Описание применения средств внутренней и внешней рекламы в деятельности публичных библиотек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – описать применение средств внутренней и внешней рекламы в деятельности публичных библиотек.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
дать краткую историческую справку библиотечной рекламы;
дать определение понятию «реклама в деятельности библиотек»;
рассмотреть законодательное обеспечение рекламной деятельности библиотек;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...4
Глава 1 . Реклама в библиотеке…………………………………………….8
Библиотечная реклама: определение, сущность, функции…………...8
Законодательное обеспечение рекламной деятельности библиотек…12
PR -деятельность библиотек……………………………………………14
Классификация библиотечной рекламы……………………………….17
Средства внешней рекламы……………………………………………..21
1.6 Внутренняя реклама, особенности библиотечного дизайна………….23
1.7 Виды и особенности библиотечной рекламы………………………....28
1.8 Новые технологии в рекламной деятельности…………………….....31
1.8.1 Интернет-реклама……………………………………………………..32
1.8.2 Презентация……………………………………………………………35
Глава 2. Описание применения средств рекламы в деятельности публичных библиотек……………………………………………………………….36
2.1Применение средств внешней рекламы ………………………………...36
Применение средств внутренней рекламы ……………………………..40
Заключение………………………………………………………………………45
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая реклама библиотек.docx

— 102.23 Кб (Скачать файл)

 К средствам PR относятся  мероприятия, всегда имевшиеся в  арсенале библиотек – выставки, конференции, презентации, публикации  в СМИ, выступления на радио и телевидении и т.д.  Эти библиотечные мероприятия имеют «двойной эффект»: с одной стороны они относятся к группе массовых мероприятий и являются услугами библиотеки, а с другой – уровень проведения этих мероприятий отражается на имидже библиотеки-организатора.

Массовые мероприятия – это самая дешёвая реклама библиотеки, так как она видна местному сообществу и способна улучшить (или наоборот) имидж библиотеки.

 

1.4 Классификация библиотечной рекламы.

Одна из сложнейших проблем библиорекламоведения – это классификация библиотечной рекламы. В настоящее время существуют как традиционная библиотечная реклама, так и реклама, основанная на новейших рекламно-информационных технологиях (например, электронная) [4, С.19].

Выделяют основные виды библиотечной рекламы по критерию объекта:

    • ресурсная – реклама библиотечно-информационных ресурсов;
    • производственная – реклама результатов библиотечного производства;
    • сервисная – реклама библиотечных услуг.

Основа библиотечной рекламы – рекламная информация (далее РИ).

По характеру РИ  различаются реклама фактографическая и библиографическая.

Библиотечная реклама является преимущественно фактографической, т.е. содержит факты из истории и деятельности библиотек, сведения о библиотечно-информационных учреждениях, их ресурсах, персонале, акциях, мероприятиях т.д. Обладает такими свойствами как объективность, полнота, адекватность, оперативность, точность, достоверность, доступность и т.д.

Значительную часть библиографической и, частично, фактографической рекламы составляет реклама книги.

Библиографическая реклама – один из инструментов продвижения к пользователю всевозможных фиксированных текстов; презентации документов и их коллекций.

Выделяют виды библиотечно-библиографической рекламы по признаку преобладающих задач. Так , библиотечная реклама может быть:

    • информационная, т.е. используемая для информирования потребителей о новых продуктах;
    • побудительная (увещевательная) – используемая для создания у целевых потребителей выборочного спроса на какой-либо библиотечный продукт, формирования спроса на ресурсы, товары, услуги;
    • сравнительная – осуществляет прямое или косвенное сравнение рекламируемых продуктов с аналогичными по содержанию и назначению;
    • подкрепляющая (библиотечно-библиографическая) – даёт потребителям повторную информацию о существующих ресурсах, продуктах, услугах, поддерживает спрос на них.

В соответствии с социально-экономическим критерием библиотечная реклама подразделяется на коммерческую и социальную. В основном библиотеки занимаются некоммерческой рекламой.

По типу целевой аудитории выделяют:

    • потребительскую библиографическую рекламу, нацеленную на людей, удовлетворяющих личные потребности;
    • деловую библиографическую рекламу, направленную на лиц, занимающихся закупками для организаций.

По средствам передачи рекламных сообщений различается:

    • печатная;
    • электронная;
    • наружная.

По критерию открытости:

    • явная – привлекает визуально; 
    • скрытая – реклама, которую нельзя потрогать, но можно почувствовать: дни библиотек, фестивали, конкурсы, литературные вечера и т.п.; искренняя улыбка и грамотная консультация специалиста – тоже в какой-то степени реклама.

По каналам распространения выделяют:

    • прямую (адресную) почтовую рекламу
    • газетно-журнальную
    • радиорекламу
    • кино-, теле-, видеорекламу
    • рекламу в компьютерных сетях.

По средствам использования:

    • наружная (визуальная): щиты, вывески, витрины, стрелки-указатели, движущиеся носители;
    • внутренняя – совокупность средств, помогающих посетителю ориентироваться в библиотечном пространстве: объявления, плакаты, схемы, оформление библиотечного интерьера.

По функциональному назначению:

    • деловая документация: бланки, конверты, визитки и т.д.;
    • сувенирная: ручки, папки, календари и т.д. с символикой библиотеки.

Классификация рекламы по типу её спонсора, инициатора имеет следующий вид:

    • посредническая;
    • частная;
    • от имени правительства и других общественных институтов (правительственная, социальная, политическая).

По характеру воздействия на аудиторию может быть:

    • «жёсткая» - реклама, близкая по характеру к средствам стимулирования сбыта и используется в комплексе с ним (агрессивный нажим);
    • «мягкая» реклама – не только сообщает о товаре, но и формирует вокруг него благоприятную атмосферу.

В зависимости от размеров территории, охватываемой рекламной деятельностью, выделяются:

    • локальная: от конкретного места продажи до отдельного пункта;
    • региональная: охватывает определённую часть страны;
    • международная: ведётся на территории нескольких государств;
    • глобальная (всемирная) реклама: охватывает весь мир.

В постперестроечный период, когда библиотеки едва сводили концы с концами, кто-то вводил дополнительные платные услуги, кто-то устраивал коммерческие развлекательные мероприятия, кто-то искал спонсоров и т.п.

В итоге самые удачливые и смекалистые библиотекари чётко усвоили золотое правило: хочешь жить хорошо – сумей подать себя в выгодном свете. Ведь реклама – это умение интересно рассказать о своих достоинствах, наглядно демонстрировать их, показывать, насколько хорошо библиотека работает; насколько дорожит своими читателями [4, С.16].

 

1.5 Средства внешней  рекламы.

Как театр начинается с вешалки, так и встреча с библиотекой может состояться задолго до того, как читатель переступит порог. В этом поможет наружная реклама.

    • Уличная реклама – планшеты, щиты, растяжки, транспаранты в различном пространственном расположении.
    • Световая реклама – «бегущая строка», неподвижное изображение, движущееся изображение.
    • Вывески; баннеры – прямоугольные или треугольные планшеты из ткани, бумаги, пластика с рекламным текстом.
    • Крыша – надписи, буквы и логотипы, установленные на крыше, привлекают внимание.
    • Козырьки и маркизы – расположенные над крыльцом или окнами козырьки или маркизы с логотипом библиотеки или ее названием не только спрячут от дождя или позволят стряхнуть капли с зонтика, но и создадут атмосферу солидного учреждения, а также послужат «зазывалой» в библиотеку.

Многообразие форм наружной рекламы рассматривается по двум направлениям. К первому относят стационарную рекламу, которая представляет собой размещение рекламных материалов вне стен библиотеки на неподвижных носителях.  Наружная стационарная реклама относится специалистами  к наиболее перспективным средствам.

К другому направлению наружной рекламы относят транспортную рекламу, представляющую потребителям надписи, наклейки и плакаты на наружных поверхностях и в салонах транспорта всех видов.

В законе «О рекламе» сказано, что наружная реклама может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло и т. д., но она не должна иметь сходство с дорожными знаками и указателями.

Самое главное средство наружной рекламы – это внешний вид здания и прилегающей к нему территории.

Для наружной рекламы характерны:

    • лаконичность (4-7слов);
    • укрупнённый шрифт;
    • яркая, но не пёстрая цветовая гамма;
    • минимум иллюстративного материала (желательно рядом с текстом поместить логотип) [5, С.69].

Реклама на экране стала постоянной принадлежностью современной жизни – это кино- и видеофильмы, видеоклипы и видеоролики.

Сегодня закон «О рекламе» предусматривает ряд положений об использовании рекламы на телевидении, оговаривается время и частота повторов того или иного рекламного ролика в течение одного вида телепередач: официальных, информационных, развлекательных программ, демонстрации кинофильмов.

Очень популярна реклама на радио в виде музыкальных роликов или просто прочтении необходимой краткой информации. Если знакомый голос любимого артиста расскажет вам о библиотеке – это сработает точно так же как и реклама по телевизору.

Достаточно распространенной, не требующей больших финансовых затрат, формой привлечения в библиотеку клиентов, ее рекламой становятся клубы по интересам. [Приложение №2].

Интерьерная реклама – еще один способ размещения сведений о себе. Допустим, в книжном магазине над кассой располагается логотип вашей библиотеки или лежат закладки с вашей символикой. Это привлекает покупателя, он видит, что вы заботитесь о его интересах, и обязательно заглянет в библиотеку, вместо того, чтобы покупать книжку.

Для того, чтобы реклама хорошо действовала необходимо разработать фирменный стиль – цвет, шрифт, написание, логотип. Тогда, по прошествии какого-то времени, библиотеку начнут узнавать в лицо сразу же.

 

1.6 Внутренняя  реклама, особенности библиотечного дизайна

Реклама – это не роскошь, она неотделима от дизайна, недаром существует понятие «рекламный дизайн». Для того, чтобы проводить рекламную кампанию, необходимо четко ставить цели и задачи и составлять план деятельности.

Ведущая роль во внутренней рекламе принадлежит оформлению библиотечного интерьера [5, С.80].

Дизайн или «художественное конструирование» библиотеки. Слово дизайн в русском языке появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. "Disegno" - это замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция.

Термин “дизайн” подразумевает ряд значений. В широком смысле это синоним творческой, преобразовательной деятельности. Функции дизайна многообразны: гносеологическая, эвристическая, коммуникативная и т.д. Его установки и методы проникли в разные виды деятельности.

В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека. Человек, занимающийся дизайном (дизайнер) должен обладать знаниями во многих предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа. С уверенностью можно сказать, что дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды.

В 1959 году в качестве международного обозначения слова и смысла «Дизайн» все же был принят термин «industrial design»- «индустриальный дизайн».

Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

Предпосылками дизайнерского искусства являются:

  • прежде всего, естественное человеческое стремление к прекрасному, а также желание воплощения новых и все более совершенных образов;
  • экономическая выгода, являющаяся огромным мотивом для развития дизайна.

Новый этап его развития возник при переходе от ручного производства к машинному. Для того, чтобы пользоваться только что изобретенными изделиями, им нужно было придать определенную форму, которая привлекла бы своим видом покупателей, чем успешно и занимается современный дизайн. Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. Существует:

    • дизайн интерьера;
    • дизайн одежды;
    • дизайн книги;
    • ландшафтный дизайн;
    • выставочный дизайн;
    • и многое другое.

Почти все виды дизайна неразрывно связаны с библиотекой. Дизайн интерьера позволяет создать свой лаконичный, строгий и неповторимый образ «моей» любимой библиотеки, где можно найти нужную книгу или журнал, прочитать интересную книгу, познакомиться с научными статьями на интересующую тему.

Дизайн одежды, может быть, как знать, со временем даст нам форменную одежду работников той или иной библиотеки.

Дизайн книги интересует всех – читателя, библиотекаря, автора, издателя, художника.

Ландшафтный дизайн – это озеленение наших читальных залов и холлов, больше полугода на наших улицах царит холод, а зеленые комнатные уголки не только украшают и радуют, но и дают уют и «домашность» или, наоборот «строгость» стилю.

Выставочный дизайн знаком любому библиотекарю. Без выставок библиотека не может существовать.

Информация о работе Описание применения средств внутренней и внешней рекламы в деятельности публичных библиотек