлежащей рекламы и  запрещает использование всех ее видов (недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы).

Значительная часть закона устанавливает  полномочия контрольных органов  в сфере рекламы и определяет права и обязанности участников рекламного процесса, сроки хранения рекламных материалов, обязанность  представления документальных подтверждений  достоверности рекламной информации, лицензий и сертификатов, а также  ответственности за уклонение выполнения условий рекламы, выступающей в  качестве публичной оферты.

3. Закон "Об авторском праве  и смежных правах". Не лучше  обстоят дела и со знанием  авторских прав. Немногим известно, что пресс-релизы, статьи, доклады,  слоганы, сценарии видеороликов, тексты радиосообщений и т.  п. являются произведениями, охраняемыми  Законом "Об авторском праве  и смежных правах". Если они  создаются сотрудниками в порядке  выполнения служебных обязанностей, то исключительные права на  их использование принадлежат  работодателю, а личные неимущественные  права остаются у творца. Кроме  того, по закону создатель служебного  произведения имеет право на  вознаграждение, если иное не  оговорено в договоре с работодателем.  Большой урон может понести  организация, если в договор  со сторонним автором ее PR-специалист  не включит пункт о передаче  первым всех или части исключительных  прав на использование произведения. Может случиться, что после  размещения рекламы своей фирмы,  он через некоторое время увидит  такую же, но у другой компании. Таким образом, компания заказчик  потерпит убытки, а специалист  в сфере PR может потерять репутацию.

4.Закон "О товарных знаках, обслуживания и наименованиях  мест прохождения товаров". В  PR-сфере важны все аспекты,  в том числе и способ придания  индивидуальности организации, ее  товарам и услугам. Здесь не  обойтись без привлекательного, хорошо запоминающегося фирменного  знака. На первый взгляд кажется,  что все тут во власти дизайнера.  Однако Федеральный Закон "О  товарных знаках, обслуживания и  наименованиях мест прохождения  товаров" содержит ряд правовых  норм, запрещающих использование  знаков аналогичных запатентованным.  Следовательно, прежде чем запустить  тот или иной фирменный знак  в деловой оборот, необходимо  проверить его на патентную  чистоту.

Это лишь малая доля правовых норм непосредственно определяющих рамки  тех или иных PR-действий. Большое  число норм права содержится в  других законах Российской Федерации, имеющих межотраслевой характер: "О сертификации продукции и  услуг", "О предприятиях и предпринимательской  деятельности", "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" и  др.

Некоторые PR-специалисты рассчитывают на то, что при возникновении правовых коллизий они могут обратиться к  корпоративному или стороннему юристу. Однако правоведов, способных оказать  квалифицированную помощь в решении  всех вопросов, возникновение которых  вероятно в процессе многогранной PR- деятельности, в России пока немного. Кроме того незнание законов может  привести к тому, что PR-специалист и  не заметит, как нарушит какую-либо правовую норму и окажется, что  консультироваться поздно. Поэтому  так важно знание основ правового  регулирования PR в Российской Федерации  для практиков отрасли.

Существует круг вопросов в сфере PR-деятельности незатронутый законодательно, поэтому не менее важную роль в  процессе регулирования играют саморегулирование  и общественное регулирование. В  механизме функционирования общественного  регулирования важное место занимает информация о социальном опыте прошлого и настоящего времени. Информация как  случайные, так и отобранные сведения всегда имеет социальную окраску, поскольку  отражает процессы материальной и духовной жизни. Социальная информация - совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся  в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными  институтами для регулирования  различных сфер деятельности.

Таким образом, можно сказать, что  общественное регулирование - это регулирование  посредством общественного мнения, которое формируется с опорой на социальную информацию. Общественность может выражать свое недовольство деятельностью  субъектов PR как через неодобрение  в общественном мнении, так и более  радикальным путем: митинги, демонстрации, акции протеста.

Саморегулирование в PR осуществляется независимым, профессиональным, отраслевым организациям, которые в состоянии  оказать влияние на качество конкурентной среды, устанавливая стандарты бизнес - этики, делового оборота, не входящие в законодательное поле.

Профессиональные организации (ассоциации PR) в рамках саморегулирования содействуют  разрешению конфликтов в PR-среде во внесудебном порядке, чаще всего  через внутриотраслевые "третейские суды" и аналогичные органы. Основой  в работе ассоциаций являются кодексы  профессионального поведения и  этики PR, которые являются обязательными  для членов ассоциаций.

Саморегулирование в рекламной  сфере за рубежом в последнее  время переходит в новый статус, дополняя государственный контроль и надзор в PR-среде в таких вопросах, как этика PR и т.п. Для специалистов в области PR это означает лишь то, что современный специалист должен хорошо разбираться в законодательстве. Он должен понимать, как юридические  вопросы повлияют на практику PR и  репутацию организаций.

1. Лицензирование СО-деятельности.

Существует несколько аргументов в пользу обязательного лицензирования и юридической регистрации профессиональной деятельности в области PR:

1. Лицензирование способствует  определению сферы деятельности  специалиста по связям с общественностью.

2. Лицензирование способствует  возникновению единого образовательного  уровня профессионала, действующего  в сфере связей с общественностью.

3. Лицензирование способствует  установлению единых этических  норм и профессиональных стандартов.

4. Лицензирование облегчает лишение  нарушителей этических стандартов  сертификата на профессиональную  деятельность.

5. Лицензирование способствует  защите квалифицированных специалистов  от нечестной конкуренции со  стороны неквалифицированных и  неэтичных деятелей в области  связей с общественностью

Однако существуют и некоторые  аргументы против лицензирования, в  пользу доверия к добровольному  подходу к этике связей с общественностью:

1. Добровольной аккредитации вполне  достаточно для установления  профессиональных стандартов

2. Уже имеющихся Гражданского  и Уголовного кодексов вполне  достаточно для предотвращения  злоупотреблений в данной сфере  человеческой деятельности

3. Лицензирование обеспечивает  лишь минимальный уровень компетентности  и профессиональных стандартов  и не обеспечивает достаточно  высокие стандарты этического  поведения.

2. Аккредитация СО-деятельности.

В отличие от России, на западе существуют определённые традиции контроля за соблюдением  правил профессиональной деятельности в области паблик рилейшнз. С 1964 года в США вступила в действие обязательная для всех членов IPRA "Программа  аккредитации специалистов в области PR (APR) Public Relations Society of America". Аккредитация PR-специалистов построена на экзамене, состоящего из multiple-choice вопросов по теории/практики PR и нескольких кейсов, затрагивающих, как техническую так и этическую  сторону работы PR (APR состоит из 7 часового экзамена и 45 минутного устного  собеседования).

Функционирует также система аккредитации CERP по PR-образованию в Европе.

Информация о работе Регулирование деятельности в сфере связей с общественностью