Особенности PR-деятельности в системе органов государственной власти в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 23:13, реферат

Краткое описание

Теоретико-методологические основы деятельности PR-служб в органах государственной власти. Характеристика подходов к понятию паблик рилейшнз в государственном управлении

Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, устанавливает, что органы государственной власти и их должностные лица обязаны обеспечить каждому человеку и гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Вложенные файлы: 1 файл

краснодарский край.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

В зависимости от существующих в государстве типа властных отношений  выделяются три модели связей с общественностью: властвования и подчинения, переходная и управленческая.

Модель властвования и  подчинения.

В государстве тоталитарного  типа интеракции государства с обществом  строятся по принципу властвования и  подчинения. В качестве общественности выступают "подданные", имеющие  лишь одно право - выражать солидарность с правящим режимом. Личность и создаваемые  личностями общественные объединения  рассматриваются как потенциальный  источник влияния в обществе, конкурирующем  с государством. Инициативные действия, совершаемые населением, расцениваются  государственными органами как посягательство на государственные интересы.

Анализируя советские  формы государственного PR, обнаруживаются различные формы идеологического воздействия в виде агитации и пропаганды. Советские PR были частью общей идеологического обеспечения партийно-административного руководства. Вербальные коммуникации с обществом в системе идейно-политической пропаганды носили название "устная агитация". Сюда входили беседы лекторов и политинформаторов, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, выступления агитбригад, дискуссии, единые политдни, "ленинские пятницы".

Средства визуальной коммуникации именовались "наглядной агитацией" - это плакаты, лозунги, транспаранты, схемы, диаграммы, фото стенды, доски  почета, стенные газеты, украшавшие места общественного скопления. "Специальные события" назывались "долговременными пропагандистскими акциями". Ими могли быть различные кампании и трудовые соревнования, рейды, фестивали, юбилеи, походы по местам боевой и трудовой славы и так далее. Все это широко освещалось СМИ - "коллективными пропагандистами, агитаторами и организаторами".

Существовавшие в советский  период общественные организации типа профсоюзов, комсомола, женских, ветеранских, молодежных организаций, а также  иные объединения и ассоциации не были, в точном смысле этого слова, общественными - это была часть государственного аппарата, его особая, специфическая, строго зарегулированная составляющая. Несмотря на чаще всего формальный характер общественных инициатив, нередко они поддерживались искренним участием социально активных людей, с большим запросом оптимизма и альтруизма. С их помощью образовывались постоянные общественные связи, а жесткие конструкции приобретали видимость реальных механизмов диалога с государственными структурами, социальными группами.

Подобная модель связей с  общественностью, где политические отношения складываются как отношения "властвования" и "подвластности", практически неотделима от политической агитации и пропаганды.

Переходная модель.

Строительство в России демократии актуализировало потребность создания диалога государства и формирующего гражданского общества. Этому содействовали  три основные причины. Во-первых, государство, как политический институт демократического общества, стремится найти такой способ управления, при котором объект и субъект управления не были бы антагонистически разделены, а выступали бы как взаимозависимые субъекты общественных отношений.

Во-вторых, формирующееся  гражданское общество, со своей стороны, также старается увеличить свои прерогативы за счет различных институтов регулирования и испытывает потребность  в эффективных технологиях взаимодействия с государством и с различными группами общественности - отечественной, международной и так далее.

В-третьих, в политическом поведении российских граждан очевидны черты агрессивности и радикализма, подчас принимающие антиобщественные формы. Следовательно, высока степень конфликтности и велика потребность как государства, так и общества в коррелирующих механизмах взаимодействия - таких как компромисс, переговоры, солидарное разрешение конфликта.

В современной российской действительности формируются отношения  государства и общества как управляющих и управляемых. PR приобретает в этих условиях иное качество, прежде всего под воздействием того, что государство выступает как структура, имеющая своей главной целью не власть, а управление - регулирование упорядочение социальных, экономических и прочих взаимоотношений людей. Поэтому стратегия коммуникаций общества и государства основывается на принципиально новом понятии - взаимодействии.

Данное взаимодействие сталкивается с рядом проблем:

- Государство обладает  мощными институализированными  формами и структурами принуждения,  а гражданское общество лишь  формируется и находится почти  в постоянной зависимости от  государства - его правовой защиты, экономической и финансовой поддержки. 

- Государство далеко не  всегда оказывается способным  на позитивный политический диалог  и демонстрирует агрессивные  волюнтаристские поползновения. 

- Гражданское общество, прежде  всего в лице его экстремистски  настроенных объединений, для  достижения приоритетных политических  целей может использовать средства, принципиально несогласующиеся  с нормами кодифицированного  права. 

В условиях демократии государство  основывается в своей работе на критерии законности.

В широком значении взаимодействие государства с общественными  структурами отражено через такие  формы, как поддержка, взаимодействие, право на получение информации, учет мнений и предложений, привлечение  к участию при подготовке решений, привлечение к работе в государственных  органах, наделение контрольными полномочиями. Определены также институты открытой демократии, такие как согласительные комиссии, общественные советы и палаты, слушания по различным проблемам.

Помимо законодательно оформленных  форм существуют также различные  механизмы и технологии связи  с общественностью, необходимые  и востребованные и общественными  организациями и органами власти. Отношения государства и общества на переходном этапе демонстрируют, наряду с убеждающей коммуникацией, зрелый PR - с постоянным использованием научно-исследовательских методов изучения целевой общественности, установлением и поддержанием обратной связи

.

Управленческая модель.

В этой модели общественность контактирует с государством как  получающий услуги клиент или совокупность клиентов. Ориентация клиента и его  запросы, приверженность активному  стилю действий в решении конкретных проблем, простота структуры и профессионализм, открытость и доступность - вот далеко не полный перечень принципов практической деятельности государственных структур.

Связи с общественностью  в этих условия государство будет  строить на основе самых эффективных  методов - соглашений, долгосрочных контрактов, информационного взаимодействия, участии  в законотворческом процессе, совместной разработке и осуществлении социальных программ.

Суть данной модели заключается  в ведении партнерского диалога  между государством и гражданским  обществом при доминировании  интересов последнего. В зрелой модели PR государство и общество вступают в равноправные партнерские взаимоотношения. В результате взаимодействия происходят изменения состояния не только объекта взаимодействия - состояния общественного мнения граждан, например, но и того субъекта, который вступает во взаимоотношения. Подобная модель - оптимальная модель управления сложнейшими коммуникативными процессами, складывающимися в условиях взаимодействия правового демократического государства и развитого гражданского общества.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Если рассматривать паблик рилейшнз в контексте государственного управления, то необходимо обозначить специфические качества паблик рилейшнз в этой сфере деятельности. Паблик рилейшнз в государственных органах управления представляют собой функцию в управленческой деятельности, специализированную и профессионально подготовленную, которая направлена на создание и поддержание устойчивых и динамичных отношений между организацией и населением с заранее намеченной обратной связью. Применение паблик рилейшнз в процессе социально-экономического управления влечет за собой способность государственной системы к саморазвитию и стабильной работе. Согласованное взаимодействие разных по своей сути направлений деятельности государственных органов управления обусловливает расширение содержания и возможностей исходящих сообщений, характерных для каждого направления управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

PR-деятельность  на региональном уровне (на примере  пресс-службы администрации Краснодарского  края)

 

 

Во многом организация  работы PR-структур на субъектном уровне дублирует работу органов федерального уровня с различием в масштабах  деятельности. Государственные органы субъектного уровня могут также  являться учредителями государственных  региональных СМИ. Кроме того, что  работа государственных структур субъектного  уровня урегулирована федеральными законодательными актами, она также  регулируется и региональными законами и постановлениями.

Создание PR-отделов в законодательных  и исполнительных органах субъектного  уровня основывается на стадии развития соответствующей республики, края, области и прочих субъектов, обладание  необходимыми ресурсами, степенью поддержки  центром и заинтересованностью  общественности в функционировании подобной структуры.

Во многих регионах PR-отделы создаются лишь на периоды выборов. Нередко региональные государственные  органы более склонны к сотрудничеству с независимыми PR-агентствами, что объясняется краткосрочным характером целей, которые преследуются региональной властью.

Согласно данным, опубликованным В. С. Комаровским, каждая четвертая PR-служба региональных органов власти занимает такое положение в системе властных отношений, обладает таким статусом, который в принципе позволяет ей успешно решать поставленные задачи. Более чем в половине (в 60%) регионов этих полномочий у служб оказывается не вполне достаточно, в 15% – совершенно не достаточно. Если же PR-служба и ее руководитель не обладают необходимыми полномочиями и статусом, то им трудно эффективно работать.

Рассмотрим более подробно деятельность пресс-службы администрации  Краснодарского края. Пресс-служба администрации  Краснодарского края является структурным подразделением администрации Краснодарского края. Правовую основу ее деятельности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законы Краснодарского края, постановления и распоряжения главы администрации Краснодарского края. Положение о пресс-службе, структура и штатное расписание утверждается главой администрации Краснодарского края по представлению заместителя главы администрации края по работе со средствами массовой информации.

Основными функциями пресс-службы являются :

  • обеспечение связи главы администрации края со средствами массовой информации;
  • предоставление средствам массовой информации материалов о деятельности главы администрации края;
  • организация информационного обеспечения мероприятий с участием главы администрации как на территории края, так и за его пределами;
  • осуществление контроля за реализацией критических выступлений в краевых средствах массовой информации и обеспечение информированности населения по принятым решениям;

 Основными задачами  пресс-службы являются:

  • организация пресс-конференций главы администрации края и его заместителей, выступлений в средствах массовой информации, встреч главы администрации с представителями средств массовой информации, других мероприятий, связанных с выполнением функций пресс-службы;
  • взаимодействие с региональными, центральными и иностранными средствами массовой информации и журналистами в целях полного и объективного освещения деятельности главы администрации и правительства Краснодарского края;
  • формирование через средства массовой информации общественного мнения о деятельности главы администрации;
  • участие в подготовке и проведении официальных и рабочих поездок главы администрации по краю и за его территорию в целях их освещения в средствах массовой информации;
  • подготовка и передача средствам массовой информации в установленном порядке теле-, фото-, и аудиоматериалов, связанных с деятельностью главы администрации;
  • подготовка заявлений и сообщений для средств массовой информации, брифингов и пресс - конференций по вопросам деятельности главы администрации и правительства края;
  • обобщение проблемных материалов и критических замечаний и предложений в адрес администрации края, ее структурных подразделений, городских и районных администраций, осуществление контроля за их реализацией и информирование населения о принятых мерах;
  • обеспечение краевых, городских и районных газет, телерадиокомпаний информацией, поступающей по каналам электронных средств массовой информации;
  • взаимодействие с пресс-службами субъектов Федерации, Законодательного Собрания Краснодарского края, организаций федерального подчинения.

Проанализировав функции  и задачи пресс-службы администрации  Краснодарского края, наиболее уместно  будет рассмотреть краевые средства массовой коммуникации, с которыми наиболее активно сотрудничает краевая  администрация. Используя интернет-ресурсы, мы выделили перечень изданий, которые  наиболее часто освещают деятельность исполнительных органов края.

"Кубанские новости" - наиболее рейтинговое из краевых  изданий. Читательская аудитория  газеты широкая, массовая. По результатам  социологического исследования, проведенного  кафедрой социологии Кубанского государственного университета, более 2/3 читателей "Кубанских новостей" относятся к социально активной возрастной группе. Газету внимательно читают руководители предприятий и организаций, предприниматели и бизнесмены.

Информация о работе Особенности PR-деятельности в системе органов государственной власти в РФ