Радиовещание. Функции. Особенность звучащего слова. Радио жанры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:08, реферат

Краткое описание

Радиовещание – это передача по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и других звуковых эффектов; одно из основных средств оперативной информации, массовой агитации и пропаганды, просвещения населения. В странах развитого радиовещания радиопередачи слушает 90% населения (1,5—2 ч в сутки).
Первый патент на беспроводную связь получил в 1872 г. Малон Лумис (Mahlon Loomis), заявивший в 1896 г. о том, что он открыл способ беспроволочной связи; в Германии создателем радио считают Генриха Герца, 1888, в США — Дэвида Хьюза, 1878, а также Томаса Эдисона, 1875, патент 1885, в США и ряде балканских стран — Николу Теслу, 1891, в Беларуси — Якова (Сармат-Яков-Сигизмунд) Оттоновича Наркевича-Иодку (белор. Якуб Наркевіч-Ёдка), 1890, во Франции — Эдуарда Бранли, 1890, в Индии — Джагадиша Чандра Боше, 1894 (или 1895), в Англии — Оливера Джозефа Лоджа, 1894, в Бразилии — Ланделя де Муру, 1893—1894.

Вложенные файлы: 1 файл

Радиовещание готовый.docx

— 63.57 Кб (Скачать файл)

Язык обладает неисчерпаемыми выразительными ресурсами. Риторические приемы, метафоры, сравнения, гиперболы, литоты, оксюмороны и т.д. демонстрируют богатство языка, его возможности воздействия на слушателя. Эти фигуры и элементы подробно описаны в учебниках по литературоведению, в пособиях по использованию выразительных средств в газетной публицистике, в методических разработках по практике ораторской речи. Мы же обратимся к звуковым выразительным средствам живой речи.

Характеризуя ее выразительные  возможности, следует в первую очередь  выделить интонацию. В речевом общении она играет огромную роль. Многие лингвисты определяют интонацию, как главное средство, создающее своеобразие речи. Причем, она передает не только эмоциональное состояние говорящего, но и несет значительную содержательную, смысловую нагрузку. Предприняты даже попытки выразить количественное соотношение информации, передаваемой содержанием текста и его произнесением. Так, Е.А. Ножин говорит о том, что интонация может нести до 40% общего объема информации, заключенного в устном сообщении.

Речевая интонация – это форма эмоционально-волевого отношения говорящего к предмету речи и слушателю, выраженная в физических характеристиках звука и обусловленная видом общения, целью, характером, особенностями речевого контакта и ситуацией коммуникативного акта.

Еще Гегель указывал на значение голоса в отражении духовного  мира человека, полагая, что он «представляет  собой главный способ, посредством  которого человек может обнаружить свое внутреннее существо».

В речи отражаются цели и  задачи речевого воздействия, его характер, направленность общения, психологическое  состояние говорящего, своеобразие  его личности и темперамента. Голос  человека индивидуален: он уникален подобно  отпечаткам его пальцев. Голос, а  это заметил Т. Готье, труднее всего поддается описанию. Тончайшие оттенки звучания почти невозможно перенести на бумагу. И это действительно так: голос передает чувства, а чувства описываются литературным текстом лишь приблизительно. Поэтому молодому радиожурналисту надо знать не только особенности своего голоса, его сильные и слабые стороны, но и постоянно работать над развитием речи, дикцией, умением говорить искренне, заинтересованно, накапливая по крупицам опыт общения у микрофона в разных жанрах.

В обычной жизни можно  «видеть» речь, т.е. видеть говорящего человека. Жесты, поза, мимика, ситуация общения, настрой на конкретный разговор – дают немало дополнительной информации. Кроме того, а это очень важно, возможно активно воздействовать на ход беседы, которая, собственно, является продуктом этого воздействия (активного или пассивного).

На радио же слышится слово, отделенное от человека, который его  произносит. При таком асимметричном  общении теряется какая-то часть  значения слова – на это тоже обращали внимание ученые, так как контактная речь – есть производное от взаимного общения. Более того, и сама интонация говорящего рождается в процессе восприятия речи и реакции на нее собеседника.

Однако голос, отделенный от человека, живет самостоятельной  жизнью. Он заставляет вслушиваться в  глубину звучания и это, естественно, повышает его собственную информативную  ценность. Если заметное влияние на восприятие и оценку «видимого» звука  оказывает зрение, а оно напрямую связано с работой мозга, то на только слышимый звук – душа, воспринимающая мир в первую очередь эмоционально. Восприятие речевой информации обогащается работой воображения, которое заметно активизируется механизмами слухового восприятия. На эту психологическую особенность восприятия звучащего слова, отделенного от человека, обратил внимание Б. Шоу, прекрасный оратор, часто выступавший по радио. Писатель говорил о микрофоне как «беспощадном сыщике», проникающем во внутренний мир человека без его «ведома» и «контроля», так как от своего голоса в речи нельзя «спрятаться». Он всегда будет выражать больше, чем мы хотим сказать. Поэтому голос можно назвать внутренним звуковым автопортретом личности.

Б. Шоу писал о том, что  при прослушивании речи на радио  усиливаются, оттеняются интонации  голоса, которые остаются без внимания при контактном речевом общении. «Интонации вашего голоса, которых  не услышишь невооруженным ухом, отлично  слышны через микрофон. А это любопытно: микрофон фактически переносит вас  в исповедальню, он делает вас совершенно другим человеком». Не случайно, многие мастера микрофона, актеры, режиссеры, писатели, журналисты говорили о его  огромных, ни с чем не сравнимых возможностях раскрывать душу человека, его внутренний мир.

Формы проявления личности в звучащей речи необычайно разнообразны. Они зависят от темы выступления, отношения к ней говорящего, от его эмоционального состояния, от стремления раскрыться в речевом выступлении. Жанр тоже многое определяет в направленности этих эмоций и состояний, в их качестве. Жанровая тональность – тема, о которой мало говорят в теории и практике радиожурналистики. А ведь это – конечная форма воплощения текста, его реализация в эфире: от чтения хроникального сообщения в выпуске новостей до импровизированного публицистического выступления в прямом эфире.

Векторы функционального  проявления разных жанров включают в  себя широкий спектр варьирования интонацией, обусловленного задачами конкретного  материала, программы и психологическим  состоянием человека, выступающего у  микрофона, особенностями его голоса.

Поэтому радиожурналисту  нужно знать как можно больше о возможностях микрофона, звукозаписи – именно через них проявляются все эти особенности. Микрофон не простое механическое устройство для фиксации речи. Этот прибор выводит вас на площадь для публичного выступления, одновременно это и «лот», опускающийся в тайники вашей души. Это и способ освоения звучащего мира, определяющий ваше творческое поведение и мышление.

В современном эфире звучит много диалоговых передач: ведущий  беседует с гостями, приглашенными  в студию, отвечает на телефонные звонки, журналист берет интервью на самые  разные темы и в самых разных местах, проводит дискуссии, обсуждения острых вопросов. Таким образом, повышается роль журналиста в общении с невидимой аудиторией. Он должен фокусировать в себе интересы слушателей. С точки зрения общения у микрофона, он создает ту атмосферу общения с выступающим, которая помогает ему проявить себя в контактной регулируемой речи. Эта атмосфера общения и воспринимается слушателем, который как бы становится участником разговора.

Открытость, раскованность  современного эфира несут в себе и новые интонации. Таким образом, радиовещание активно формирует  новую аудиторию не только содержанием  своих передач, но и их эмоциональным, интонационным настроем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- Каета Г., Хлыстун В. Гроза выходит на связь//Комсомольская правда. 1984. 14 марта. С. 4.

-  Ярошенко В.Н. Информационные жанры радиожурналистики. М., 1976. С. 19.

- Бахтин М.М. Проблемы текста. Опыт философского анализа//Вопросы литературы. 1976. № 10. С. 151.

- Гегель. Соч.: В 14 т. М., 1956. Т. 3. С. 117.

- Хьюз Э. Бернард Шоу. М., 1966. С. 243.

- Гегель. Эстетика. М., 1968–1973. Т. 3. С. 318.

- Словарь иностранных слов. М., 1987. С. 322.

- Шерель А.А. Организация эмоциональной среды радиосообщения//Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. М., 1981. С. 212–213.

- Краткая литературная энциклопедия. М., 1964. Т. 2. Ст. 914.

- Музыкальная энциклопедия. М., 1974. Т. 2. Ст. 384.

- Ружников В.Н. От «Радиовестников РОСТА»... С. 10.

- Летунов Ю.А. О развитии документальной радиожурналистики. М., 1966. С. 59.

- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. С. 360.

- Ученова В.В. Метод и жанр. Диалектика взаимодействия//Методы журналистского творчества. М., 1982. С. 76.

- Шкловский В. Преодолеем письменную речь//Митинг миллионов. 1931. № 1(5). С. 23.


Информация о работе Радиовещание. Функции. Особенность звучащего слова. Радио жанры