Особенности восприятия и проектирования печатной рекламы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в выявлении основных условий эффективности пе-чатной рекламы как средства визуальной коммуникации на современном этапе, а также разработка собственного проекта.
Задачи исследования:
1) Раскрыть специфику печатной рекламы в обществе и культуре.
2) На конкретных примерах печатной рекламы изучить методы воздейст-вия на целевую аудиторию.
3) Научиться применять на практике знания об особенностях печатной ре-кламы.
4) Разработать собственный макет печатной рекламы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Печатная реклама: современное состояние, перспективы развития. 5
1. 1 Сущность, значение и классификация печатной рекламы 5
1.2 Характеристика печатной рекламы, состояние и перспективы развития в России 8
1.3 Применение современных технологий в изготовлении печатной рекламы 10
Глава 2. Современная печатная продукция (на примере печатной 15
рекламы ресторанов японской кухни) и особенности её эмоционального восприятия. 15
2.1 Психологические механизмы воздействия печатной рекламы 15
2.2 Искусство создания печатной рекламы в сфере ресторанного бизнеса 28
2.3 Анализ композиционного решения печатной рекламы (на примере ресторанов японской кухни) и определение её эффективности 32
Глава 3. Проектирование и создание печатной рекламы (на примере ресторана японской кухни) 43
3.1 Разработка рекламного плаката для ресторана японской кухни «Tokyo Dream» 43
3. 2 Эффективность рекламного плаката ресторана японской кухни «Tokyo dream» 46
Заключение 47
Список использованных источников 48
Приложения 50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 9.40 Мб (Скачать файл)

- текст с обрамлением привлекает более пристальное внимание;

- самый читаемый шрифт – 10–12 размера через два интервала;

- в колонке желательно использовать не более 40 знаков, в тексте с более длинными строчками труднее искать начало следующей строки. Кроме того, это осложняется и сгибом страниц;

При разработке дизайна следует использовать:

- диагонали – для создания впечатления движения, мощи и скорости;

- вертикали – для демонстрации превосходства, величия и силы;

- горизонтали – для создания ощущений спокойствия и уравновешенности или солидности, надежности и респектабельности.

Важное значение имеет психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека. Цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние, настраивая его в унисон с окружающим миром.

Рассмотрим воздействие цвета  на вегетативную нервную систему. Свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма человека. Это влияние, в первую очередь, опосредуется деятельностью ВНС, ее симпатического и парасимпатического отделов – СНС и ПНС. Результаты экспериментальных работ школы русского физиолога С.В. Кравкова (1935–1951 гг.) показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса ВНС. Экспериментальные данные, подтверждающие важную роль цветового воздействия в регуляции деятельности ВНС, приводятся также в работах Б.И. Шапиро (1965) и J.H. Stolper (1977).17

Восприятие красно-желтой части  спектра вызывает активацию СНС  и тормозит ПНС. Синий и зеленый  оказывают депрессирующее действие на СНС и активирующее на ПНС. Снижение (или повышение) чувствительности к цвету означает увеличение (или уменьшение) абсолютного порога различения данного цвета. Тем самым, активация СНС приводит к улучшению различения синего и зеленого, а активация ПНС – красного и желтого, что в результате приводит к восстановлению баланса, т. к. желтый с красным стимулируют СНС, а синий с зеленым – ПНС. Подобный характер взаимосвязей цветового восприятия с деятельностью ВНС, позволяет сделать вывод об объективной нужде последней в цветовых раздражителях для своей само регуляции. Можно сказать, что организм, находящийся в состоянии «борьбы» или «бегства» нуждается в большей степени в цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В тоже время, состояния покоя и восстановления приводят к увеличению потребности в «активных» цветах и снижению – в «пассивных». Тем самым, поддерживается равновесие двух отделов ВНС между собой. При доминировании СНС дальнейшее увеличение ее активации, которой способствуют красный и желтый, может привести к дистрессу, нарушению гомеостаза и поэтому чувствительность глаза к этим цветам снижается, они как бы не замечаются. Усиление же чувствительности к синему и зеленому оказывает тормозящее воздействие на СНС и способствует восстановлению баланса. Также нежелательно и длительное превалирование ПНС, т. к. это снижает готовность организма к активным действиям. Отсюда понятным становится улучшение чувствительности зрения к «активным» цветовым раздражителям, вызывающим повышение тонуса СНС. Исходя из этого, становится психофизиологически понятным ряд «положительных» и «отрицательных» значений цветов. Так синий, и в какой-то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, испытывающими нужду в расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов «активной стороны». В этих цветах «заинтересована» НС человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению НС. Характер взаимосвязи белого и черного с деятельностью ВНС является аналогичным: белый стимулирует эрготропную систему организма, а черный – трофотропную; активация ПНС увеличивает «нужду» в белом цвете, а СНС – в черном. В отличие от вегетативной нервной системы, на которую цвет оказывает безусловное воздействие, взаимосвязь между цветом и ЦНС человека представляет более сложную картину. Если для ВНС цвет – это, прежде всего, энергия, поступающая в организм из внешнего мира, то для ЦНС, цвет, если можно так выразиться, – и информация об окружающем мире.

Если цветовые симпатии детей обусловлены, прежде всего, энергетическими характеристиками цвета, то у взрослых они не в меньшей мере зависят и от информационной составляющей цветового воздействия, которая, в свою очередь, определяется общественно-культурным опытом, традициями цветовой символики, модой и т.д.

Наиболее широкомасштабное из подобных исследований было проведено R.W. Bunham, R.M. Yanes и C.J. Bartleson (1963), обследовавших 21060 испытуемых различного пола и возраста. Наиболее предпочитаемыми цветами оказались голубой, красный, зеленый, фиолетовый, оранжевый и желтый.

Сходные результаты, поставив перед  собой задачу определения нормативных показателей цветовых предпочтений взрослых, получили А.Е. Ольшанникова, В.В. Семенов и Л.М. Смирнов (1976) при изучении цветовых выборов 386 испытуемых. Самым привлекательным испытуемые выбрали голубой цвет. Вслед за ним расположились белый, зеленый, красный, синий, желтый, серый, фиолетовый и черный.

Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973) указывают  на то, что с возрастом растет предпочтение более темных, спокойных  тонов – коричневого, оливкового, серого, черного, но в целом, по прежнему, чаще предпочитаются красный, желтый, зеленый и синий. При этом мужчины больше симпатизируют красному и желтому, а женщины – синему.

А.М. Эткинд (1985) указывает на несколько  иные зависимости цветовых выборов. Так испытуемые юношеского возраста в его выборке оказывали значительно более частое предпочтение синему и черному в сравнении с пожилыми. Но вместе с тем, последние чаще предпочитали серый и коричневый. Кроме того, молодые испытуемые «недолюбливали» оттенки зеленого. Половые различия сказались в предпочтении желтого: он чаще выбирался мужчинами. В отношении 2-х цветов (в качестве экспериментальной методики использовался тест Люшера) была выявлена значимость фактора образования: испытуемые с высшим образованием реже предпочитали синий и фиолетовый.

И.А. Скоттом (1974) путём тестирования методикой М. Люшера были получены следующие данные: красный «опередил» синий и с незначительным отрывом занял первое место, а в остальном цветовая последовательность выглядит так: зеленый, желтый, серый, коричневый, фиолетовый, черный.

Исследование цветовых предпочтений взрослых обоего пола в возрасте от 16 до 70 лет было проведено также Базыма Б.А. (1988).18 Усредненный ранговый ряд их цветовых выборов имел следующий вид: 1) зеленый 2) красный 3) фиолетовый 4) синий 5) коричневый 6) серый 7) желтый 8) черный

Клинические наблюдения цветового воздействия на человека, а также данные психологии цвета позволяют дать цветам следующие психофизические и психофизиологические характеристики:

- красный – возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания (см. воздействие цвета на ВНС);

- желтый – тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность ЦНС;

- зеленый – уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени;

- синий – замедляет сердечную активность, действует седативно, успокаивающее действие может перейти в тормозящее, депрессию.

Л.Н. Миронова (1984), анализируя различия в цветовых предпочтениях в зависимости  от возраста и образовательного уровня, полагает, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой – дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют, скорее, успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой.19

Важными характеристиками цвета являются его светлота и насыщенность. Поэтому мы в своей работе будем учитывать как сам цвет, так и его характеристики. Эта система носит название «система Манселла». Система Манселла описывает цвет, исходя из трех показателей: тональность, светлота и насыщенность. Тональность – это непосредственно цвет: синий, красный. Светлота показывает, на каком уровне серых градаций (вертикальная ось на рисунке) находится цвет. Под светлотой в цветоведении понимается степень отличия цветового тона от черного цвета. Чем дальше цвет находится от черного, тем он светлее, и наоборот. В психологическом плане светлоту цвета можно рассматривать как «меру влияния» черного на данный цвет. Мы уже знакомы с символическими значениями черного цвета, поэтому нетрудно догадаться, каков его вклад в эмоциональное содержание других цветов, если они смешаны с ним. В целом, происходит сдвиг эмоционального значения в отрицательную сторону. Отсюда можно сделать вывод, что светлота цвета коррелирует со знаком («+» или «–») выражаемой им эмоции.

Насыщенность показывает, на каком расстоянии от вертикальной оси в горизонтальной плоскости находится тон. Насыщенность, или чистота цвета, может быть понята как степень его близости к спектральному. Изменение цвета по насыщенности, не меняя знака выражаемой им эмоции, сказывается на силе производимого им эмоционального впечатления. Менее насыщенный, разбавленный цвет теряет в своей выразительности, его эмоциональное содержание «растворяется». Поэтому учет только характеристики цветового тона – «имени» цвета, отражающего принадлежность цвета к определенному участку спектра, несомненно, обедняет возможности глубокого изучения взаимосвязей между эмоциями и цветом.

Взаимосвязь эмоций и цвета является закономерной, обусловленной, с одной  стороны, психофизическими характеристиками цвета, а с другой – психофизиологической организацией человека. Из этого следует, что определенные формы отношения к цвету у человека несут информацию об его индивидуальных и типологических качествах – темпераменте, характере и личности.

Язык цвета интернационален, так  как цветовое возбуждение передается, минуя сознание, от глаза по вегетативной нервной системе в промежуточный  мозг – руководящий центр нашей  нервной системы. Созерцание того или  иного цвета влияет на людей одинаково, и, отражается на физиологическом уровне.

В процессе развития человек открывает  для себя различные принципы организации  мира – ритм, симметрию, контраст, пропорции  и т.п. Это порождает в его сознании устойчивые образы, неосознанно сопровождаемые определенными эмоциями. Так, вертикаль, при отсутствии разделения, воспринимается как что-то несоизмеримое, легкое и бесконечное. Если же она имеет утолщение внизу или стоит на горизонтальном основании – как что-то более устойчивое. Горизонталь ассоциируется с надежностью, стабильностью, движением и развитием. Диагональ – с динамикой.20

Соответственно композиция, построенная  на четких горизонталях и вертикалях, воспринимается как тяготеющая к устойчивости, стабильности, а построенная на диагоналях – к движению и изменениям. Горизонтальная композиция будет казаться более основательной и тяжелой, чем вертикальная. Поскольку низ кажется нам более тяжелым по сравнению с верхом, нижнее поле рекламного модуля должно быть больше. Аналогично и для центра композиции – он должен находиться выше геометрического центра.21

Одной из основных потребностей человека является потребность в самоуважении, самоактуализации, престиже, чувстве собственного достоинства, мотивации достижения успеха, самопрезентации, в так называемом «образе Я» и пр.22 Обычно человек стремится к социальному одобрению своих поступков и себя как личности. Поэтому потребитель всегда нуждается в товарах, которые оцениваются положительно значимыми для него людьми, вызывают восхищение и даже зависть. То есть эффективная реклама чаще всего основана на человеческом честолюбии.23 Человек покупает товар не только для того, чтобы употребить его по назначению, но и чтобы самому почувствовать себя значимой личностью и чтобы дать это почувствовать значимым для себя людям. Таким образом, психологически эффективная реклама обеспечивает потребителю возможность самому стать рекламистом, использовать приобретаемый товар для того, чтобы социально выделиться, привлечь к себе внимание, получить высокую социальную оценку, сохранив и поддержав тем самым чувство личного достоинства. В этом случае потребитель легко приобретает товар без всякого психологического влияния (давления) со стороны рекламиста. Ведь он получает возможность с помощью престижного товара стать (или пусть даже казаться себе) значительной личностью, то есть, по сути дела, обретает возможность психологически воздействовать на других людей. И эта «дополнительная услуга» предоставляется ему рекламой.

Еще одной важной психологической  проблемой рекламы, особенно печатной и наружной, является проблема выбора пропорций соотношения объема графики и текста.

Л.С. Выготский в книге «Мышление  и речь» обратил внимание на то, что фраза типа «по зеленой  траве под лучами палящего солнца в голубой рубашке бежит босоногий  мальчик» в процессе осмысления должна быть превращена человеком в некий визуализированный образ, который напрямую зависит от слов, используемых в данном выражении, и их количества. На основе данного примера можно сделать два вывода. Во-первых, если длинный рекламный текст заменить фотографией, то информация будет восприниматься намного быстрее, содержание сообщения может быть воспринято и правильно переработано наблюдателем за доли секунды. А, во-вторых, люди, читающие один и тот же текст, «визуализируют» его по-разному (что для рекламы очень плохо). Фотографию же они чаще воспринимают одинаково. Иными словами, процесс психологического воздействия рекламы с помощью графики оказывается более управляемым, более прогнозируемым и, следовательно, – более эффективным.24

Следовательно, на восприятие печатной рекламы влияет как вербальная составляющая (слоган, заголовок, основной рекламный текст, эхо-фраза), так и невербальная (цвет, шрифты, композиция), а также их взаимосвязанность. В совокупности выразительных средств рекламы формируется рекламный аргумент. С помощью различных методов воздействия создаются различные иллюзии восприятия, влияющие на эффективность рекламы. Методы воздействия различаются в зависимости от специфики рекламируемого товара и целевой аудитории. Использование иллюзий восприятия способно значительно повлиять на эффективность рекламы без больших материальных затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Искусство создания печатной рекламы в сфере ресторанного бизнеса

 

Особенности печатной рекламы в сфере ресторанного бизнеса определяются отличительными специфическими особенностями самой этой сферы, которыми являются прежде всего работа с людьми и проведение ими отдыха, с желанием максимального комфорта и условий сервиса, так же, как это ни парадоксально звучит, минимально возможными затратами.

Современный ресторан при организации рекламы ставит задачи:

- формирование имиджа;

- выделение из ряда  конкурентов;

- проведение специальных акций  и мероприятий.

В короткой во всех её  видах рекламы, информации, необходимо максимально убедительно доказать, что максимум удовольствия, можно получить только обратившись к вам, на вашем предприятии, к вашей фирме, в вашем ресторане, и сделать это можно в любое время, с максимальными удобствами, без какого-либо риска, предварительных проплат, дополнительных условий и, к тому же по минимальным ценам, принятым в данном районе города, городе, населённом пункте, с возможными скидками.

Информация о работе Особенности восприятия и проектирования печатной рекламы