Основные тенденции мирового рынка телекоммуникационных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализироватьи определить основные тенденции мирового рынка телекоммуникационных услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Дать характеристику рынка телекоммуникационных услуг;
Определить особенности рынка;
Провести исследование развития данного рынка в последние годы

Содержание

Введение 3
1.Характеристика мирового рынка телекоммуникационных услуг 4
1.1. История развития современного рынка телекоммуникационных услуг 4
1.2. Телекоммуникационные услуги в современном мире 7
2. Факторы, влияющие на развитие рынка телекоммуникаций 9
2.1 Факторы спроса 9
2.2. Факторы предложения 10
2.3. Влияние международной и национальной внешнеторговой политики на рынок телекоммуникационных услуг 12
3.Анализ конъюнктуры мирового рынка телекоммуникационных услуг. Прогноз развития рынка 21
3.1. Ведущие телекоммуникационные компании мира 22
3.2.Мировой спрос и предложение на рынке телекоммуникационных услуг 24
3.3. Тенденции развития мирового рынка телекоммуникаций 32
Заключение 42
Список литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

Analiz_mirovogo_rynka_telekommunikatsionnykh_uslu-1.docx

— 1.24 Мб (Скачать файл)

В настоящее время на отечественном рынке более 90% всей фактической абонентской базы приходится на долю четырех крупных операторов: «МТС», «Вымпелком», «Мегафон» и «Теле 2». (Таблица 1).

Таблица 1. Клиентская база ведущих операторов России

Сотовый оператор

Количество абонентов

МТС

71 441 662

Вымпелком

52 019 995

Мегафон

56 607 047

Теле 2

18 439 306


Источник: Соmpany data as at 31/12/2010, ACM-Consulting estimates, http://www.acm-consulting.com/

Несмотря на общую тенденцию либерализации внешнеэкономической деятельности, сфера связи в России, как и в большинстве стран, всегда находилась под особым патронажем государства в силу своей стратегической значимости и интересах национальной безопасности.

Наиболее ярким примером зарубежной экспансии из отечественной практики является деятельность сотового оператора «Tele2 Россия». Этот оператор представляет европейский телекоммуникационный холдинг, который в настоящее время работает в 11 странах и является одним из наиболее активных и быстроразвивающихся сотовых операторов в России. Планы компании ориентированы на долгосрочное присутствие на российском рынке, что находит свое отражение в той важной социальной функции, которую оператор реализует в данном сегменте.

Отечественные операторы сотовой связи в последние несколько лет также стали активно предпринимать попытки выхода на зарубежные рынки. Во многом эти попытки ограничивались экспансией на рынки стран СНГ, что объясняется схожими социальными и экономическими реалиями в этих странах.

В заключении следует отметить, несмотря на то, что одна из основных тенденций международной торговли мобильных услуг это либерализация и транспарентность отношений, сфера связи находится под особым патронажем государства во многих странах. Отечественные операторы сотовой связи сталкиваются с растущей конкуренцией как внутри страны, так и на внешних рынках. Ситуация во многом осложняется существующими различного рода барьерами: лицензирование, дополнительные налоги, взимаемые с мобильных операторов, ограниченное количество радиочастот и т.д. Все это вынуждает компании скептически относиться к перспективам выхода на внешние рынки и серьезней обдумывать стратегии собственной зарубежной экспансии.

Влияние вступления РФ в ВТО на рынок телекоммуникационных услуг

Обязательства России в области связи и телекоммуникаций, связанные со вступлением в ВТО, содержатся в специальном протоколе, согласно которому национальному и международному капиталу должны быть обеспечены равные условия для доступа на рынок. На практике это означает, что для приходящих на российский телеком-рынок иностранных компаний постепенно снимаются существующие барьеры и ограничения, а новые вводиться не будут.

В то же время Россия оставляет за собой право на законодательном уровне устанавливать ограничения на выбор формы, в которой иностранная компания может вести бизнес на территории нашей страны. В протоколе это называется «формой коммерческого присутствия». Другими словами, зарубежные телеком-компании могут работать на российском рынке только в качестве российского юридического лица, но не как филиал иностранной фирмы.

Однако надо отметить, что и без требований ВТО доступ иностранного капитала на российский рынок не встречает особых препятствий. Например, ценные бумаги МТС, «ВымпелКома» и «Ростелекома» свободно торгуются на Нью-Йоркской и Лондонской биржах. Telia Sonera владеет значительной частью «МегаФона», а Tele2 и вовсе 100%-ная дочка западной компании. Тем не менее, Россия оставила за собой возможность ввести ограничения на общее участие иностранных компаний в уставном капитале российских операторов: доля иностранного капитала в отечественной телеком-компании не должна превышать 49%, т.е. иностранная компания не может владеть контрольным пакетом акций. Но эти ограничения могут действовать только в течение четырех лет с даты присоединения России к ВТО.

Таким образом, у отечественных предпринимателей есть четыре года, чтобы подготовиться и выбрать бизнес-стратегию работы в условиях, когда будут сняты практически все ограничения для выхода иностранного капитала на российский рынок.

При этом Россия не может создавать более благоприятные условия для инвестиций, осуществляемых из какой-либо одной страны: это будет противоречить принципу «наиболее благоприятствуемой нации», который означает, что, если предоставляется какой-то благоприятный правовой режим для представителей одного члена ВТО, то он должен автоматически действовать и для представителей любой другой страны-члена ВТО.

Особый режим предусматривается и в отношении спутниковой связи. С момента вступления России в ВТО для иностранных операторов не будут устанавливаться новые ограничения на доступ к оказанию услуг фиксированной спутниковой связи российским юридическим лицам, имеющим лицензии на телекоммуникационные услуги. В отношении остальных услуг спутниковой связи действует трехлетний переходный период, в течение которого Россия может вводить те или иные ограничения на доступ иностранных операторов связи к оказанию соответствующих услуг.

Именно в этом сегменте, по мнению экспертного сообщества, у иностранных операторов наиболее сильные позиции – хотя бы потому, что в других странах услуги спутниковой связи дешевле, чем в нашей, и предоставляются, как правило, более широкому кругу потребителей. Так что российским спутниковым операторам имеет смысл серьезно задуматься о своем будущем и выработать бизнес-модель, которая позволит им достойно конкурировать – или сотрудничать – с иностранными компаниями.

«Дополнительные обязательства». Кроме общепринятых обязательств, обусловленных членством в ВТО, Россия приняла на себя так называемые дополнительные обязательства в области телекоммуникационных услуг, которые в ВТО именуются «базовыми коммуникациями» (телефонная связь, определенные виды передачи данных, мобильная и спутниковая связь). В этот список также вошло регулирование деятельности крупных поставщиков телекоммуникационных услуг, общие гарантии конкуренции, правила присоединения к сетям, независимость регулирующего органа, распределение и использование ограниченных ресурсов, включая радиочастотный спектр. Это значит, что Россия обязуется обеспечить гарантии конкуренции и ограничить деятельность продавцов коммуникационных услуг, которая ведет к монополизации рынка.

В рамках «дополнительных обязательств» Россия также должна обеспечить беспрепятственный (недискриминационный) доступ и подключение к сетям связи общего пользования. ВТО рекомендует установить цены на присоединение на основе себестоимости такой услуги. Однако сейчас цены на присоединение нередко увеличиваются за счет включения в определенную услугу дополнительных опций. А иногда оператору и вовсе отказывают в присоединении «ввиду отсутствия технических возможностей».

Что же касается независимости регулятора, то в ВТО под этим, прежде всего, подразумевается неучастие этого органа в непосредственном управлении работой подведомственных компаний. Регулятор должен сохранять беспристрастное отношение ко всем участникам рынка. Однако практика показывает, что так получается не всегда.

Еще одно требование из списка «дополнительных обязательств» – справедливое распределение ограниченного ресурса в телекоме, прежде всего радиочастотного спектра. К сожалению, и здесь среди участников рынка нет единодушия относительно того, что все решения регулятора о выделении частот безупречны. Особенно это касается частот для 3G и LTE.

Одним из ключевых требований ВТО в сфере телекоммуникаций, включенных в протокол, является обеспечение населения универсальной услугой связи, т.е. качественной связью по доступным ценам. Содержимое универсальной услуги, ВТО, судя по всему, предоставляет право определять своим членам самостоятельно. В России, например, это установка таксофонов в каждом населенном пункте, что, несомненно, хорошо – в качестве «пожарной или тревожной кнопки», но для простого общения таксофоны используются крайне редко. Очевидно, универсальная услуга должна включать еще какой-то альтернативный и более востребованный вид связи.

По сравнению со странами БРИК Россия взяла на себя самые большие обязательства, приняв наиболее либеральные условия для допуска иностранных компаний к оказанию услуг связи на своем рынке. Например, Индия ограничила участие иностранного капитала в своих телеком-компаниях 25% (Россия – 49%). Бразилия закрепила в договоре о присоединении к ВТО эксклюзивные права национальной телекоммуникационной компании EMBRATEL. А Китай разрешает на своей территории работать только совместным предприятиям, при этом для них действуют ограничения по географии оказания услуг и доли иностранного капитала. В ЮАР и вовсе весь международный трафик должен проходить только через сети национального оператора.

Россия установила один из наиболее благоприятных режимов допуска иностранных компаний на свой рынок телекоммуникационных услуг. Впрочем, чтобы этот режим заработал, необходимо выполнить как минимум два условия. Во-первых, создать простые, понятные, прозрачные и основанные на объективных критериях процедуры регулирования, что, конечно, отметят иностранные инвесторы и операторы, анализируя возможность работы в России. И в то же время жизненно необходимо позаботиться о том, чтобы отечественные компании выстояли под напором мощного и интегрированного зарубежного бизнеса.

Конечно, вступление России в ВТО, с одной стороны, должно привлечь в страну, и в телеком в частности, иностранные инвестиции, открыть доступ к новым технологиям и бизнес-решениям, повысить уровень предоставляемых услуг. А, с другой – усилится конкуренция и потребует от российских участников рынка немалых усилий, консолидации активов, освоения новых технологий, более эффективной организации бизнеса, умения выбирать и успешно использовать самые рациональные модели сотрудничества с зарубежными партнерами.

В целом же присоединение России к ВТО должно принести в обозримой перспективе больше выгоды, чем потерь и бизнесу, и потребителям телекоммуникационных услуг, которые станут более доступными и разнообразными.

 

  1. Анализ конъюнктуры мирового рынка телекоммуникационных услуг. Прогноз развития рынка

В глобальном телекоммуникационном секторе устойчивый рост наблюдается более 10 лет. Доходы отрасли телекоммуникаций ежегодно увеличиваются на 6—7 % в основном благодаря развивающимся рынкам густонаселенных стран — Китая, Индии, России, Малайзии, Филиппин, Бразилии, Аргентины, Чили и других. Общие доходы крупнейших телеком-операторов мира в 2011 году возросли на 9,3 % по сравнению с предыдущим годом и достигли 1,76 трлн долларов. Число потребителей телекоммуникационных услуг в мире возросло на 12,7 % и составило почти 7 млрд пользователей (из них более 85 % — мобильные абоненты).3

Анализ мировой абонентской базы, насчитывающий порядка 5,6 млрд. абонентов, показывает, что такие развивающиеся рынки как Индия, Китай и ряд стран Юго-восточной Азии обладают соизмеримыми с европейскими рынками перспективами (Рисунок 3).

Рисунок 3. География распределения мировой абонентской базы4

 

 

 

3.1. Ведущие телекоммуникационные компании  мира

Сегодня вполне очевидный лидер на мировом рынке телекоммуникационных услуг — США. Для американских компаний характерен переход к предоставлению расширенного спектра сервисных возможностей и активное проникновение на соседние рынки, как правило, через реализацию межфирменных слияний на национальном и мировом уровнях. Примером может быть американская компания «AT&T», которая в 1998 г. приобрела «Telecommunications Inc.» (TCI) (США), в 1999 г. — «Media One» (США).

Еще в 1996 г. компании «France Telecom» (Франция), «Sprint Communications» (США) и «Deutchc Telecom» (Германия) создали международное совместное предприятие в телекоммуникационной отрасли — компанию «Global One», которая сейчас имеет собственные филиалы в разных странах мира, в том числе и в России. Крупнейшая французская компания «France Telecom» в 2000 г. за 46 млрд дол. приобрела акции ком­пании «Orange» (Великобритания). Крупнейшая английская телекоммуникационная компания «BritishTelecommunications» в 2000 г. стала владельцем западногерманской компании «Viag» за 13,8 млрд дол. Однако самой крупной сделкой 2000 г. было приобретение британской компанией «Vodafone Air Touch» западногерманской компании «Mannesmann» за 200 млрд дол. Крупнейшая западногерманская телекоммуникационная компания «Deutsche Telekom» в 2000 г. приобрела за 24,6 млрд дол. американскую «VoiceStream». Японская компания «NTT DoCoMo» в 2001 г. купила американскую компанию «AT&T Wireless Group».

Подобного рода крупномасштабные сделки демонстрируют общий процесс межфирменных укрупнений за счет слияний и поглощений, способствуя значительной концентрации капиталов и расширению географических границ деятельности высокотехнологичных крупных компаний-операторов на этом относительно новом и быстроразвивающемся мировом рынке.

Серьезные изменения происходят и в развивающихся странах. Так, ведущие аргентинские компании-операторы «Telefonica de Argentina» (контролируется испанской «Telefonica», которая входит в число 20 ведущих телекоммуникационных компаний-операторов мира и занимает первое место на испанском рынке), «Telecom Argentina» (контролируется консорциумом, во главе которого итальянская компания «STET» и «France Telecom» — крупнейшая телекоммуникационная компания-оператор Франции) и «Tclintar» (контролируется компаниями «Telefonica de Argentina» и «Telecom Argentina») активно развиваются и в ближайшем будущем также планируют предоставление максимально возможного пакета телекоммуникационных услуг.

В то же время в ряде стран мира (Китае, США, Бразилии) идет и обратный процесс, т.е. разделение действующих телекоммуникационных компаний, который продиктован требованиями антимонопольного законодательства этих государств. В Бразилии в 1998 г. произошло разделение национального монополиста «Telebras» на 12 независимых компаний. В их числе теперь три компании занимаются местной связью, восемь — сотовой и одна компания «Embratel» — дальней связью. В результате разделения произошло заметное усиление конкуренции в основных сегментах местной и сотовой связи. Характерно при этом, что контрольный пакет акций вновь образованной компании «Embratel» был приобретен американской компанией «MCI Worldcom».

Несмотря на общую тенденцию либерализации внешнеэкономической деятельности, сфера связи в России, как и в большинстве стран, всегда находилась под особым патронажем государства в силу своей стратегической значимости и интересах национальной безопасности.

Информация о работе Основные тенденции мирового рынка телекоммуникационных услуг