Правовое регулирование авторских и смежных прав. правовое регулирование социальной рекламы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

С древних времён человечество стремится защитить и сохранить то, что является необычным, оригинальным и исключительным. Поэтому понятие интеллектуальной собственности появилось давно. Более 200 лет назад в европейских странах возникло право на нематериальные результаты интеллектуальной деятельности (произведения литературы, искусства, изобретения и др.) Оно было сконструировано по образцу права на материальные объекты.

Содержание

Введение. 1. История становления авторских прав и смежных прав…..........3
2. Правовое регулирование рекламной деятельности. Реклама как
объект авторских прав……………………………………………….4
3. Понятие и функции авторского права………………………………………...6
4. Источники авторского права…………………………………………………..9
5. Субъекты и объекты авторских прав…………………………………………11
6. Различия между авторскими и смежными правами. Права, смежные с
авторскими……………………………………………………………………..13
7. Правовое регулирование социальной рекламы……………………………...15
Заключение………………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федераци3.docx

— 39.77 Кб (Скачать файл)

          Министерство образования и науки Российской Федерации 
          Федеральное государственное бюджетное образовательное 
               учреждение высшего профессионального образования 
     «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»

 

                                            Институт Филологии 
                      Кафедра рекламы и связей с общественностью

                                                    РЕФЕРАТ 
               по дисциплине: «Основы выставочной деятельности» 
               на тему: «Правовое регулирование авторских и смежных прав. 
                                Правовое регулирование социальной рекламы». 
 

 

                                                                                     Выполнила: студентка  
                                                                                      2-го курса 12 группа 
                                                                                     заочной формы обучения 
                                                                                      специальности «Реклама 
                                                                                      и связи с общественностью» 
                                                                                      Шауро Ю.А. 
                                                                                      Проверил: к.п.н., ст.преп. 
                                                                                      Новикова М.В.

                                                                                

                            
                                             

           Содержание

 Введение. 1. История становления авторских прав и смежных прав…..........3 
                    2. Правовое регулирование рекламной деятельности. Реклама как  
                    объект авторских прав……………………………………………….4  
3. Понятие и функции авторского права………………………………………...6 
4. Источники авторского права…………………………………………………..9 
5. Субъекты и объекты авторских прав…………………………………………11 
6. Различия между авторскими и смежными правами. Права, смежные с  
    авторскими……………………………………………………………………..13 
7. Правовое регулирование социальной рекламы……………………………...15    
Заключение………………………………………………………………………..18                          
Список литературы……………………………………………………………….20 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                                             2 

         Введение. 1. История становление авторского права и смежных прав. 
С древних времён человечество стремится защитить и сохранить то, что является необычным, оригинальным и исключительным. Поэтому понятие интеллектуальной собственности появилось давно. Более 200 лет назад в европейских странах возникло право на нематериальные результаты интеллектуальной деятельности (произведения литературы, искусства, изобретения и др.) Оно было сконструировано по образцу права на материальные объекты. 
          Первый «авторский» закон появился в 1710 году в Англии. Он известен под названием «Статус королевы Анны». Законом был закреплён один из важнейших принципов авторского права – принцип «копирайт», предоставляющий автору право на охрану опубликованного произведения, и запрещавший тиражирование произведения без его согласия. В XIX веке французский опыт правового регулирования авторских отношений стал основой для Всеобщей декларации прав человека, статья 27 которой гласит: «Каждый имеет право на защиту его  моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является». В 1936 году Австрия и в 1940 году Италия предоставили исполнителям и производителям звукозаписи смежные права. 
          В России авторское право появилось лишь в 1828 году и права авторов творческой деятельности приравнивались к праву собственности. К концу XIX века стало видно, что законодательное закрепление отдельных правил, касающихся авторского права, не отвечает потребностям времени. Поэтому  в 1887 году все нормы авторского права были объединены в Своде Законов Российской империи. Закон  действовал до 1917 года, когда был приняты декреты ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства. В 30-годы XX века в СССР стали образовываться творческие союзы, учредившие управления, каждое из которых занималось своей сферой охраны авторских прав. 
                                                            3

         2. Правовое регулирование рекламной  деятельности. Реклама как объект авторского права. 
Федеральный закон от 18 июня 1995 года №108-0103 « О рекламе» (далее Закон о рекламе) вступил в действие со дня его опубликования в «Российской газете» - 25 июля 1995 года. Применение этого правового акта до конца ещё не сложилось, и сама реклама появилась в России не так уж давно. Зарубежная практика регулирования отношений в области рекламы в отечественной юридической литературе не проводилась и не исследовалась. Это создавало трудности при разработке Закона о рекламе, однако он получился настолько удачным, что признан Европарламентом лучшим в Европе и рекомендован в качестве образца для написания законов о рекламе в европейских странах. 
           Правоотношения при производстве и распространении рекламной информации регулируются также Законом « О защите прав потребителей», 1992г.; 
Федеральным законом «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы», 1995 г.; 
Законом « О СМИ», Законом «О защите конкуренции», 2010 г.; 
          Сложным является применение требований Закона о рекламе к объектам авторских и смежных прав, а также к информационным и редакционным материалам в СМИ. Закон о рекламе (п.5 ст.5) допускает использование в рекламе объектов исключительных прав в порядке, установленным законодательством, предусматривающим возможность отнесения рекламы к объектам авторского права и смежных прав (ст.4) и запрещает использование в радио -, теле -, видео – и кинопродукции, а также печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (пометки « на правах рекламы»). Организациям СМИ запрещено взимать плату за размещение рекламы под видом информа-  
                                                              4

ционного, редакционного или авторского материала. 
             Реклама может быть признана объектом авторского права, если она отвечает требованиям Закона РФ от 9 июля 1993 г. « Об авторском праве и  смежных правах» (в редакции от 19 июля 1995 г.). Использование в рекламе объектов авторских и смежных прав производится по основаниям, в порядке и на условиях, предусмотренных гражданским законодательством. Эти отношения являются гражданско – правовыми.  
           Если объект авторского права одновременно является рекламой, то на него дополнительно распространяются требования Закона о рекламе. Положения Закона применяются к субъектам авторских и смежных прав лишь в случаях, когда они выступают в качестве рекламодателей, рекламораспространителей или рекламопроизводителей. Установление Законом требований к рекламе и меры воздействия к их нарушителям носят публично-правовой характер. Некоторые специалисты считают, что информационные сообщения о деятельности предприятий можно отнести к материалам редакционного, информационного или авторского материала и не рассматривать их как публикации рекламного характера в случае, если они заявлены таковыми (или не объявлены рекламны-ми) в средстве массовой информации при условии их бесплатного размещения.  
        Но содержание закона не даёт оснований для подобных выводов. Так как ст. 5 определяет общие требования именно к рекламе,  то таковой является использование во всякой нерекламной продукции (включая созданную с использованием объектов авторского и смежных прав) целенаправленного обращения внимания потребителя рекламы на  объекты, указанные данной статьёй, определёнными в ней способами для получения оговорённых там же результатов. Размещение рекламы в СМИ в виде материала авторского, редакционного или информационного от выполнения правил Закона о рекламе не освобождает.

 
 
                                                             5 
         I Понятие и функции авторского права.  
Целью данной работы является раскрытие сущности гражданско – правовых способов защиты авторских и смежных прав.  А так же применение сложившейся законодательной базы для регулирования производства и распространения социальной рекламы. 
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: 
1. Дать общую характеристику  гражданско-правовым способам защиты авторских и смежных прав; 
2. Выявить особенности использования общих гражданско – правовых способов защиты  в авторско - правовой сфере, в правовом регулировании социальной рекламы; 
3. Выявить проблемы, возникающие при практической реализации гражданско – правовых способов защиты и применения норм, регламентирующих рекламную деятельность.   
Авторское право представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей. Авторские и смежные права являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершение указанных действий всем другим лицам. 
         Первой функцией авторского права является признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Как и ранее действовавшее законодательство, ГК РФ закрепляет право авторства – право признаваться автором произведения (ст. 1265), и устанавливает охрану произведений с момента их создания. При этом, как и прежде, нет легального определения понятия про 
                                                             6

изведения. Даются лишь определения  отдельных видов произведений. Например, понятие служебного произведения закреплено в ст. 1295 ГК РФ. Статья 1263 ГК РФ  содержит понятие аудиовизуального произведения - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических средств.  Аудиовизуальными являются кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле - и видеофильмы и другие подобные произведения). При этом способ их первоначальной  или последующей фиксации значения не имеет. 
          Второй функцией авторского права считается установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое 
лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст.1273-1280). 
          Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами). Интеллектуальные права включают в себя:  
а) исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом, и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться 
исключительным правом на произведение (ст. 1270 ГК РФ); 
                                                             7 
  б) личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародования произведения (ст. 1255); 
в) иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие). 
           Четвёртой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей.  
         Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п.1 ст.1 ГК РФ и является одним из основных условий осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав.  
           Авторские и смежные права являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.                        
         Помимо российского гражданского законодательства и норм международного права,  в практике учитываются обычаи делового оборота, которые могут регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства (независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе – п.1ст.5 ГК РФ). Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору не применяются.                               
                                                         
         

                                                            8

          II Источники авторского права. 
Для российского гражданского права характерно расположение законов и подзаконных  нормативных актов в строго определённой системе по мере  убывания их юридической силы. Следовательно, первым и  основополагающим источником авторского права является Конституция РФ. Ст. 44 конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. 
          Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав) определяет гражданское законодательство, которое состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Часть четвёртая ГК РФ введена в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. « О введение в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации». Она применяется к правоотношениям, возникшим после введения её в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвёртой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения её в действие. 
          Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения. Большое значение имеют федеральные законы, развивающие и конкретизирующие положения ГК РФ. Например, отдельные нормы, касающиеся авторского права, содержатся в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. « О рекламе», Федеральном законе от 27 июля 2006 г. « Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др. Подзаконные нормативные акты и иные правовые акты, содержащие нормы авторского прав, принимаются в целях формирования механизма реализации принятых федеральных законов.  
          Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой 
                                                              9

   обладают указы Президента РФ (например: Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. « О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудивизуального произведения или звукозаписи произведения»). 
           Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, принимаются лишь на основании и во исполнение перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному закону, применяется ГК РФ или соответствующий закон.  
            Для рассматриваемой сферы правоотношений наибольшее значение имеют акты Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.  Существенное значение для авторских правоотношений имеют нормы международного права. В настоящее время Российская Федерация является участницей многих международных договоров, в соответствии с нормами которых исключительное право на произведение на территории России предоставляется тому произведению, которое соответствует хотя бы одному из двух критериев охраны: 
1. критерию гражданства – если автор (его правопреемник) является гражданином России на момент создания произведения, а если произведение было обнародовано, то на момент обнародования произведения; 
2. Критерию места первого обнародования – если произведение впервые было обнародовано в РФ, то исключительное право возникает всегда; если же произведение впервые было обнародовано за рубежом, то исключительное право возникает в случаях, предусмотренных в международных договорах РФ. 
 
                                                             10 

Информация о работе Правовое регулирование авторских и смежных прав. правовое регулирование социальной рекламы