Основные тенденции мирового рынка телекоммуникационных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализироватьи определить основные тенденции мирового рынка телекоммуникационных услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Дать характеристику рынка телекоммуникационных услуг;
Определить особенности рынка;
Провести исследование развития данного рынка в последние годы

Содержание

Введение 3
1.Характеристика мирового рынка телекоммуникационных услуг 4
1.1. История развития современного рынка телекоммуникационных услуг 4
1.2. Телекоммуникационные услуги в современном мире 7
2. Факторы, влияющие на развитие рынка телекоммуникаций 9
2.1 Факторы спроса 9
2.2. Факторы предложения 10
2.3. Влияние международной и национальной внешнеторговой политики на рынок телекоммуникационных услуг 12
3.Анализ конъюнктуры мирового рынка телекоммуникационных услуг. Прогноз развития рынка 21
3.1. Ведущие телекоммуникационные компании мира 22
3.2.Мировой спрос и предложение на рынке телекоммуникационных услуг 24
3.3. Тенденции развития мирового рынка телекоммуникаций 32
Заключение 42
Список литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

Analiz_mirovogo_rynka_telekommunikatsionnykh_uslu-1.docx

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Максимальный уровень проникновения услуг мобильного ШПД достигнут в Японии (113%), США (около 75%) и Великобритании (72%). По данному показателю Россия не отстает от большинства крупных европейских стран (более 50%).

В целом, подводя итоги, можно отметить, что большинство показателей использования традиционных услуг мобильной связи в мире (голос, SMS, простейшая передача данных 2G/GPRS) имеют тенденцию к насыщению, что наглядно демонстрируют примеры развитых стран. Поэтому сегодня основной прирост объемов потребления таких услуг продолжается преимущественно за счет развивающихся странах. Вместе с тем, снижение ARPU в мире продолжается и это заставляет операторов искать новые пути сохранения и роста доходов от услуг мобильной связи. Поэтому все больше надежд мировые операторы связывает с появлением сетей третьего и четвертого поколений, а также ростом разнообразия мобильных устройств у пользователей (характерный пример — рост рынка планшетов). В то же время, опыт многих развитых стран показывает, что стабилизация ARPU возможна при успешной интеграции традиционных и новых сервисов мобильной связи и устранении эффекта каннибализации со стороны ОТТ-сервисов.

На этом фоне Россия демонстрирует достаточно высокие и динамичные показатели потребления традиционных услуг мобильной связи, так и мобильного ШПД с одновременным ростом ARPU, поэтому представляется очевидным, что развитие российского рынка сотовой связи будет и в дальнейшем происходить в полном соответствии, а иногда и с опережением мировых тенденций.

3.3. Тенденции развития мирового  рынка телекоммуникаций

Согласно данным исследования, проведенного аналитической фирмой Pyramid Research, после увеличения объема мирового рынка телеком-услуг примерно на 7% его успехи в будущем году будут более скромны – рост, вероятно, не превысит 4%. Причины аналитики в основном видят в неустойчивой глобальной экономической ситуации.

В 2014 г. доходы от телекоммуникационных сервисов достигнут 1,7 трлн долл., что составит 2,4% от мирового внутреннего валового дохода. Наиболее быстрорастущим, как уже было упомянуто выше, представляется сегмент устройств для мобильной широкополосной связи (смартфоны, планшетные ПК и др.), поскольку цена на такие устройства снижается, создавая благоприятные условия для увеличения их проникновения на развивающиеся рынки. В связи с этим Pyramid прогнозирует повышение «веса» национальных операторов развивающихся стран в мировом операторском рейтинге и утрату прежних высоких позиций некоторыми игроками развитых стран. В частности, быстро сокращается разрыв между латиноамериканским оператором America Movil, на сегодня номером три в мировом рейтинге провайдеров, и Vodafone, пока остающейся номером два. Кроме того, весьма вероятно, что более высокие позиции займут индийский оператор Bharti Airtel и африканский MTN, а Deutsche Telekom может существенно потерять очки.

 

На широкополосных (проводных) и медиасервисах скажется неустойчивость рыночной ситуации, и распространение сетей FTTH в мире существенно замедлится, а предпочтения будут отданы каналам VDSL (в частности, такая тенденция характерна для крупнейшего американского оператора Verizon). Это связано с большими, чем для каналов VDSL, затратами на строительство FTTH и более длительным периодом возврата инвестиций. Наиболее ярко эта тенденция проявляется в Западной Европе, где операторы активно расширяют сети VDSL. Самые крупные рынки, где продолжается расширение оптоволоконных сетей, это Россия и Китай, но там используется не FTTN (Fiber to the Node – волокно до узла), а менее дорогая технология FTTB (Fiber To Building – волокно до здания). В странах Ближнего Востока, особенно в ОАЭ и Турции, предпочтения операторов по-прежнему отданы оптоволоконной последней миле.

Дальнейшее увеличение количества точек продаж ожидается на рынке мобильных платежей, а консолидация их начнется, скорее всего, после 2013 г. Рост объема продаж смартфонов провоцирует расширение списка новых фирм, организующих продажи своих разнообразных приложений: от NFC и сканирования штрих-кодов и картинок до развлекательных SMS. Здесь среди лидеров могут быть 2013 г. такие компании, как PayPal, Google и Apple, которые пытаются стандартизовать приложения и сервисы, но на это потребуется еще не менее 12–18 месяцев.

В 2013 г. доля развивающихся стран в мировом объеме продаж мобильных телефонов составит примерно 70%, а в сегменте смартфонов – почти 50%. Ведущую роль на потребительском рынке мобильных устройств будут продолжать играть Китай и Индия, и их влияние на этот рынок будет расти по мере появления все большего количества моделей нижнего ценового диапазона.

Еще в апреле 2011 г. группа Global Telecom Insider предсказывала, что к 2015 г. доля смартфонов, оснащенных средствами NFC для бесконтактных платежей, достигнет 28%. Однако, несмотря на явную положительную тенденцию этого нарождающегося рынка, многие аналитики скептически смотрят на перспективы NFC-сервисов, поскольку пока отсутствуют и промышленные стандарты для этих средств, и привлекательная своей эффективностью бизнес-модель.

По мнению Pyramid Research, поставка на рынок мобильных устройств с поддержкой NFC приведет к устойчивому росту их продаж в достаточно короткой перспективе (2012–2013 гг.). В дальнейшем, когда эти сервисы станут более распространены и более защищены, объемы продаж устройств с их поддержкой существенно вырастут. По оценкам аналитиков Pyramid, в 2015 г. потребители купят не менее 250 млн мобильных телефонов, оснащенных NFC-средствами.

Смартфоны становятся важным показателем роста для рынков стран Центральной и Восточной Европы. Но пока наибольшим успехом они пользуются в западноевропейских странах. В то же время сегодня многие операторы Восточной и Центральной Европы запускают в продажу смартфоны (и пакеты сервисов) под собственным брэндом, но скорее чтобы потрафить наиболее продвинутым клиентам и избежать потерь абонентов. Такие действия предпринимают, например, Vodafone – в своих зонах обслуживания, Orange – в Польше, МТС – в России. Роста проникновения смартфонов на этих рынках аналитики ожидают в течение всего 2013 г. В целом по региону Центральной и Восточной Европы компания Pyramid прогнозирует в 2013 г. объем рынка в 59,6 млрд долл., причем примерно 90% роста доходов обеспечат услуги передачи данных.

В Западной же Европе продолжится «перестройка» среди операторов, а главной тенденцией операторского рынка станет кооперация. Возможны партнерские соглашения между Deutsche Telekom и France Telecom. В технологическом плане Pyramid ожидает, что в 2013 г. в этом регионе будут запущены такие сервисы, как голос и текст поверх беспроводных сегментов Wi-Fi.

Таким образом, основными выводами о развитии мирового рынка телекоммуникаций являются:

  • В феврале 2013 г. число абонентов мобильной связи в мире превысит рубеж в 6 млрд, при этом в январе абонентская база стран Азиатско-Тихоокеанского региона достигнет 3 млрд человек.
  • Самым крупным рынком по числу абонентов в 2013 г. станет Индия, потеснив с лидерских позиций Китай.
  • Закат технологии широкополосной связи WiMAX начнется именно в Азии, так как операторы этого региона явно предпочитают LTE.
  • В 2013 г. проникновение широкополосной мобильной связи на мировом рынке перешагнет 10%-ный рубеж, после которого у операторов появляется реальная экономическая возможность предоставления платных информационных, развлекательных и других дополнительных сервисов.
  • В инновационных и инвестиционных планах операторов повысится приоритетность технологии межмашинной связи – M2M.
  • Дальнейшее развитие получат облачные сервисы, поскольку они дают возможность операторам завоевать более высокие позиции в корпоративном сегменте рынка. Это направление обеспечит операторам наибольший рост.
  • Мировой показатель проникновения сервисов IPTV достигнет 1%.
  • Инсталляционная база персональных ПК превысит 2 млрд единиц.
  • Объем мирового рынка мобильных телефонов преодолеет рубеж в 200 млрд долл.

Перспективы развития сектора телекоммуникаций в России

Процессы слияний и поглощений, реорганизации и реформы формируют новый облик отрасли и определяют ее дальнейшие перспективы развития. В 2009 году стартовала крупнейшая по масштабу и срокам проведения структурная реформа компании «Ростелеком», национальной телекоммуникационной компании России. На первом этапе к «Ростелеком» были присоединены межрегиональные компании связи. Второй этап был ознаменован слиянием российской государственной телекоммуникационной компании «Связьинвест» с ОАО «Ростелеком». Сегодня ОАО «Ростелеком» ставит главной целью выведение компании в лидеры практически всех сегментов российского рынка услуг связи. Доход компании составляет 26% совокупного дохода от услуг связи в России среди операторов связи. В секторе фиксированной телефонной связи конкуренции ОАО «Ростелеком» не предвидится, компания сохранит за собой не менее 90% рынка.

В 2010 году было принято решение об объединении еще двух операторов – «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) и «Комстар-Объединенные ТелеСистемы» (Комстар-ОТС). Участники проекта отмечают, что в результате интеграции для компаний раскрываются большие перспективы развития бизнеса за счет объединения финансовых и маркетинговых возможностей. Основной задачей преобразований является, прежде всего, создание устойчивого и конкурентоспособного национального оператора, предоставляющего полный спектр услуг на рынке телекоммуникаций.

По мнению западных исследователей, в процессе развития российского рынка телекоммуникаций выделяются два основных направления: внутренняя структурная перестройка телекоммуникационных компаний и новые тенденции в телекоммуникационном бизнесе на международной арене. Джефф Крокер, ведущий консультант в области маркетинговых стратегий, утверждает, что изучение и принятие опыта международных телекоммуникационных компаний позволит российским операторам связи сделать большой скачок через промежуточные технологии, продукты, услуги и бизнес-модели, работавшие в западных телекоммуникационных компаниях в 1970–1990 годах.

В целом специалисты утверждают, что, несмотря на отставание российского телекоммуникационного рынка от мирового Телекома, отрасль связи в России не только продолжит свое восстановление, но и выйдет на новый уровень технологий, менеджмента, финансов и маркетинга в области телекоммуникаций.

Как указывалось ранее, на втором месте  по величине доходов и темпам роста находятся услуги предоставления доступа к сети Интернет. Глава Минкомсвязи России Николай Никифоров считает, что обеспечение всего населения страны доступом в интернет — комплексная задача, решение которой повлияет на состояние экономики России в целом.10

В целом по стране по итогам 2011 года услугой широкополосного доступа в Интернет пользовались около 39% российских домохозяйств (21,7 млн), из которых примерно 38% (8,3 млн домохозяйств) приходились на города-миллионники. Около 18% пользователей сосредоточены в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн человек.

Примерно 70–80% компаний среднего, малого (включая микропредприятия) и крупного бизнеса в крупнейших городах России пользуются широкополосным доступом в Интернет. В ближайшие два-три года выручка провайдеров в сегменте B2B будет увеличиваться в среднем на 4% в год. Проникновение услуги в государственном секторе в 2011 году достигло 94%. При этом объем рынка в госсекторе в среднесрочной перспективе будет уменьшаться примерно на 6–9% в год, что связано в первую очередь со снижением стоимости госконтрактов, уменьшением количества выделяемых бюджетных средств, а также повышением требований к экономической обоснованности стоимости проектов.

Вообще, рынок услуг широкополосного доступа в интернет является движущим фактором развития телекоммуникаций в России. За последние два года количество пользователей услуг ШПД выросло на 20%, а объем трафика — на 80%. Однако при столь высокой динамике роста этого рынка, уровень проникновения услуг ШПД в России пока далёк от насыщения.

Одним из новейших направлений в развитии  телекоммуникаций является развитие мобильного интернета. За последние годы мобильный Интернет  являлся самым быстрорастущим сегментом дополнительных услуг в сетях сотовой связи России.  По результатам исследования J’son & Partners Consulting, мобильным интернетом пользуется половина населения страны, общий объем рынка по итогам 2011 года составил 76 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2010 годом на 43%.

В основе подобного роста сегмента мобильного Интернета лежало активное развертывание сетей третьего поколения, увеличение пользовательской аудитории и потребляемого ими трафика. Доходы от услуг мобильного доступа в Интернет растут также за счет значительного роста продаж мобильных устройств (планшетов и смартфонов).

На текущий момент, услуга мобольного доступа в интернет является самой популярной среди всех VAS услуг, предлагаемых населению. Ожидается, что к 2013 году рынок увеличится до 111 млрд руб., при этом рост в 2012 году составит 24%, а в 2013 году 18%. 11

Существенный рост популярности услуг данного вида вызван следующими факторами:

  • Увеличение продаж и наличного парка смартфонов и планшетных ПК;
  • Рост продаж 3G-USB модемов;
  • Улучшение покрытия операторских 3G/4G-сетей, рост числа пользователей условно-безлимитных тарифных планов мобильного интернет;
  • Конвергенция мобильного и интернет-пространств.

 

 

Заключение

Сегодня объем российского рынка телекоммуникационных услуг, по разным оценкам, составляет 4,5-6 млрд долл. (такой разброс показателей связан с эффектом ухода ряда альтернативных операторов от налогообложения и несовершенством статистики по малым компаниям). Однако для рассмотрения проблемы важно отметить, что российский рынок крайне мал и не превышает 0,5-0,6% мирового.

Сегодня сруктура российского рынка телекоммуникационных услуг во многом совпадает со структурой мирового рынка.

Относительно низкая доля доходов от документальной связи – это единственное существенное отличие. Это связано с тем, что услуги по передаче данных в России только начинают развиваться.

В отличие от большинства зарубежных стран, в России телекоммуникационный рынок можно поделить на две большие части в зависимости от наличия конкуренции:

Информация о работе Основные тенденции мирового рынка телекоммуникационных услуг