Радиовещание. Функции. Особенность звучащего слова. Радио жанры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:08, реферат

Краткое описание

Радиовещание – это передача по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и других звуковых эффектов; одно из основных средств оперативной информации, массовой агитации и пропаганды, просвещения населения. В странах развитого радиовещания радиопередачи слушает 90% населения (1,5—2 ч в сутки).
Первый патент на беспроводную связь получил в 1872 г. Малон Лумис (Mahlon Loomis), заявивший в 1896 г. о том, что он открыл способ беспроволочной связи; в Германии создателем радио считают Генриха Герца, 1888, в США — Дэвида Хьюза, 1878, а также Томаса Эдисона, 1875, патент 1885, в США и ряде балканских стран — Николу Теслу, 1891, в Беларуси — Якова (Сармат-Яков-Сигизмунд) Оттоновича Наркевича-Иодку (белор. Якуб Наркевіч-Ёдка), 1890, во Франции — Эдуарда Бранли, 1890, в Индии — Джагадиша Чандра Боше, 1894 (или 1895), в Англии — Оливера Джозефа Лоджа, 1894, в Бразилии — Ланделя де Муру, 1893—1894.

Вложенные файлы: 1 файл

Радиовещание готовый.docx

— 63.57 Кб (Скачать файл)

Министерство Культуры Российской Федерации

«Санкт-Петербургский Государственный  Университет

Кино и Телевидения»

 

 

Факультет массовых коммуникаций.

Связи с общественностью.

 

«Радиовещание. Функции.

Особенность звучащего слова. Радио жанры»

 

 

Реферат по дисциплине:

Теория и практика массовой информации                                                          

 

 

Выполнил: студент 5 курса

Заочного отделения

Факультета Массовых Коммуникаций

Связи с общественностью.

Лебедева Елена.

#1299

 

Проверила: Марусева И.В.

 

 

Санкт-Петербург

2014

Радиовещание – это  передача по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и других звуковых эффектов; одно из основных средств оперативной информации, массовой агитации и пропаганды, просвещения населения. В странах развитого радиовещания радиопередачи слушает 90% населения (1,5—2 ч в сутки).

Первый  патент на беспроводную связь получил  в 1872 г. Малон Лумис (Mahlon Loomis), заявивший в 1896 г. о том, что он открыл способ беспроволочной связи; в Германии создателем радио считают Генриха Герца, 1888, в США — Дэвида Хьюза, 1878, а также Томаса Эдисона, 1875, патент 1885, в США и ряде балканских стран — Николу Теслу, 1891, в Беларуси — Якова (Сармат-Яков-Сигизмунд) Оттоновича Наркевича-Иодку (белор. Якуб Наркевіч-Ёдка), 1890, во Франции — Эдуарда Бранли, 1890, в Индии — Джагадиша Чандра Боше, 1894 (или 1895), в Англии — Оливера Джозефа Лоджа, 1894, в Бразилии — Ланделя де Муру, 1893—1894.

Создателем  первой успешной системы обмена информацией  с помощью радиоволн (радиотелеграфии) считается итальянский инженер Гульельмо Маркони (1895).

В России изобретателем радиотелеграфии  традиционно считают А. С. Попова, однако и то, и другое не совсем верно. Маркони, по сути, соединил передатчик Генриха Герца и приёмник А. С. Попова, в одно устройство. В первых опытах по радиосвязи, проведённых в физическом кабинете, а затем в саду Минного офицерского класса, приёмник обнаруживал излучение радиосигналов, посылаемых передатчиком, на расстоянии до 60 м.

В США  изобретателем радио считается Никола Тесла, запатентовавший в 1893 году радиопередатчик, а в 1895 г. приёмник. Конструкция устройств Теслы позволяла модулировать акустическим сигналом колебательный контур передатчика, осуществлять радио передачу сигнала на расстояние и принимать его приёмником, который преобразовывал сигнал в акустический звук. Такую же конструкцию имеют все современные радио устройства, в основе которых лежит колебательный контур. В то время как конструкция Маркони и Попова были примитивны и позволяли осуществлять только сигнальную функцию, используя в том числе азбуку Морзе.

Различают основные жанры  радиовещания: информационные общественно-политические (радиоинформация, -репортаж, -комментарий, -интервью, -беседа); художественно-публицистические (радиоочерк, -фильм, -композиция); художественные (радиоинсценировка, -пьеса и т.п.). Радио, кроме того, использует в передачах трансляцию исполнения литературных и музыкальных произведений всех жанров; специально адаптированные для радиотеатра драматические и оперные спектакли. Наиболее популярные формы современного радиовещания — информационный радиовыпуск, радиогазета, радиожурнал и другое.

Радиовещание осуществляется через передающие радиоцентры и принимается на радиовещательные приёмники индивидуального или коллективного пользования. Широкое распространение в СССР и ряде других стран получило проводное вещание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЯ РАДИОВЕЩАНИЯ.

Приоритет в области изобретения  радио и использования его  как средства связи принадлежит  России (А. С. Попов). В конце 19 — начале 20 вв. для передачи служебной информации построены первые русские радиостанции.

Радиовещание в СССР. С  первых лет Советской власти радио  использовалось не только как средство связи, но и как источник информации. С ноября 1917 по радиотелеграфу передавались декреты Советского правительства, сообщения о важнейших событиях в жизни страны, о международном  положении, выступления В. И. Ленина. Одной из актуальных государственных  задач было создание материально-технической базы радиовещания. В 1918 Совнарком создал комиссию для разработки планов развития радиотелеграфного дела; ряд мощных радиостанций военного ведомства передан Наркомату почт и телеграфа; Совнарком принял декрет о централизации радиотехнического дела в стране. Первые радиовещательные передачи велись в 1919 из Нижегородской радиолаборатории, с 1920 — из опытных радиовещательных станций (Москва, Казань и прочее).

Коммунистическая партия и Советское правительство придавали  исключительное значение радиофикации как основному средству развития радиовещания. В 1920 Ленин писал М. А. Бонч-Бруевичу, руководившему Нижегородской радиолабораторией: «Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам глубокую благодарность и сочувствие по поводу большой работы радиоизобретений, которую Вы делаете. Газета без бумаги и “без расстояний”, которую Вы создаете, будет великим делом» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 51, с. 130).

В 1922 в письмах И. В. Сталину  для членов Политбюро ЦК РКП (б) Ленин  сформулировал положения программы  сплошной радиофикации страны (см. там  же, т. 45, с. 194—96), в том же году начались первые (ещё нерегулярные) текстовые  радиопередачи через громкоговорители; Нижегородская радиолаборатория передала в эфир первые радиоконцерты. Становлению  и популяризации радиовещания в 20-е гг. способствовали массовое радиолюбительское движение (которое стало развиваться после открытия в 1922 в Москве радиостанции им. Коминтерна), деятельность организованных в 1924 общества друзей радио, акционерного общества «Радиопередача» (первоначально — «Радио для всех», его членами были Наркомпочтель, ВСНХ, РОСТА, Всероссийский электрический трест заводов слабого тока). Регулярное радиовещание началось 23 ноября 1924, когда в эфир был передан первый номер радиогазеты. В 1925 организована Радиокомиссия ЦК РКП (б) для общего руководства радиовещания и Радиосовет при Главполитпросвете Наркомпроса РСФСР для разработки основных направлений вещания.

В 20-е гг. складываются жанры  радиовещания (радиорепортаж, радиобеседа, комментарий), формы передач (радиогазета, радиожурнал). В 1925 в эфире — первый радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам; детские передачи — «Радиооктябрёнок», «Радиопионер» (впоследствии «Пионерская зорька»); «Культурное наследие — детям»; молодёжная — «Молодой ленинец»; с 1926 — «Крестьянская радиогазета», «Рабочая радиогазета», этнографические концерты. Организуется регулярное радиовещание в союзных республиках — в 1925—27 начали работать радиостанции в Минске, Баку, Харькове, Ташкенте, Ленинграде, Киеве, Тбилиси.

С 20-х гг. традицией советского радио стали выступления государственных деятелей. Состоявшаяся в середине 20-х гг. дискуссия об общественном назначении радиовещания, его месте среди видов искусства и средств эстетического просвещения способствовала развитию форм и жанров, особенно литературно-драматического (см. Радиоискусство).

В 1927 Совнарком принял постановление, направленное на улучшение художественных программ. В подготовке литературных передач участвовали В. В. Маяковский, А. Н. Афиногенов, Д. Бедный, Э. Г. Багрицкий, Ф. В. Гладков, В. В. Иванов, Л. М. Леонов. Регулярные обзоры под рубрикой «Литература — массам» знакомили слушателей с творчеством советских писателей и классическим литературным наследием. Радио популяризировало музыку народов СССР, лекции-концерты раскрывали основные этапы истории мировой музыкальной культуры. В 20-е гг. прозвучали первые концерты по заявкам, трансляции оперных спектаклей из Большого театра СССР. С 1925 в программе радио появились беседы и лекции на социально-политические и научно-технические темы. В конце 20 — начале 30-х гг. для целенаправленного образования населения были созданы рабочий, крестьянский, коммунистический, комсомольский радиоуниверситеты (до 80 тыс. радиозаочников).

С 1928 по 1933 мощность советских  радиовещательных станций увеличилась  в 8 раз. В 1931 при Наркомпочтеле образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, в 1932 — 12 местных радиокомитетов в республиках и областях. Появились новые, действенные формы и жанры радиопередач: радиоперекличка, всесоюзное радиособрание (1929), прямые радиорепортажи со строек (1930). Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке рабселькоровского движения» (1931) рекомендовало радиокомитетам шире применять формы массовой работы (рейды, выездные бригады), расширять сотрудничество с рабселькорами, развивать и создавать новые формы передач по письмам трудящихся.

В соответствии с постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) расширились тематика, формы, жанры художественных передач. В работе на радио участвовали писатели А. Серафимович, М. А. Светлов, Н. А. Островский, И. П. Уткин, К. Г. Паустовский, актёры Д. Н. Орлов, В. И. Качалов, И. М. Москвин, М. И. Бабанова и др. Новые произведения Д. Д. Шостаковича, Ю. А. Шапорина, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и впервые исполнялись по радио. Музыкальное вещание знакомило слушателей с профессиональными исполнителями и с лучшими коллективами художественной самодеятельности. В 1932 начались регулярные выпуски «Последних известий». В 1933 Совнарком утвердил «Положение о Всесоюзном комитете по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР»; в составе комитета учреждались управления радиофикации, центрального вещания, местного вещания. В 1936 Радиокомитет ввёл в действие 5 программ вещания, составленных с учётом временного пояса, национальных языковых особенностей населения различных районов страны. Первый всесоюзный радиофестиваль (1936) положил начало межреспубликанскому обмену радиопрограммами. В 30-е гг. в системе общественно-политического вещания выделились самостоятельные редакции сельских передач, красноармейского, молодёжного, спортивного вещания. Видное место в программах радиовещания заняла оборонно-спортивная тематика, сформировался как жанр спортивный радиорепортаж (основоположник В. С. Синявский). Важную роль в улучшении радио сыграла специальная печать по вопросам радио: журналы «Радиофронт» (основан в 1925, до № 19 — «Радио всем»), «Говорит СССР» (1931), еженедельная газета «Новости радио» (1925).

В годы Великой Отечественной  войны 1941—45 передано 2 тыс. радиосводок  Совинформбюро, 2,3 тыс. выпусков «Последних известий», свыше 8 тыс. «Писем с фронта» и «Писем на фронт». Значительное место в программах занимали обзоры газет, информации ТАСС, корреспонденции с фронта (в выпусках «Последних известий» около 7 тыс. корреспонденций из действующей армии). В отличие от других стран, в СССР в годы войны радиовещание оставалось непрерывным и многопрограммным. Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов. По Всесоюзному радио часто выступали руководители Советского правительства. В 1944 Совнарком принял постановление о мероприятиях по укреплению материально-технической базы Центрального радиовещания, в 1945 — о праздновании Дня радио 7 мая (7 мая 1895 А. С. Попов продемонстрировал в действии созданный им приёмник для беспроводной сигнализации).

В 1948 Всесоюзное радио перешло  на трёхпрограммное вещание (общий объём передач 45 ч в сут). Началась сплошная радиофикация колхозов. В 1956 создана Главная редакция вещания для молодёжи (основная рубрика — радиогазета «Говорит комсомолия»). С 1 октября 1960 Всесоюзное радиовещание стало круглосуточным. В 1961 объём вещания возрос до 78 ч в сут. В 1962 введено новое Положение о передачах Всесоюзного радио, в котором предусматривалось конкретное и точное определение содержания и жанра планируемых передач, организация сезонных (осенне-зимней и весенне-летней) сеток вещания. В 1962 прозвучала первая программа радиостанции «Юность». Появились первые молодежные программы в республиканских и краевых радиокомитетах — «Молодые романтики Приморья», «Белорусская молодёжная», украинская «Молодая гвардия», «Клуб молодых репортёров Эстонии». В 1963 начала функционировать 5-я программа — для советских граждан, находящихся за рубежом, и зарубежных слушателей. В 1964 2-я программа реорганизована в информационно-музыкальную программу «Маяк». В 50—60-е гг. появились такие популярные рубрики, как «Ленинский университет миллионов», радиожурнал «Земля и люди» (для сельских слушателей), «У телетайпной ленты», «Международные обозреватели за круглым столом».

Детское вещание наряду с  популярными передачами «Радиотеатра для детей», «Пионерской зорьки», «Клуба знаменитых капитанов», «Угадай-ки» и другими организует общественно-политический радиожурнал «Ровесники» (с 1963), серии передач научно-художественных, образовательных, учебных (в т. ч. «Радио для урока»).

50-летию Великой Октябрьской  социалистической революции были  посвящены серии и циклы передач:  «Хроника Великого Октября. Год  1917-й», «50 пламенных лет», ежемесячный  «Ленинский альманах»; 100-летию со  дня рождения В. И. Ленина  — «Годы великой жизни. Страницы  биографии В. И. Ленина», «Воспоминания  о Ленине», «Подвиг партии и  народа», «Ленинские уроки молодёжи»,  «Литературная Лениниана» и др.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему  улучшению работы радиовещания и  телевидения» (1962) повсеместно совершенствуются технические условия приёма программ, расширяется обмен программами  между Москвой, республиками и областями, организована подготовка кадров по радиовещанию и телевидению (в 1974 в 19 вузах и  научно-исследовательских институтах), к участию в создании вещательных  программ стала широко привлекаться общественность.

Литературно-драматическое  вещание пропагандирует лучшие произведения русской, советской и зарубежной литературы. Инсценируются известные  романы и повести, в радиотеатре  выступают ведущие советские  актёры. Появились новые виды вещания: одноактный спектакль, инсценированный  спектакль. Систематически готовятся  музыкально-образовательные передачи, концерты-лекции, концерты по заявкам  слушателей, музыкальные обозрения, концерты художественной самодеятельности, музыкальные радиоспектакли, радионовеллы, проводятся недели, декады, месячники музыки народов зарубежных стран. В создании передач участвуют музыкальные коллективы Всесоюзного радио: оркестры — Большой симфонический, эстрадно-симфонический, русских народных инструментов, Большой хор, хор русской народной песни, ансамбль советской песни и др.

Популярны передачи по письмам  слушателей — «Полевая почта “Юности”», «По вашим просьбам», «В рабочий  полдень», «Поэтическая тетрадь», «В мире слов», экономические консультации, справки по разнообразным вопросам и т.п.. Почта Всесоюзного радио (1974) — 511 тыс. писем.

Развивая традиции радиоуниверситетов 20-х гг., радио организует цикл специальных учебных передач в помощь школе, общеобразовательных — в помощь политическому самообразованию, по литературе и искусству, в том числе «Радиоуниверситет культуры» (см. также Технические средства обучения).

Передачи внутрисоюзного радиовещания готовят главные редакции Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию — пропаганды, информации (программа «Маяк»), вещания для детей, для молодёжи (радиостанция «Юность»), литературно-драматического, музыкального вещания, вещания для Москвы, для Московской области. Проблемами организации радио и выпуска передач занимаются также входящие в состав Государственного комитета: главные дирекции программ Центрального телевидения и радиовещания (основаны в 1970); Центр научного программирования (основан в 1970), Дом радиовещания и звукозаписи, Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения и радиовещания (1957), институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания (1970).

Информация о работе Радиовещание. Функции. Особенность звучащего слова. Радио жанры