Радиовещание. Функции. Особенность звучащего слова. Радио жанры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:08, реферат

Краткое описание

Радиовещание – это передача по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и других звуковых эффектов; одно из основных средств оперативной информации, массовой агитации и пропаганды, просвещения населения. В странах развитого радиовещания радиопередачи слушает 90% населения (1,5—2 ч в сутки).
Первый патент на беспроводную связь получил в 1872 г. Малон Лумис (Mahlon Loomis), заявивший в 1896 г. о том, что он открыл способ беспроволочной связи; в Германии создателем радио считают Генриха Герца, 1888, в США — Дэвида Хьюза, 1878, а также Томаса Эдисона, 1875, патент 1885, в США и ряде балканских стран — Николу Теслу, 1891, в Беларуси — Якова (Сармат-Яков-Сигизмунд) Оттоновича Наркевича-Иодку (белор. Якуб Наркевіч-Ёдка), 1890, во Франции — Эдуарда Бранли, 1890, в Индии — Джагадиша Чандра Боше, 1894 (или 1895), в Англии — Оливера Джозефа Лоджа, 1894, в Бразилии — Ланделя де Муру, 1893—1894.

Вложенные файлы: 1 файл

Радиовещание готовый.docx

— 63.57 Кб (Скачать файл)

Радиовещанием охвачена вся территория СССР: передачи ведутся на более чем 60 языках народов СССР и 70 языках народов других стран; среднесуточный объём вещания для населения СССР составил в 1975 свыше 1 тыс. ч. По суммарной мощности радиовещательные станции СССР занимают 1-е место в Европе, располагая наиболее мощными радиостанциями в мире. Проводное вещание ведётся через 35 тыс. ретрансляционных узлов (в более чем 400 городах по трём программам). Насчитывается свыше 60 млн. радиоприёмников и свыше 50 млн. репродукторов. Развивается стереофоническое вещание.

В 1975 Всесоюзное радио имело 5 основных программ вещания (среднесуточный объём 150 ч).

1-я программа (основная) — общесоюзная информационная, общественно-политическая  и художественная. Включает информационные  выпуски «Последних известий»,  ежедневные обзоры центральных  газет. Одна из старейших передач  программы — «Рабочая радиогазета». Жителям села адресован радиожурнал «Земля и люди». Популярны передачи «Человек и закон», «Служу Советскому Союзу», «Здоровье», программа радиостанции «Юность», «Театр у микрофона», обозрение «Театр и жизнь», «Литература и искусство за рубежом», «Музыкальные вечера». По 1-й программе звучат передачи для детей. Среднесуточный объём вещания 20 ч. Передают программу радиостанции трёх синхронных сетей.

Готовятся с учётом поясного времени три дубля 1-й программы: для Западной Сибири, республик Средней  Азии (кроме Туркменской ССР) и  Казахстана; Восточной Сибири; Дальнего Востока. 2-я программа («Маяк») —  круглосуточная информационная и музыкальная  информирует радиослушателей о  событиях внутренней и международной  жизни, пропагандирует лучшие произведения советской и зарубежной музыки (концерты звучат между 5—7-минутными информационными  выпусками, передающимися каждые полчаса). Передаётся одновременно для всех районов страны, 3-я программа — общеобразовательная, литературно-музыкальная, включает документальные композиции и радиоспектакли, творческие портреты писателей, драматургов, композиторов, артистов, а также передачи для учащихся, составленные с учётом школьных программ. Среднесуточный объём 14 ч. 4-я программа — музыкальная, знакомит слушателей с произведениями мирового музыкального искусства, с творчеством выдающихся исполнителей. Звучит на ультракоротких волнах. С февраля 1974 на волне 4,16 м транслируются стереофонические передачи (в среднем 4 ч в сут).5-я программа — круглосуточная информационная, общественно-политическая и художественная, адресована советским гражданам, находящимся за пределами страны (морякам, рыбакам, полярникам и прочим).

Ежедневно ведут передачи 160 аппаратно-студийных комплексов. В 1974 действовали 164 краевых и областных комитета по телевидению и радиовещанию и 5 окружных радиоредакций.

В системе Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию действует (1975) 14 комитетов союзных республик, 154 областных, краевых и окружных (85 — в РСФСР, 69 — в других союзных республиках), 341 городская редакция радиовещания (164 — в РСФСР, 177 — в других союзных республиках). Работа местных радиокомитетов по тематике, жанровой структуре передач, времени ежедневного выхода в эфир координируется с программой Всесоюзного радио. Местные комитеты регулярно готовят передачи о жизни республик, краев, областей и для Всесоюзного радио.

Регулярное вещание Московского  радио на зарубежные страны началось с 1929, вначале на немецком, затем  на французском, английском и других языках. Передачи раскрывают всемирно-историческое значение строительства коммунизма в СССР и социализма в странах мировой социалистической системы. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 начались передачи на греческом, турецком, персидском, норвежском и других языках, вещание на Индию, страны Ближнего Востока, Китай, Японию, западную часть США. Московское радио было источником объективной информации о ходе войны. По просьбе филиала американской радиовещательной компании «Нэшонал бродкастинг компани» (ныне самостоятельная радиотелекорпорация «Американ бродкастинг компани» была организована передача Московского радио для США, которая ретранслировалась 96 американскими станциями. В 60-е гг. среднесуточный объём вещания на зарубежные страны составлял 140 ч на 46 иностранных языках и 10 языках народов СССР. Увеличился объём передач на страны Африки, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. В 1964 создана радиостанция «Мир и прогресс» — орган советских общественных организаций. Большой популярностью у слушателей пользуются т. н. почтовые выпуски, ответы на вопросы слушателей. В 1974 общий объём иновещания составлял более 200 ч в сут, передачи велись на 70 языках. Почта в 1974 — свыше 100 тыс. писем.

В фондовой фонотеке Всесоюзного  радио сосредоточиваются уникальные документальные, литературные, музыкальные и прочие записи (в 1975 свыше 100 тыс. записей, более 140 млн. км магнитофонной ленты), ежегодно она пополняется новыми записями объёмом около 400 ч звучания.

Государственный комитет  Совета Министров СССР по телевидению  и радиовещанию издаёт: еженедельник «Говорит и показывает Москва» (основан  в 1958, до января 1974 — «Говорит Москва»), ежемесячный журнал «Телевидение и  радиовещание» (основан в 1957, до № 11, 1970 — «Советское радио и телевидение»), ежемесячный звуковой журнал «Кругозор» (с 1964) и детское приложение к нему «Колобок» (с 1969).

Зарубежное радиовещание. Первая регулярная радиовещательная станция  за рубежом вступила в строй 2 ноября 1920 в Питсбурге, США, компания «Вестингауз» (Westinghouse). В Западной Европе первые радиопрограммы начались в 1922 в Лондоне, компания «Маркони» (Marconi) и в Париже — «Радио Пари» (Radio-Paris). В 1923 открылись радиостанции в Германии, Бельгии, Чехословакии, в 1924—26 ещё в 14 странах, в том числе в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии, Японии, в 1929 — в Болгарии. С конца 40-х гг. передающая и принимающая радиосети получили повсеместное развитие, были созданы мощные передатчики. Каждое десятилетие т. н. мировой парк радиоприёмников более чем удваивается. В 1960 во всех странах мира насчитывалось 348 млн. приёмников, в середине 70-х гг. — 845,6 млн. (при населении в 3739 млн. чел.), число радиоабонентов возросло (в млн.): в Западной Европе — с 82,7 до 165,2, в социалистических странах Европы (включая СССР) — с 31,8 до 80,3, в Африке — с 5,7 до 20,9, в Америке — со 190 до 394,4 (в т. ч. в США — со 156 до 320), в Азии — с 32,2 до 155,4, в Австралии и Океании — с 3,2 до 10,8.

В Болгарии, ГДР, Польше, Румынии, Италии, Франции, Японии и многих других странах радиопередачи осуществляются по трём национальным специализированным программам (информация, развлечение и просвещение). В большинстве стран созданы круглосуточные музыкальные программы.

В социалистических странах  основные принципы организации радио и его задачи определяются государственными законами. Радиовещанием, как правило, занимаются государственные комитеты по телевидению и радиовещанию. Радио охвачено практически всё население. В 1974 в ГДР насчитывалось 5,8 млн. приёмников, в Польше — 5,8 млн., в Чехословакии — 3,9 млн., в Венгрии — 2,6 млн., в Румынии — 3,1 млн., в Болгарии — 2 млн., в Югославии — 3,8 млн., на Кубе — 2 млн. приёмников. Развивается проводное вещание: им охвачено в отдельных странах 25—30% населения. В основе координации радио- и телевизионных программ — принципы взаимодополняемости и контрастности.

В развитых капиталистических странах радио носит преимущественно государственный характер, даже если оно осуществляется по лицензии полугосударственными организациями типа РАИ — «Радиоаудициони Италия» (Radioaudizioni Italia) — в Италии, Би-Би-Си — «Бритиш бродкастинг корпорейшен» (British Broadcasting Corporation) — в Великобритании, ОРТФ — «Оффис де радиодиффюзьон телевизьон франсез» (Office de Radiodiffusion Television Française) — во Франции. Только в США радио ведётся частными компаниями, для которых источники финансирования — не абонементная плата и государственные дотации, а доходы от продажи крупнейшим монополиям вещательного времени для рекламы. Ряд стран (Япония, Австралия, Канада, Великобритания) имеет смешанную систему: государственные и коммерческие вещательные службы. В Европе (Люксембург) функционирует крупнейшая музыкально-развлекательная коммерческая радиостанция «Люксембург».

Особое место в вещании  капиталистических стран занимает радио США, где нет общенациональных централизованных радиопрограмм. Четыре радиосети — «Американ бродкастинг компани» (American Broadcasting Company), «Нэшонал бродкастинг компани» (National Broadcasting Company), «Коламбия бродкастинг систем» (Columbia Broadcasting System), «Мючюэл бродкастинг компани» (Mutual Broadcasting Company) ограничиваются тем, что снабжают свои филиалы — местные станции — преимущественно «новостями часа» — 5-минутными сводками, в которых 1,5 мин занимает реклама. Существующие в стране 7,5 тыс. радиостанций (действуют в радиусе 35—60 миль) передают рекламу (около 20—25% вещательного времени), музыку, общенациональные новости, дополняя их местной информацией. Есть «рок-н-ролльные», «дорожные», «народные» и другие музыкальные станции, а также «информационные» и «дискуссионные» (практикующие телефонные шоу с участием слушателей). Основная цель коммерческого радио — максимальное обеспечение аудиторией заказчиков рекламы. Рекламные доходы американского радио ежегодно составляют 1,2 млрд. долл. (уступая только прессе и телевидению). Университетские и некоммерческие культурно-просветительские радиостанции (образующие т. н. общественное радио) не в силах конкурировать с коммерческими и имеют ничтожно малую аудиторию.

В развивающихся странах  Азии, Африки и Латинской Америки радиовещание — наиболее массовое и общедоступное средство информации и просвещения. В 30—40-е гг. до завоевания независимости радиослужбы во многих из этих стран создавались колониальными администрациями, копировавшими структуру европейских компаний и преследовавшими цель укрепления связи с метрополиями, поэтому национальными правительствам пришлось не только обновлять и усиливать материально-техническую основу вещания, но и коренным образом пересматривать его задачи. Основной тип вещания — государственный. Коммерческие радиостанции редки, наиболее известна среди них станция Шри-Ланка (Цейлон), развлекательные передачи которой принимает вся Юго-Восточная Азия. В программах радиослужб около 50% составляют передачи национальной музыки; остальное время примерно поровну делится между информационными, общественно-политическими и учебно-просветительскими передачами. В ряде стран по инициативе ЮНЕСКО созданы т. н. радиофорумы для коллективного прослушивания радиопрограмм в клубах (программы для сельских радиофорумов посвящены вопросам личной гигиены, ведения сельского хозяйства, основам гражданского права и т.п.).

В становлении радиовещания развивающимся странам оказывают помощь ЮНЕСКО и другие международные организации. Старейшая из них — Международный союз электросвязи (создан в 1865, штаб-квартира в Женеве), основная функция которого состоит в распределении радиочастот. Союз объединяет практически все страны мира. Социалистические страны входят в Международную организацию радиовещания и телевидения (1946, Брюссель), западно-европейские — в Европейский радиовещательный союз (1950, административный центр — Женева, технический центр — Брюссель). Крупнейшие международные организации радио и телевидения — Межамериканская ассоциация вещателей (1946), Союз радио и телевидения Африки (1960) и Азиатский радиовещательный союз (1964).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФУНКЦИИ РАДИОВЕЩАНИЯ

Многочисленные функции  радиовещания правомерно сгруппировать  следующим образом. 
 
I. Информационные: собственно информационная функция, рекламная.

II. Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция, функция выражения и формирования общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская.

III. Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская, функция развлечения – рекреативная.

Знание функций радиовещания необходимо для четкого построения сетки вещания, при выборе формата  станции, при формировании структуры  и содержания вещательных программ и передач. 

I. Информационные функции.  Все средства массовой информации  получили свое название потому, что первым и главным их  качеством – тем, ради чего  и создавались. Радио распространяет  информацию полнее, быстрее, достовернее  и эмоциональнее других СМИ.  Информация - осведомление людей  о событиях в стране и мире, рассказ о новостях. Попадая в  контекст радиопрограммы, любая  передача обретает дополнительную  информационную окраску благодаря  взаимосвязи с другими элементами  программы и событиями дня. 
Регулярное получение социальной информации стало для человека необходимым условием полноценного участия его в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений о том, что произошло в последние часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные радиопередачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Сдвиг выпуска новостей с традиционного места и времени в эфире – событие чрезвычайное, но характерное для переустройства системы массового вещания в конце XX века.

Рекламная функция радио  близка к собственно информационной, но содержит в себе столько специфических  особенностей (в целеполагании, стилистике), что ее справедливо выделяют как  самостоятельную. Реклама нужна: она  помогает ориентироваться слушателю  в быстро меняющемся сложном мире товаров, услуг, идей, ценностей, дает возможность  полезного выбора, принятия разумных решений. Реклама требует от радиожурналиста  профессионализма, специальных знаний, способностей и навыков. 
Средства, полученные от рекламы, помогают функционированию вещательных редакций (станций, программ, рубрик). Для многих негосударственных станций она является главным источником дохода.

II. Функции, обеспечивающие  социальное управление обществом.  Радио, обладающее уникальными  возможностями воздействия на  население страны, вполне естественно  используется весьма активно  как инструмент социального управления  обществом. Здесь важно отметить, что речь идет не только и не столько о регулировании общественного поведения сотен тысяч и миллионов граждан и, конечно, не только о возможности радио стимулировать тот или иной поступок людей (например, выйти или нет на демонстрацию или на субботник, заняться тем или иным видом благотворительных работ и т.д. и т.п.), – речь идет о воздействии на глубинные процессы развития общества, именно на те факторы, которые обеспечивают стабильное развитие всей существующей общественной и государственной системы в целом.

Информация о работе Радиовещание. Функции. Особенность звучащего слова. Радио жанры